Бюджетный дефицит (профицит) и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть поцесс формирования бюджетного профицита (дефицита) и выявить пути совершенствования в управлении резервным фондом и фондом национального благосостояния.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие профицита (дефицита) бюджета;
— рассмотреть способы управления профицитом бюджета и источники финансирования его дефицита;
— дать оценку профицита федерального бюджета;
— выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов (профицита) бюджетов;
— расмотреть возможности использования зарубежного опыта в управлении профицитом бюджета;

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы сбалансированности государственного бюджета РФ 6
1.1 Бюджетный дефицит: содержание, причины возникновения и
источники финансировании 6
1.2 Бюджетный профицит: сущность и способы управления 11
1.3 Способы управления государственным долгом 17
2 Оценка сбалансированности федерального бюджета РФ 23
2.1 Анализ динамики профицита (дефицита) федерального
бюджета РФ 23
2.2 Оценка государственной долговой политики РФ 27
3 Основные направления совершенствования управления бюджетным профицитом (дефицитом) в РФ 31
3.1 Меры по повышению эффективности управления бюджетным
профицитом (дефицитом) 31
3.2 Возможность использования зарубежного опыта в управлении профицитом (дефицитом) бюджета в отечественной практике 34
Заключение 39
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая11.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1705,1 млрд рублей или 4% ВВП.ВВП РФ за 2008 год составил 42468,8 млрд рублей.

В 2009 году наблюдался самый большой дефицит за последние годы. Хотя по предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году прогнозировался на уровне 3 321,2 млрд. руб., или 7,5% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год. В 2009 году по итогам исполнения он составил 2 322,3 млрд. руб., или 6% к объему ВВП за 2009 год.

В 2010г. дефицит федерального бюджета составил 1 812,1 млрд.руб.или 4% ВВП.

Дефицит бюджета 2009 и 2010 гг. был покрыт за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть.

По состоянию на 1 октября 2011 г. профицит федерального бюджета РФ составит 1 130,9 млрд.руб. Ранее в Минфине предполагали, что в 2011 году в стране будет дефицитный бюджет. (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2. Прогнозные показатели федерального бюджета в 2011-2013 гг., млрд.руб.

Годы

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

исполнен

Доходы

8 617,8

8 213,0

9 131,7

9 983,9

Расходы

10 385,1

7 082,1

10 844,6

11 749,1

Профицит

-1 767,3

1 130,9

-1 712,9

-1 765,2

 

Из таблицы 2.2 видно что изначально на 2011г. предполагался дефицит в размере 1 767,3 млрд.руб., так как главный финансовый документ страны верстался из расчета среднегодовой цены на нефть в 75 долларов за баррель. Тогда предполагалось, что дефицит бюджета составит 3,6 процента ВВП. В 2011 году стало понятно, что цены на нефть будут существенно выше. В результате федеральный бюджет исполняется с профицитом.

Прогноз по дефициту бюджета на 2012 год (3,1 процента ВВП) пока не пересмотрен. Правительство ранее ожидало, что еще несколько лет бюджеты России будут верстаться с превышением расходов над доходами.

Как видно из данного анализа, в России складывается весьма неприглядная ситуация. С одной стороны, в течении 10 лет, бюджет страны формируется с профицитом. В то же время, факторы, влияющие на данный профит – в основном конъюнктурные, а не вызваны увеличением доходов бюджета за счет реального экономического роста. Причем снижение данных конъюнктурных факторов (это цена и спрос на нефть), привело к возникновению дефицита бюджета 2009-10гг.

 

 

2.2 Оценка государственной долговой политики РФ

 

Основные направления долговой политики, проводимой за последние 5–7 лет, в частности, предполагали:

- увеличение объемов государственного внутреннего долга;

- замещение государственных внешних заимствований внутренними;

- досрочное погашение внешнего долга;

- стерилизацию излишней денежной массы в антиинфляционных целях.

Задачи антикризисного управления, которые стоят сегодня на повестке дня, приводят к необходимости модификации проводимой долговой политики. При этом традиционные подходы под воздействием бюджетного дефицита, потребности в дополнительных госгарантиях и иных факторах приобретают в кризисных условиях новое содержание.

