Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего бюджет в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики. Бюджет является основой функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет управлять финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Бюджетная система Российской Федерации
1.1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ 7
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 15
1.3. Межбюджетные отношения в Российской Федерации 20
ГЛАВА 2. Анализ финансовых показателей законов о федеральных бюджетах и исполнении федеральных бюджетов 28
ГЛАВА 3. Проблемы, перспективы, пути развития бюджетной системы Российской Федерации 39
Заключение 44
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

курсовая11.docx

— 107.98 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

4. национальная экономика

5. жилищно-коммунальное хозяйство

6. охрана окружающей среды

7. образование

8. культура, кинематография, средства массовой информации

9. здравоохранение,

 физическая культура  и спорт

10. социальная политика

11. межбюджетные трансферты

1 440 299 283,7

 

173 884 984,2

 

 

12 792 815,9

 

395 139 462,3

125 846 230,9

 

 

342 944 603,2

 

 

342 658 409,9

 

3 944 883 382,2

1 222 690 386,1

 

234 898 370,0

 

 

13 471 854,3

 

442 805 649,3

125 597 664,5

 

 

347 353 465,0

 

 

344 943 728,7

 

4 135 940 293,3

1,1780

 

0,7403

 

 

0,9496

 

0,8924

1,0020

 

 

0,9873

 

 

0,9934

 

0,9538

Дефицит (-)/профицит бюджета (тыс. руб.)

-2 381 468 332,1

-1 812 040 099,8

1,3142

Источники финансирования дефицита бюджета/направления использования профицита бюджета (тыс. руб.)

ВСЕГО, в т.ч.:

 

1. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

2. Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

2 381 468 332,1

 

2 263 860 204,0

 

 

 

117 608 128,1

 

 

 

 

 

 

1 812 040 099,8

 

1 692 363 819,8

 

 

 

119 676 280,0

 

 

 

 

 

 

1,3142

 

1,3377

 

 

 

0,9827

Размер бюджетных               кредитов, предоставляемых внутри страны  (тыс. руб.)

170 200 000,0

169 305 827,4

1,0053

Размер государственного внутреннего долга РФ (тыс. руб.)

 

Размер государственного внешнего долга РФ (млрд. евро)

3 499 198 864,6

 

 

 

41,7

2 940 392 000,0

 

 

 

30,2

1,1900

 

 

 

1,3808


 

 Из таблицы 3 видно, что запланированный уровень ВВП на 2010 год, равный 45 175,0 млрд. руб. выше фактического значения, равного 44 939,2 млрд. руб. Фактическое значение уровня инфляции, равное 8,8% выше, чем запланированное значение показателя 8,0%.

Доходы  федерального бюджета, запланированные  на 2010 год в сумме 7 874 951 608,0 тыс. руб., ниже фактических доходов, равных 8 305 414 366,8 тыс. руб., из которых налоговые и неналоговые доходы составили 8 304 928 790,2 тыс. руб., безвозмездные поступления в бюджет 277 204,7 тыс. руб., доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 208 371,9 тыс. руб.

Общий объем  расходов бюджета на 2010 год был запланирован в сумме 10 256 419 940,1 тыс. руб. Фактическое значение объема расходов было меньше и составило 10 117 454 466,6 тыс. руб. Фактический объем расходов по каждому из направлений классификации расходов, кроме расходов на общегосударственные вопросы, национальную экономику, культуру, кинематографию, СМИ, увеличился относительно запланированного. Расходы на общегосударственные вопросы, национальную экономику, культуру, кинематографию, СМИ по сравнению с запланированными снизились на 87 460 421,4 тыс. руб., 217 608 897,6 тыс. руб. и 248 566,4 тыс. руб. соответственно.

В 2010 году и по плану и по факту федеральный бюджет являлся дефицитным. Запланированный объем дефицита бюджета составлял 2 381 468 332,1 тыс. руб., фактический объем составил 1 812 040 099,8 тыс. руб.

На финансирование дефицита бюджета использовались следующие  источники: источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в сумме 1 692 363 819,8 тыс. руб., источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета 119 676 280,0 тыс. руб.

Размер  бюджетных кредитов, предоставляемых  внутри страны, на 2010 год был запланирован в объеме не более 170 200 000,0 тыс. руб. Фактический их объем составил 169 305 827,4 тыс. руб.

Размер  государственного внутреннего долга  на 01.01.2011 составил 2 940 392 000,0 тыс. руб. Данная сумма ниже запланированного верхнего предела для данного показателя, равного 3 499 198 864,6 тыс. руб.

Размер  государственного внешнего долга Российской федерации на 01.01.2011 составил 30,2 млрд. евро, что меньше запланированного значения, равного 41,7 млрд. евро.

Таблица 4

Основные  финансовые показатели федерального бюджета 

на 2011 год.

Наименование показателя

Запланированное значение показателя

Фактическое значение показателя

1

2

3

Уровень ВВП (млрд. руб.)

53 332,0

 

Уровень инфляции (%)

6,5

 

Доходы бюджета (тыс. руб.)

