Дефицит и профицит бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении бюджетной системы России и выявлении проблем бюджетного дефицита и профицита.

Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

- изучение понятий государственного бюджета и бюджетной системы;

- исследование исторического развития бюджетной системы в России;

- исследование изменения в бюджетном кодексе Российской Федерации;

-характеристика консолидированного бюджета РФ;

- изучение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджетной системы
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.3 История развития бюджетной системы России
Корни современной бюджетной системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.
Глава 2. Бюджетная система Российской федерации
2.1 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
2.2 Изменения бюджетного кодекса Российской Федерации
2.3 Характеристика консолидированного бюджета РФ
Глава 3. Дефицит и профицит бюджета
3.2 Проблемы бюджетного дефицита и профицита.
3.3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Заключение

Файлы: 1 файл

к2.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

-один федеральный бюджет;

-21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;

-пять краевых и областных бюджетов;

-два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;

-один бюджет автономной области;

-10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;

-около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых).

«Бюджетная система  Российской Федерации – основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.14»

В условиях федеративного государства  бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.

В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным  кодексом определено, что бюджетная  система основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств.

Таким образом, государственная бюджетная  система оказывает воздействие  па все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.

В условиях перехода к рынку государственный  бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия  на общественное производство и режим  расходования бюджетных средств.

2.2 Изменения бюджетного кодекса Российской Федерации

 

С 1 января 2008 года вступили в силу изменения, внесенные в Бюджетный  кодекс РФ. Далее в курсовой работе будут рассмотрены основные новации  бюджетного законодательства.

Изменения в Бюджетный кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (далее - Закон № 63-ФЗ). Новые нормы стали применять, начиная с составления бюджета на 2008 год, а затем и при его исполнении. А также и при представлении бюджетной отчетности за 2007 год. Это связано с утверждением новой Инструкции по ее составлению (приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н).

Изменения, вступившие в силу в 2008 году, главным образом направлены на комплексное регулирование организации  бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Закон № 63-ФЗ внес целый  ряд поправок, которые обеспечивают устранение внутренних противоречий, восполняют пробелы правового регулирования, уточняют формулировки действующей  редакции Бюджетного кодекса РФ, создают  новые термины и понятия.

Основные нововведения:

—формирование бюджетов на трехлетний период;

—четкая структура состава и полномочий участников бюджетного процесса;

—установление единых принципов организации бюджетного процесса;

—уточнение базовых понятий и бюджетной терминологии;— четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий;

—планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения обязательств;

—усиление стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному распоряжению и управлению региональными и муниципальными финансами;

—проведение реструктуризации бюджетной сети;

—отражение каждой программы и видов средств в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета, детальная классификация средств отдельных бюджетов;

—утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ.

В Бюджетный кодекс РФ введены новые принципы единства кассы и подведомственности расходов.

Принцип единства кассы обеспечивает полную прозрачность и подотчетность формирования и использования бюджетных средств.

Принцип подведомственности усиливает ответственность за исполнение бюджетных обязательств, устраняет дублирование отдельных полномочий. Одновременно установлена прозрачная и четкая подведомственная сеть главного распорядителя.

Также исключена возможность  выполнения функций распорядителя  бюджетных средств подведомственными  органами исполнительной власти и учреждениями других уровней.

Среди важных новаций  отметим изменение продолжительности  финансового периода. Со следующего года федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ будут ежегодно составляться и  утверждаться на три года. В результате ранее утвержденные проектировки второго и третьего года станут основой следующего бюджета.

Предложено дифференцированно  планировать (и исполнять) разные типы бюджетных обязательств.

Органы государственной  власти субъектов РФ получили возможность выбора между утверждением бюджета субъекта и местных бюджетов на три года либо на очередной финансовый год (с составлением перспективного финансового плана).

Одновременно реализован принцип рамочного законодательного регулирования составления проекта бюджета (гл. 20 Бюджетного кодекса РФ). Вводятся общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие: требования к содержанию среднесрочного финансового плана, к прогнозам социально-экономического развития, порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ, условия прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, состав показателей, утверждаемых в проекте закона о бюджете, его этапы и сроки составления.

