Бюджетный дефицит (профицит) и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть поцесс формирования бюджетного профицита (дефицита) и выявить пути совершенствования в управлении резервным фондом и фондом национального благосостояния.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие профицита (дефицита) бюджета;
— рассмотреть способы управления профицитом бюджета и источники финансирования его дефицита;
— дать оценку профицита федерального бюджета;
— выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов (профицита) бюджетов;
— расмотреть возможности использования зарубежного опыта в управлении профицитом бюджета;

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы сбалансированности государственного бюджета РФ 6
1.1 Бюджетный дефицит: содержание, причины возникновения и
источники финансировании 6
1.2 Бюджетный профицит: сущность и способы управления 11
1.3 Способы управления государственным долгом 17
2 Оценка сбалансированности федерального бюджета РФ 23
2.1 Анализ динамики профицита (дефицита) федерального
бюджета РФ 23
2.2 Оценка государственной долговой политики РФ 27
3 Основные направления совершенствования управления бюджетным профицитом (дефицитом) в РФ 31
3.1 Меры по повышению эффективности управления бюджетным
профицитом (дефицитом) 31
3.2 Возможность использования зарубежного опыта в управлении профицитом (дефицитом) бюджета в отечественной практике 34
Заключение 39
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая11.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П.ОГАРЕВА»

Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студент

1 Тема  Бюджетный дефицит (профицит) и управление им

2 Срок представления работы к защите 

3 Исходные данные для научного исследования  работы отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, материалы периодической печати, статистические данные

4 Содержание курсовой работы

4.1 Теоретические основы сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации

            4.2 Оценка сбалансированности федерального бюджета РФ

            4.3 Основные направления совершенствования управления

            бюджетным профицитом (дефицитом) в РФ

 

 

Руководитель работы                                                                        

                                                                                                      

Задание принял к исполнению


Содержание

Введение                                                                                                                       4

1 Теоретические основы сбалансированности государственного бюджета РФ   6

1.1 Бюджетный дефицит: содержание, причины возникновения и

источники финансировании                                                                             6

1.2 Бюджетный профицит: сущность и способы управления                     11

1.3 Способы управления государственным долгом                                     17

2 Оценка сбалансированности федерального бюджета РФ                                 23

2.1 Анализ динамики профицита (дефицита) федерального

бюджета РФ                                                                                                     23

2.2 Оценка государственной долговой политики РФ                                  27

3 Основные направления совершенствования управления    бюджетным профицитом (дефицитом) в РФ                                                                               31

3.1 Меры по повышению эффективности управления бюджетным

профицитом (дефицитом)                                                                               31

3.2 Возможность использования зарубежного опыта в управлении профицитом (дефицитом) бюджета в отечественной практике                 34

Заключение                                                                                                                 39

Список использованных источников                                                                       41


Введение

 

Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или профицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита (профицита).

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.

Объектом исследования является бюджетный профицит (дефицит).

Цель работы — рассмотреть поцесс формирования бюджетного профицита (дефицита) и  выявить пути совершенствования в управлении резервным фондом и фондом национального благосостояния.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятие профицита (дефицита) бюджета;

— рассмотреть способы управления профицитом бюджета и источники финансирования его дефицита;

— дать оценку профицита федерального бюджета;

— выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов (профицита) бюджетов;

— расмотреть возможности использования зарубежного опыта в управлении профицитом бюджета;


1 Теоретические основы сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации

1.1 Бюджетный дефицит: содержание, причины возникновения и источники финансирования

Понятие "бюджет" имеет два толкования. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста.

Дефицит подразделяется на структурный и циклический. Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. В США после спада 1981-82 гг. циклический дефицит сократился, а структурный неуклонно возрастал.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает "бремя долга" в экономике. [9]

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. А, например, в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.

Способы финансирования дефицита бюджета:

- кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

- увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

- выпуск займов;

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефицита нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.

Информация о работе Бюджетный дефицит (профицит) и управление им