Цели и концепции подготовки внутрифирменного бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Основными задачами работы являются:
· исследовать понятие, задачи, функции и принципы бюджетирования;
· проанализировать этапы процесса бюджетирования на предприятии;
· рассмотреть методику организации бюджетирования на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..........................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВНУТРИФИРМЕННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ…………………………….......6
Понятие бюджета и бюджетирование………………………………..6
Методы составления и виды бюджетов……………………………...7
Основные принципы разработки бюджета предприятия…………...9
Учет в бюджетировании………………………………......................13
Контроль исполнения бюджета………………………………......…15
Роль бизнес-плана в процессе формирования системы бюджетирования............................................................................................19
ГЛАВА 2. ВАРИАНТЫ РАЗРАБОТКИ ВНУТРИФИРМЕННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ……………….................................................................….21
Производственная программа………………………………......……21
Формировании расходов по элементам………………......................23
Смета производственной себестоимости продукции……………....25
Смета общехозяйственных расходов……………….........................29
План прибылей и убытков: полная себестоимость продукции........32
Сметы подразделений………………………………………....…......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....….35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………......37

Файлы: 1 файл

Цели и концепции подготовки внутрифирменного бюджетирования.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Оценивая существенность отклонения фактически достигнутых результатов  деятельности компании от запланированных, нужно руководствоваться следующим:

· отклонения нормальны, если разница  между фактическим значением  и запланированным по той или  иной статье бюджета не превышает  значения среднеквадратического отклонения;

· отклонения не существенны, если разница между планом и фактом находится в интервале от одного до двух среднеквадратических отклонений;

· отклонение существенно и требует  немедленного вмешательства менеджмента, если расхождение фактических и  плановых показателей в два раза превышает значение среднеквадратического отклонения.

Определенные таким способом диапазоны  отклонений позволяют формировать  наглядную для менеджмента отчетность об исполнении бюджетов, в которой  все несущественные расхождения  запланированных и фактических  показателей будут игнорироваться, а наиболее значимые факты невыполнения или перевыполнения плана - выделяться. На практике при таком подходе более 70% отклонений будет отфильтровано, что позволит финансовому директору уделить больше времени анализу причин появления существенных расхождений между плановыми и фактическими показателями.

Основным элементом системы  контроля является отчетность об отклонениях. Она может формироваться ежедневно, еженедельно или ежемесячно в  зависимости от характера контролируемых показателей и представляться руководителю в виде справок (извещений) об отклонениях либо отчетов, в которых показатели, имеющие существенные отклонения от плановых, каким-либо образом выделяются из их общего перечня. Наиболее простой вариант - цветовое выделение в отчете показателя, который имеет существенное отклонение от плана. Однако можно использовать и другие способы выделения показателей, требующих внимания финансового директора, например, путем дополнительных комментариев в отчете, выделение шрифтом, акцентирующим внимание руководителя на нужном показателе. [8]

Перед внедрением системы контроля за отклонениями целесообразно разработать  регламент данного процесса. Он должен содержать следующие основные положения: - описание методики контроля за отклонениями, которая должна быть достаточно ясной для специалистов не только финансовой службы, но и других подразделений (например, для директора по продажам, специалистов департамента маркетинга и т.д.); форму извещения об отклонениях, которая более наглядна и эффективна, чем внесение пометок в стандартные отчеты; сроки и порядок передачи извещений; порядок обратной связи - может потребоваться получение дополнительных аналитических сведений; указание ФИО лиц, ответственных за принятие решения. Возможно разделение уровня полномочий для принятия таких решений в зависимости от величины отклонения; сроки для принятия решений по выявленным отклонениям.

Автоматизировать технологию управления по отклонениям можно с помощью  любых программных продуктов, позволяющих  составлять бюджеты и собирать данные об их исполнении. Однако наиболее полезными для финансового директора будут системы, относящиеся к категории информационно-аналитических, поскольку в них реализованы удобные средства формирования и анализа отчетов, а также возможность решать различные задачи моделирования и прогнозирования. Другими словами, финансовый директор не только будет проинформирован о наиболее существенных отклонениях, возникших при исполнении бюджетов, но и сможет смоделировать последствия тех или иных решений, призванных устранить возникшие отклонения.

Возникающие отклонения фактических  результатов от плановых показателей  становятся предметом оперативных  совещаний - на уровне менеджеров среднего звена либо стратегических сессий - на уровне высшего руководства. В  ходе совещаний проводится детальный анализ фактической деятельности предприятия, факторов, вызвавших наибольшие отклонения, и вырабатываются необходимые управленческие решения.

В заключение стоит отметить, что  использование системы управления по отклонениям позволяет существенно сократить объем информации, поступающей к финансовому директору, уменьшить количество и повысить качество ежедневно принимаемых им решений, а также своевременно выявить наиболее проблемные участки работы на предприятии.

 

1.6. Роль бизнес-плана  в процессе формирования системы  бюджетирования

 

В финансовом планировании бизнес-план является проектом по решению  стоящих перед организацией задач  и достижению заложенных в него результатов. То есть бизнес-план реализует план намеченных действий по решению определенной проблемы.

Основой бизнес-плана  является финансовый анализ отчётности фирмы, а главным инструментом формирования бизнес-плана служит сметное планирование.

