Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.

Содержание работы

Введение.............................3
1.Понятие финансовой системы государства, сущность финансовой системы государства.
1.1Критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему.......5
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика.........13
3.Финансы сферы материального производства – исходное звено
финансовой системы.......................25
Заключение.............................29
Список использованных источников.................31

Файлы: 1 файл

Канашевич Юстина.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

Канашевич Юстина 2 группа

 

Финансовая система государства

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................3

1.Понятие  финансовой системы государства,  сущность финансовой системы  государства.

1.1Критерии  и принципы финансовых отношений,  включаемых в финансовую систему.......5

2. Сферы и звенья финансовой  системы, их характеристика.........13

3.Финансы  сферы материального производства  – исходное звено

финансовой  системы.......................25

Заключение.............................29

Список  использованных источников.................31

 

ВВЕДЕНИЕ

                                   

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного

функционирования рыночной экономики  и  необходимой  предпосылкой  роста и

стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и

распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Следовательно,  хотя структурный  переход от в основном централизованно

планируемой и контролируемой экономики  к экономике, функционирующей в

соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое

важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана

надежная финансовая система,  могут  развиваться рынки денег и  капитала,

особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных

бумаг.

 

При этом в процессе воспроизводства  на разных уровнях, начиная с предприятия

и кончая национальной экономикой в  целом, образуются и используются фонды

денежных средств. Система образования  и использования фондов денежных

ресурсов, участвующих в обеспечении  процесса воспроизводства и составляет

финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих  между

государством, предприятиями и  организациями, отраслями, территориями и

отдельными гражданами в связи  с движением денежных фондов, образует

финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную

систему живого организма, через которую  осуществляется движение товаров и

услуг, своеобразный обмен веществ  между экономическими клеточками

общественного организма.

 

Поэтому без нормального функционирования финансового механизма рыночная

экономика работать не в состоянии. Задача государства состоит в  том, чтобы

оценить роль финансовых отношений  в тот или иной период развития. Именно

поэтому в условиях рыночной экономики  необходимо научиться сочетать полную

самостоятельность предприятий с  государственным регулированием экономики  и

финансов предприятий. Эти задачи должен решать функционирующий на том  или

ином этапе развития общества финансовый механизм.

Кроме того, с переходом к рыночной экономике возрастает и роль финансов

предприятий, благодаря которым  производятся все экономические  блага.

Так, финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном

процессе и формировании собственных денежных средств и централизованных

финансовых ресурсов государства.

 

Переход к рыночной экономике вызвал серьезные изменения всей финансовой

системы и в первую очередь ее основного звена — финансов предприятий  сферы

материального производства. Финансовые условия хозяйствования претерпели

существенные преобразования, которые  выразились в либерализации экономики,

изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации,

изменении условий государственного регулирования, введении системы

налогообложения предприятий. Все  это привело к повышению роли

распределительных отношений. В результате проводимых в стране реформ

появились развитый негосударственный сектор экономики, современная

банковская система, рынки товаров, услуг, капитала.

 

Кроме того, финансы предприятий - это  объективная экономическая  категория

рыночной экономики, играющая ведущую  роль. Так,  каждое предприятие в

процессе своей производственно-хозяйственной  деятельности имеет денежные

средства, из которых формируются  различные денежные фонды. Через  эти фонды

осуществляется финансирование процессов  производства и сбыта продукции,

обеспечение расширенного воспроизводства  и роста объемов выпуска продукции;

освоение новой техники и  ее внедрение в производственный процесс;

стимулирование работников, что  приводит к росту производительности труда;

различные расчеты с бюджетом в  виде уплаты налогов; с банков в виде выплаты

процентов за кредит. Каждый из формируемых  на предприятии денежных фондов

имеет определенное назначение и порядок  формирования.

 

Основной целью работы является рассмотрение роли финансов предприятия  сферы

материального производства в финансовой системе  Республики Беларусь.

Задачами работы являются:

1) характеристика финансовой системы  Республики Беларусь.

2)  рассмотрение сущности финансов предприятия сферы материального производства.

В ходе работы была использована литература  по таким предметам, как «Теория

финансов», «Финансы предприятий», «Экономика предприятий», а также широко

использовались различные периодические  издания и статистические данные.