В проекте Основных направлений бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012го и 2013года подчеркивается, что кратко- и среднесрочная политика в области государственного долга РФ направлена:

- на обеспечение сбалансированности федерального бюджета;

- развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

- активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Ключевые задачи в области государственных внутренних заимствований, в частности, предполагают повышение ликвидности государственных ценных бумаг, а также сохранение их оптимальной доходности. В то же время намечается, что показатели долговой устойчивости РФ (соотнесение объема внешнего долга и расходов на его обслуживание с объемом ВВП, экспорта, ЗВР, доходами федерального бюджета и т.д.) останутся на более благоприятном уровне по сравнению с другими странами.

Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное сокращение общей величины государственного долга РФ. В первую очередь это связано со значительным снижением – в 3 раза – внешнего долга, что наглядно представляет нам рисунок 2.2.

 

Рисунок 2.2 Государственный долг РФ с 2003г. по 2010г., млрд. руб.

Анализируя данный рисунок можно сказать, что проводимая долговая политика направлена на снижение внешнего долга, путем увеличения внутреннего. Учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках.

В 2008г. государственный долг РФ составил 2402,8 млрд. или 7.3% к ВВП. В 2009 этот показатель увеличился и составил 2692 млрд. руб. Если в 2009 г. государственный долг составлял 6.5 % к ВВП, то в 2010г.  он составил 10.1% к ВВП или 3923,4 млрд. руб.

Таким образом, в период с 2008г. по 2010г. размер государственного долга увеличился на 1520,6 млрд.руб. или в 1,6 раза.

Предполагается модификация ряда подходов проводимой долговой политики. Это, в частности, связано с прогнозируемым дефицитом госбюджета в 2011–2013 гг. Согласно данным Минфина РФ, государственный долг страны может составить: на 1 января 2011 г. – 5,5 трлн. руб.; на 1 января 2012 г. – 7,1 трлн. руб.; на 1 января 2013 г. – 8,3 трлн. руб. В итоге снижавшееся до 2008 г. отношение совокупного объема государственного долга Российской Федерации к ВВП может вновь начать расти.

Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках, как ожидается, увеличится с 17,8 млрд. долл. в 2010 г. до 20,0 млрд. долл. в 2012 г. Предполагается, что доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета превысит в 2012 г. 6%. В настоящее время отношение государственного долга РФ к ВВП гораздо ниже, чем во многих других странах, причем в последние годы этот показатель во многих государствах увеличивался. Планируемое регуляторами повышение в 2,1 раза отношения государственного долга РФ к ВВП (с 7,3% в 2008 г. до 15,4%— в 2013 г.) в целом соответствует зарубежной практике. Анализируя данную проблему, центр стратегического анализа (ЦСА) подчеркивал следующее: с учетом возможного изменения геополитических и геоэкономических факторов можно предположить повышение роли механизмов как внутреннего, так и внешнего госдолга. Последующие события заставили обратить внимание на эти основополагающие принципы долговой политики.

В кризисный период возникает необходимость в дополнительной господдержке кредитования, инвестиций, экспорта промышленной продукции. В итоге существенно повышается роль госгарантий в системе долговой политики.

Осуществление антикризисных мер и дефицит бюджета, вероятно, будут способствовать заметному увеличению объема внутреннего и внешнего госдолга РФ как в кратко-, так и среднесрочном плане, а также диверсификации его инструментов. В результате могут возрасти абсолютные и относительные показатели расходов по обслуживанию госдолга. При ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятных внутриэкономических факторах возможно значительное повышение нормы обслуживания внутреннего и внешнего госдолга, что в перспективе может наложить дополнительную нагрузку на бюджет РФ. [21]

Таким образом можно сделать вывод, что государственные меры по сокращению внешнего долга эффективны, так как внешний государственный долг заметно снизился по сравнению с внутренним в основном за счет профицитного бюджета в последние года. В прогнозе на последующие года бюджет Российской Федерации планируется дефицитный, и на мой взгляд для покрытия дефицита государство будет прибегать к заимствованиям не только внутри государства, но и за го пределами. Что в свою очередь опять негативно скажется на экономической ситуации.


