Бюджетный дефицит (профицит) и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть поцесс формирования бюджетного профицита (дефицита) и выявить пути совершенствования в управлении резервным фондом и фондом национального благосостояния.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие профицита (дефицита) бюджета;
— рассмотреть способы управления профицитом бюджета и источники финансирования его дефицита;
— дать оценку профицита федерального бюджета;
— выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов (профицита) бюджетов;
— расмотреть возможности использования зарубежного опыта в управлении профицитом бюджета;

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы сбалансированности государственного бюджета РФ 6
1.1 Бюджетный дефицит: содержание, причины возникновения и
источники финансировании 6
1.2 Бюджетный профицит: сущность и способы управления 11
1.3 Способы управления государственным долгом 17
2 Оценка сбалансированности федерального бюджета РФ 23
2.1 Анализ динамики профицита (дефицита) федерального
бюджета РФ 23
2.2 Оценка государственной долговой политики РФ 27
3 Основные направления совершенствования управления бюджетным профицитом (дефицитом) в РФ 31
3.1 Меры по повышению эффективности управления бюджетным
профицитом (дефицитом) 31
3.2 Возможность использования зарубежного опыта в управлении профицитом (дефицитом) бюджета в отечественной практике 34
Заключение 39
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая11.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

- определение основных направлений и целей воздействия на микро– и

макроэкономические показатели;

- установление возможности и целесообразности финансирования за

счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг».

Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.

В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:

- непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых   обязательств;

- обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

- контроль за состоянием государственного долга. Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

- разработка программы заимствований на следующий год, которая является выражением экономической политики страны в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;

- процедура принятия основных параметров управления государственным долгом страны на очередной год;

- исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств

1. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

3. В объем муниципального долга включаются:

1) номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

3) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям;

5) объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

4. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Реструктуризация долга

1. Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.2. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.3. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований

1. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) является приложением к закону (решению) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).2. Проведение в соответствии со статьей 105 настоящего Кодекса реструктуризации государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не отражается в программе государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований.

Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований

1. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) является приложением к закону (решению) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).2. Проведение в соответствии со статьей 105 настоящего Кодекса реструктуризации государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не отражается в программе государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований. [1]

Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения целого ряда специальных методов, к которым, в частности, относятся:

- досрочное погашение – погашение государственного долга раньше срока;

- рефинансирование – погашение части долга за счет вновь привлеченных средств;

- конверсия – изменение доходности займа;

- консолидация – превращение имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения;

- унификация – решение государства об объединение нескольких ранее выпущенных займов;

- отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам в ранее установленные сроки;

-дефолт – отказ государства от выплаты государственного долга [9]

Таким образом можно сделать вывод, что дефицит бюджета не всегда является отрицательным показателем для экономики. Т.к. бюджетный дефицит может быть специально вызван правительством в связи с долгосрочными инвестициями и снижением показателя ВНП. Государственный долг необходим для государства, так как он является дополнительным источником финансовых ресурсов, но с учетом факта непревышения нормы заимствований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка сбалансированности федерального бюджета РФ

2.1 Анализ динамики профицита (дефицита) федерального бюджета РФ

Формирование Федерального бюджета РФ в течении длительного периода являлось профицитным, однако с 2009 наблюдается дефицитное исполнение бюджета о чем и свидетельствует таблица 2.1.

Таблица 2.1. – Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг., млрд.руб.

Годы

Доходы

Расходы

Профицит

в % к общему доходу

2007

7 781,1

5896,6

1884,5

24,22%

2008

9 275,9

7 570,9

1 705,1

18,38%

2009

7 337,8

9 660,1

-2 322,3

31,65%

2010

8 305,4

10 117,5

-1 812,1

21,82%

 

Из таблицы 2.1 видно, что на протяжении до 2008 года наблюдается высокий процент профицита бюджета, что объясняется высокими ценами на экспорт сырья, в частности нефти. Однако начиная с 2009г. федеральный бюджет начинает исполнятся с дефицитом.

Как видно из таблицы, доходы федерального бюджета росли, но после 2008 г. они снизились, что связано с мировым экономическим кризисом. Если в 2007 г. объем поступлений составлял  7 781,1 млн. руб., то в 2008 г. 9 275,9 млн. руб., что составляет 119% роста или 1 494,9 млн. руб.Однако в 2009 г. доходная часть бюджета составляет уже 7 337,8 млн. руб., что ниже уровня 2008 г. на 1938,1 млн. руб. В 2010 г. объем доходной части составил 8 305,4 млн. руб., что больше на 113 % доходов в 2008 г.. В денежном эквиваленте данную динамику можно оценить в 967,6 млн. руб. В целом доходная часть в анализируемом периоде выросла в 1,07 раза.

А расходы из федерального бюджета на всем протяжении анализируемого периода растут. В 2008г. по сравнению с 2007г. расходы из федерального бюджета выросли на 1674,3 млн.руб.что составляет 128% роста. В 2009г. темп роста расходов по отношению к 2008г. составил 127% или 2089.2 млн.руб. Если в 2009г. расходы составили 9 660,1 млн.руб., то в 2010г. 10 117,5 млн.руб. что составляет 105% роста или 457,4 млн.руб. В целом расходная часть в анализируемом периоде выросла в 1,72 раза.

Таким образом можно сделать вывод, что Россия имела профицитные бюджеты до 2009 года, когда из-за кризиса значительно упали доходы страны. При этом расходы в 2009-м и 2010 годах не подверглись значительным корректировкам.

Весь профицит, приведенный выше говорит нам о том, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной. Появившиеся средства в свою очередь перечислялись в стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд – это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительств, а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

В последнее время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в РФ. В случае если бы средства, находящиеся в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

Отследим динамику профицита(дефицита) федерального бюджета РФ в 2007-2010 гг.. (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1. – Динамика профицита(дефицита) федерального бюджета РФ в 2007-2010 гг., млрд.руб.

Как видно из рисунка, динамика имеет сначала положительную, а после 2009г. отрицательную тенденцию.

Информация о работе Бюджетный дефицит (профицит) и управление им