Внесены изменения и  в главу 4 Бюджетного кодекса РФ, которая посвящена бюджетной классификации. Эти изменения затронули классификацию:

— доходов;

— расходов;

— источников финансирования дефицита бюджетов;

— операций сектора государственного управления.

Немаловажно и то, что  значительно расширена самостоятельность каждого уровня власти при определении классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Они получили возможность адаптировать бюджетную классификацию (в рамках общей бюджетной системы и единой методологии) к специфике и потребностям каждого конкретного бюджета.

Однако для обеспечения  единства, прозрачности и обоснованности бюджетной классификации к составным  частям ее кодов предъявляют четкие требования.

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ определен конкретный порядок предоставления полномочий по исполнению бюджета соответствующему органу исполнительной власти. Кроме того, введен принцип иерархичности организации исполнения бюджетов. Он позволяет одновременно контролировать утвержденный бюджет и обеспечить гибкость и вариантность его детализации. При этом финансовые органы получают возможность выбора между сохранением действующей схемы организации исполнения бюджета (на основе единой сводной бюджетной росписи) и делегированием полномочий главным распорядителям бюджетных средств.

2.3 Характеристика консолидированного бюджета РФ

 

Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного  региона составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод Федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ .

«Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов.15»

Консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ не рассматриваются  и не утверждаются законодательными и представительными органами власти. Консолидированные бюджеты являются чисто статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих данное государство или территориальные образования по доходам денежных ресурсов в бюджет соответствующего уровня. Статистические консолидированные показатели используются:

-при бюджетном планировании;

-при анализе формирования и использования финансового фонда государства;

-при разработке прогнозов  экономического и социального  развития государства;

-при расчетах, характеризующих различные сферы обеспечения экономики общества, отдельные территориальные образования и т. д.

При бюджетном планировании показатели консолидированных бюджетов используются, например, при определении  величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов  РФ и при определении размеров дотаций.

В частности, при определении отчислений и размеров дотаций в расчете принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов базируются на консолидированных бюджетах.

В частности, в доходной части баланса используются следующие  бюджетные данные: налог на добавочную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, внешнеэкономические операции, средства целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности.

Используя статистические данные консолидированных бюджетов за ряд лет можно более качественно и объективно организовать перспективное планирование и прогнозирование, в частности, при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и его территориальных образований.

Глава 3. Дефицит и профицит бюджета

         

       3.1 Определение бюджетного дефицита и профицита.

          

           В любом бюджете доходы и  расходы  должны  быть  сбалансированы.  Когда расходы бюджета превышают его  доходы,  образуется  отрицательное  бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.

           Расходы и доходы государственного бюджета  не  всегда  совпадают.  Чаще всего они и не совпадают. Если  расходы  больше  доходов,  то  правительство сталкивается  с  бюджетным   дефицитом.   Противоположная   ситуация,   т.е. превышение доходов  над  расходами,  называется  бюджетным  профицитом,  или излишком. Профицит —  положительное  сальдо  бюджета  —  представляет  собой обратное соотношение, то есть превышение  доходов  над  расходами.   Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

          Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов  роста  бюджетных  доходов  по  сравнению  с  увеличением  бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания  могут  быть  различными,  в частности:

         - кризисные явления в экономике;

         - неспособность правительства   держать  под  контролем   финансовую

           ситуацию в стране; - чрезвычайные  обстоятельства (войны, крупные   стихийные  бедствия):

         - милитаризация экономики в мирное  время;

         -  осуществление  крупных   централизованных  вложений  в   развитие

           производства и изменение его  структуры;

         -  чрезмерное  увеличение  темпов  роста  социальных  расходов  по

           сравнению с темпами роста  валового внутреннего продукта.

         Первичный дефицит – это общий дефицит государственного   бюджета, уменьшенный  на  сумму  процентных  выплат  по  государственному  долгу.  По аналогии определяется и первичный профицит.

          Принято также различать фактический, структурный и циклический  дефицит  государственного бюджета.

           Фактический дефицит –  это  отрицательная  разница  между  фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Информация о работе Дефицит и профицит бюджета РФ