3. Основные направления совершенствования управления бюджетным профицитом (дефицитом) РФ

3.1 Меры по повышению эффективности управления бюджетным профицитом (дефицитом)

Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы. В течение последующих двух лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета – 2012 г. составит 1,7 трлн рублей, или 3,1 процента ВВП страны. В 2013 году его планируется сократить до 2,9 процента ВВП.

У власти была альтернатива – либо разом сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой снижение уровня соцподдержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант.

В ближайшие годы ситуация в экономике останется неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов.

Расходы на 2012 год должны быть перегруппированы, многое придется отменить или перенести. Наиболее существенно сокращаются расходы на ЖКХ, на фундаментальные исследования, на культуру.

По ряду направлений расходы даже будут увеличены, причем уже в текущем году. Больше всего денег требуется на выплаты военным. Проведение реформы денежного довольствия военнослужащих (соответствующий закон внесен в Госдуму и должен начать действовать с 2012 года) обойдется в сумму, превышающую 700 млрд рублей. Расходы на обеспечение военнослужащих постоянным и временным жильем и финансирование накопительной ипотечной системы для них требует еще 159 млрд рублей.

Для покрытия дефицита бюджета, будет использован  Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2012г. на покрытие дефицита федерального бюджета предусмотрено выделить 7,5 млрд. руб. а в 2013г. 10 млдр. руб

Денег на дополнительные расходы в бюджете не хватает. На 413 млрд рублей можно увеличить поступления ненефтегазовых доходов, считают в ведомстве. Еще 419 млрд планируемых поступлений пока числятся как «условно утвержденные доходы», их также можно перераспределить.

Найти недостающие деньги можно за счет сокращения бюджетных инвестиции, урезать субсидии юридическим лицам (равно как и «другие меры по поддержке экономики»), сократить оборонзаказ и численность сотрудников силовых ведомств (на 15% в течение трех лет), и увеличить нагрузку на газовую отрасль, говорится в документах Минфина.

Наконец, недостающие доходы будут закрыты за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках. На внутреннем рынке Россия в следующем году планирует привлечь 1,8 триллиона рублей и погасить обязательства на 600 миллиардов рублей. Таким образом, чистое привлечение составит 1,2 триллиона рублей. На внешнем рынке запланировано привлечение средств в объеме 210 миллиардов рублей, погашение - в объеме 72,6 миллиарда рублей (чистое привлечение - 137,4 миллиарда рублей).

По словам министра финансов РФ Силуанова А.Г., на конец текущего года объем госдолга РФ, как ожидается, составит менее 11% ВВП, а в 2012 году - чуть менее 13% ВВП, что является хорошим результатом по сравнению с европейскими странами. Корпоративный долг в следующем году составит порядка 28% ВВП, или 470 миллиардов долларов.

Наращивание внешних займов – это возврат к старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока капитала извне и разгоняющей инфляцию. Напомним, до сих пор внешний государственный долг РФ сокращался. Лучше увеличивать внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций [16].

Привлечение внутренних и внешних долгосрочных и среднесрочных заимствований приводит к необходимости осуществления затрат на обслуживание долга (выплаты процентов), а через некоторое время – и к необходимости погашения основной суммы займа. В результате через несколько лет бюджетная ситуация может существенно измениться (за исключением маловероятного варианта быстрого преодоления финансовых трудностей), и уже нет возможности благодаря займам осуществлять расходы в размерах, превышающих доходы бюджета, а приходится сокращать расходы до размера ниже доходов бюджета. А так как снижение его расходов ниже их минимального размера невозможно, возникает необходимость увеличивать налоговое бремя на граждан сверх разумной меры или отказаться от выполнения обязательств по заимствованиям. А идти лишь по пути сокращения расходов – все равно, что спускаться по лестнице, в конце которой абсолютное обнищание населения и распад страны.

Информация о работе Бюджетный дефицит (профицит) и управление им