Потребность в составлении  бизнес-плана, у организации возникает, тогда, когда назрел вопрос о повышении эффективности бизнеса. Бизнес-план используют для стратегического управления организацией и более эффективного использования финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов организации.

Бизнес-план представляет собой документ, оформленный в виде подробного, перспективного плана развития организации, служащий для организации и координации работ по реализации комплекса мероприятий и финансированию бизнес - проекта организации.

Бизнес-план, в системе  бюджетирования, составляется для внутреннего использования части своей чистой прибыли в виде инвестиций в собственный бизнес.[9]

Составление бизнес-плана  влияет на систему внутреннего управления предприятием, так как он разрабатывается  на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Это заставляет внимательно анализировать и прогнозировать ситуацию, изучать возможности фирмы, что позволяет принимать более квалифицированные решения. Бизнес-планирование выполняет следующие основные функции: прогнозирование, оптимизация, контроль, координация, интеграция и т. п.

К бизнес-плану предъявляются  следующие основные требования:

-достоверность;

-своевременность;

-достаточность (минимально  необходимый объём информации);

-возможность адекватного  восприятия исполнителями;

-конкретность;

-краткость.

 

ГЛАВА 2. ВАРИАНТЫ РАЗРАБОТКИ ВНУТРИФИРМЕННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

 

  1. Производственная программа

 

План производства продукции (производственная программа) - является основным ведущим разделом перспективного и текущего плана предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т. п. Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия службой маркетинга. В комплекс маркетинговых мероприятий фирмы по разработке производственной программы обычно входят:

  • изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;
  • анализ рыночных возможностей фирмы;
  • оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;
  • анализ используемых форм и каналов сбыта;
  • оценка используемых фирмой методов ценообразования;
  • исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;
  • изучение конкурентов;
  • выбор рыночной «ниши» (наиболее благоприятного сегмента рынка).

Производственная программа  планируется на 3-5 лет, на один год  с разбивкой по кварталам и  месяцам, рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.

Объем производства в  натуральном выражении характеризуется  номенклатурой и ассортиментом  выпускаемой продукции в физических единицах, соответствующих их потребительским  свойствам (меры веса, длины, объема). Номенклатура продукции -- наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции -- состав этих изделий, подразделяемых по видам, типам, сортам, размеру и т. п. в разрезе номенклатуры. Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции.

Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно- натуральный измеритель. Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ заготовительных и других цехов и иных целей. Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими, с их помощью можно определить общий объем производства фирмы. В стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы, как объем валовой, товарной и реализованной продукции, и др.

Товарная продукция -- продукция, произведенная на предприятии и предназначенная для реализации, является основным показателем плана производства и служит базой для расчета валовой и реализованной продукции. Стоимостью товарной продукции является стоимость той части производимой предприятием продукции, которая предназначается для реализации.

В товарную продукцию  не включается стоимость сырья, материалов, оплаченных заказчиком. Однако если из этого сырья на предприятии изготовлена  для заказчика продукция, то в  товарную продукцию включается стоимость  переработки сырья. Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности определяется по заводскому методу, т. е. в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд. Исключением являются предприятия пищевого комплекса, где в стоимостные показатели объема произведенной продукции включается внутризаводской оборот, т. е. стоимость потребленных для собственных нужд готовых изделий и полуфабрикатов.

Товарная продукция  по готовым изделиям планируется в действующих ценах предприятия. По отчету она рассчитывается в фактически действующих в отчетном году ценах; также в отчете товарная продукция определяется в сопоставимых (неизменных на определенную дату) ценах предприятия. В платежных документах на продукцию (товары и услуги) кроме цен изготовителя выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы и другие платежи, имеющие характер косвенных налогов.

Цеховые программы основных цехов предприятия рассчитываются в порядке, обратном ходу технологического процесса, т. е. от выпускающих к обрабатывающим и далее к заготовительным цехам. Такой порядок позволяет взаимно согласовывать сроки выпуска продукции цеха со сроками выпуска готовых изделий, установленными в производственной программе завода.

 

2.2. Формировании расходов по элементам

 

1) Материальные затраты

В элементе "Материальные затраты" отражается стоимость приобретаемых  со стороны сырья и материалов, полуфабрикатов, топлива, покупной энергии, работ и услуг производственного  характера. При этом стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС, если организация является его плательщиком), наценок, комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты  организаций на приобретение тары и  упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в случае, если цены на них установлены особо сверх цены на эти ресурсы. Если стоимость тары, принятой от поставщика с материальным ресурсом, включена в его цену, из общей суммы затрат по его приобретению исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации.

Кроме того, из стоимости  материальных ресурсов исключается  стоимость возвратных отходов, но включаются потери от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.[10]

2) Затраты на оплату  труда

В элементе "Затраты  на оплату труда" отражаются затраты  на оплату труда основного производственного  персонала предприятия, включая  премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

3) Отчисления на социальные  нужды

Отражают обязательные отчисления по установленным законодательством  нормам органам государственного социального  страхования, Пенсионного фонда, фондов медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементам «Затраты на оплату труда».

4) Амортизация

Информация о работе Цели и концепции подготовки внутрифирменного бюджетирования