 

1.Понятие финансовой системы  государства, сущность финансовой  системы государства.

 

Финансы - это система  экономических отношений в сфере  формирования, распределения и использования  фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых  происходит через особые фонды, - это  финансовые отношения. Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми  отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.

Финансы - экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется  в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему  государства. С точки зрения социально-экономических  отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического  анализа и роли государства в  развитии национальной экономики особое значение имеют государственные  финансы. Принципом их построения, характерным  для финансовых систем современных  развитых стран, является принцип фискального  федерализма, при котором четко  разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с  этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный  бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в  бюджеты членов федерации, а последние  не включаются в государственный федеральный бюджет. Например государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

В системе финансовых отношений  государства немаловажную роль с  точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играют налоги. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную  и фискальную. Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных  направлений деятельности государства: в области налогообложения и  регулирования структуры государственных  расходов с целью воздействия  на экономику (фискальная политика) и  в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение  налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Влияние налогов на объем ВНП  осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных  расходов. Влияние государственных  расходов на совокупный спрос аналогично влиянию инвестиций. И подобно  инвестициям государственные расходы  обладают мультипликационным эффектом.

В основе бюджетной политики государства могут лежать различные  теоретические концепции: концепция  ежегодно балансируемого бюджета; концепция  балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция, в основе которой  лежит идея функциональных финансов.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов  и расходов. Несбалансированность бюджета  означает количественное неравенство  между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета  над его доходами называется бюджетным  дефицитом.

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  образует государственный долг. Различают  внешний и внутренний государственный  долг.

                              

Финансы возникли с появлением государства. Само понятие финансов связано с

движением (наличным или безналичным) денежных средств. Однако не все денежные

отношения можно назвать финансовыми. Например, покупка-продажа товаров

сопровождается движением денег, но эти отношения не являются финансовыми.

Финансы являются одной из важнейших  экономических категорий, отражающей

экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Их возникновение произошло  в условиях перехода от натурального хозяйства к

регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием

государства и его потребностей в ресурсах.

Финансы незаменимы потому, что позволяют  приспособить пропорции производства

к нуждам потребления, обеспечивая  в сфере хозяйствования удовлетворение

постоянно меняющихся воспроизводственных  потребностей. Это происходит с

помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие

общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры  денежных

(финансовых) фондов, создаваемых в  распоряжении субъектов хозяйствования.

Финансы объективно необходимы, так  как обусловлены потребностями

общественного развития. Государство  же может, учитывая объективную

необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы  их

использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы

использования  финансовых  ресурсов и т. д. Государство не может создавать

то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно

устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических

отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот

производственных фондов на расширенной  основе, регулировать отраслевую и

территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение

научно-технических достижений, удовлетворять  другие общественные потребности.

Финансы способствуют развитию объективных  и субъективных предпосылок

революции. Их воздействие достигается  стимулированием ускорения темпов роста

и совершенствования технологии в  промышленности, сельском хозяйстве,

строительстве и других отраслях народного  хозяйства, прямым участием в

финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы

обеспечивают проведение научных  исследований и внедрение их результатов  в

производство. Они участвуют в  формировании и качественном изменении  главной

производительной силы общества –  его работников.

Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение

структуры общественного производства, усиление его концентрации и

централизации капитала. Новое состояние  получает рабочая сила: меняется его

квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и

его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению

производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к  иным

общественным формам организации  экономической и социальной жизни  человека.

Финансы создают материальные предпосылки  для такого перехода.

Финансы — это экономические  отношения, возникающие в процессе распределения,

перераспределения в денежной форме  части стоимости национального  продукта,

создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых  для

удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные

функции: распределительную и контрольную. Первая связана с распределением и

перераспределением части стоимости  общественного продукта. В ходе этих

процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов

хозяйствования, государства, доходы населения. Вторая обусловлена тем, что

движение денежных средств может  количественно отображаться различными

финансовыми показателями, которые  “сообщают”, как распределяются и  как

используются финансовые ресурсы. Это позволяет обществу контролировать

Информация о работе Финансовая система РБ