Дефицит и профицит бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении бюджетной системы России и выявлении проблем бюджетного дефицита и профицита.

Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

- изучение понятий государственного бюджета и бюджетной системы;

- исследование исторического развития бюджетной системы в России;

- исследование изменения в бюджетном кодексе Российской Федерации;

-характеристика консолидированного бюджета РФ;

- изучение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджетной системы
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.3 История развития бюджетной системы России
Корни современной бюджетной системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.
Глава 2. Бюджетная система Российской федерации
2.1 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
2.2 Изменения бюджетного кодекса Российской Федерации
2.3 Характеристика консолидированного бюджета РФ
Глава 3. Дефицит и профицит бюджета
3.2 Проблемы бюджетного дефицита и профицита.
3.3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Заключение

Файлы: 1 файл

к2.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

В последнее время  много говорится о смене курса  реформ, а точнее - об адекватных подходах к развитию финансовой стратегии развития государства. Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Рассмотрение вопросов, связанных  с бюджетной системой и бюджетным  устройством невозможно проводить  в отрыве от государства, поскольку  они являются неотъемлемой частью государственного устройства. К тому же одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности. Таким образом, тема моей курсовой работы является актуальной и важной, так как бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении бюджетной системы  России и выявлении проблем бюджетного дефицита и профицита.

Курсовая работа предусматривает  решение следующих важнейших  задач:

- изучение понятий государственного бюджета и бюджетной системы;

- исследование исторического  развития бюджетной системы в  России;

- исследование изменения  в бюджетном кодексе Российской  Федерации;

-характеристика консолидированного бюджета РФ;

- изучение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.

В данной работе объектом исследования является бюджетная система  Российской Федерации. Предметом курсовой работы выступают изучение структуры и обзор функционирования бюджетной системы России

Глава 1. Теоретические основы бюджетной системы

1.1 Понятие и сущность государственного  бюджета

 

Приступая к изучению и исследованию бюджетной системы  России, первоочередным шагом является определение главных понятий, используемых в курсовой работе – понятиям бюджет и бюджетная система.

В финансовой теории и  практике существуют различные подходы к трактовке понятия бюджет, что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

«Бюджет - форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов РФ и местного самоуправления.1»

«Бюджет – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.2»

«Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.3»

С точки зрения экономического содержания категории, бюджет – это  денежные отношения, складывающиеся у  органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

«Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.4»

Если взять для примера  федеральный бюджет России, то он утверждается Государственной думой и Федеральным  собранием - высшей законодательной  властью страны. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует (через Министерство финансов и налоговую службу) сбор доходов и осуществление (через государственные службы) расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.

«Важнейшая функция  бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг.5»

Бюджет выступает также  как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью  проводится широкомасштабное перераспределение  доходов в целях достижения большей  социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных (от лат. transferre - переносить) платежей, идущих на социальные нужды.

Существенная доля бюджетных  средств идет на прямые и косвенные  военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.

Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.

«Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений - доходы бюджета и расходы бюджета. Однако доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики.6»

Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач.

Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов - обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

Таким образом, в формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет бюджетная система, характеристика и сущность которой, будет рассмотрена в следующем параграфе курсовой работы.

         1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»7. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения8.

По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство  – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма  государственного устройства, при которой  государственные образования или  административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Построение бюджетной  системы РФ основано на конституции  РФ и конституциях республик в  составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    1. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    1. Местных бюджетов.

В настоящее  время в России ежегодно утверждается Федеральный бюджет, 21 республиканский  бюджет, 55 краевых и областных  бюджетов,  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и множество муниципальных бюджетов, количество которых пока ещё не определилось, так как в субъектах федерации идёт процесс формирования муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. 12.08.2004).

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию бюджетной  системы и принципы её построения. Бюджетная система основывается на законодательно регулируемых экономических  отношениях между органами власти и  совокупностью бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Необходимо  отметить, что понятие консолидированного бюджета является обособленным в  структуре бюджетного устройства России. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов: бюджеты субъектов, бюджет Российской Федерации - и выполняет функцию объединения бюджетных показателей различных территориальных образований.  Такие объединённые бюджеты, которые законодательно не утверждаются, применяются для аналитических и статистических целей, для успешной реализации бюджетно-финансовой политики страны в целом и регионов в отдельности.

Итак, бюджетная  система России состоит из трех звеньев: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  федерации и бюджеты муниципальных образований. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 28) такая система основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • гласности.

Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных  бюджетов существуют внебюджетные фонды  и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.  Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный  фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального  страхования Российской Федерации;

3) Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования.

Информация о работе Дефицит и профицит бюджета РФ