11 121 358 590,0

 

Расходы бюджета(тыс. руб.)

Общий объем

 

ВСЕГО, в т.ч.:

1. общегосударственные вопросы

2. национальная оборона

3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4. национальная экономика

5. жилищно-коммунальное хозяйство

 

 

11 121 358 590,0

 

9 818 519 514,8

765 114 206,7

 

806 213 627,1

 

845 759 544,3

 

 

 

1 892 655 766,3

 

235 485 721,7

 

Продолжение таблицы 4

1

2

3

6. охрана окружающей среды

7. образование

8. культура, кинематография

9. здравоохранение

10. социальная политика

11. физическая культура и спорт

12. средства массовой информации

13. обслуживание государственного и муниципального долга

14. межбюджетные трансферты

17 667 378,6

 

530 281 957,5

85 703 203,0

 

460 525 545,8

3 205 460 574,7

 

43 118 519,7

 

61 176 705,0

 

266 611 683,0

 

 

602 745 126,4

 

Дефицит (-)/профицит бюджета (тыс. руб.)

0

 

Размер бюджетных               кредитов, предоставляемых внутри страны  (тыс. руб.)

128 600 000,0

 

Размер государственного внутреннего долга РФ (тыс. руб.)

 

Размер государственного внешнего долга РФ (млрд. евро)

4 554 955 557,5

 

 

 

28,9

 

 

На основе анализа финансовых показателей  федерального бюджета за 2008-2011 годы можно сделать вывод, что в течение данного периода времени происходит снижение инфляции и рост ВВП.

Доходы  федерального бюджета в 2009 году по сравнению  с 2008 годом уменьшились. Доходы в 2010 году выросли, по сравнению с доходами за 2009 год. В 2011 году также запланирован рост доходов бюджета по сравнению с предыдущим годом. Расходы федерального бюджета с 2008 по 2011 год ежегодно растут. В 2008 году федеральный бюджет был профицитным, в 2009 и 2010 годах наблюдался дефицит бюджета, на 2011 год бюджет запланирован сбалансированным. [3,4,5,6,7,8,9,14]

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПУТИ РАЗВИТИЯ

БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

На протяжении последнего десятилетия бюджетная  система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

• совершенствование  бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетных ресурсов и бюджетного процесса;

• укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;

• разработка методологических подходов, методов  и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.

Мировой кризис 2008–2009 гг., обострение долговых проблем в Греции, Испании, Ирландии и Португалии в 2010 г. заставили правительство Российской Федерации по-новому взглянуть на политику безответственного наращивания государственных расходов и обязательств. Так, тенденция к сдерживанию бюджетных расходов прослеживается в федеральном бюджете на 2011–2013 гг. В основу бюджетных проектировок на данный период было положено обеспечение стабильности бюджетной системы за счет сокращения бюджетного дефицита при выполнении ряда ранее принятых обязательств и содействии инновационному развитию российской экономики. [11]

Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010 - 2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Мировой экономический кризис внес существенные изменения в условия формирования государственного бюджета Российской Федерации. Во-первых, произошло резкое снижение бюджетных доходов. Более того, в долгосрочной перспективе ожидается дальнейшее сокращение доли нефтегазовых доходов в бюджете, некомпенсируемое высокими ценами на нефть. Объяснений данной тенденции несколько: это опережающий рост несырьевых отраслей, укрепление рубля, рост числа «выработанных месторождений», для которых введен льготный режим. Как итог вполне вероятен сценарий развития, при котором в условиях роста ВВП доходы бюджета будут сокращаться.

Во-вторых, в период кризиса государство  взяло на себе много дополнительных расходных обязательств, что привело к росту бюджетных расходов с 2008 по 2010 годы. И хотя реализация антикризисной программы в целом себя оправдала, в настоящее время приоритетным с точки зрения сбалансированности бюджета является оптимизация структуры государственных расходов, сокращение избыточных и неэффективных направлений бюджетного финансирования.

Таким образом, закон о федеральном бюджете  на 2011 г. и на плановый период до 2013 г. разрабатывался уже в изменившихся условиях функционирования бюджетной системы, что предопределило стоящие перед ним задачи – обеспечить финансовую стабильность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, повысить эффективность расходов.

Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Но вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно. Без осуществления комплекса срочных мер, направленных на кардинальную модернизацию и либерализацию внутреннего рынка госдолга, рост потребностей федерального бюджета может привести к «шоковой» реакции инвесторов, существенному увеличению стоимости государственных заимствований, негативным последствиям для макроэкономической и финансовой стабильности страны. Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. [12]

Непредсказуемость нефтегазовых доходов бюджета требует  консервативного подхода при определении уровня их расходования, обеспечивающего устойчивость бюджета. Применение в настоящее время нефтегазового трансферта, размер которого привязан к ВВП, не ограничивает в должной мере расходы на безопасном с точки зрения бюджетной сбалансированности уровне. Размер нефтегазовых доходов, доступных для использования, должен ограничиваться определенным пороговым значением цены на нефть, неизменным на протяжении всего периода бюджетного планирования.

Многие элементы государственной  политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Информация о работе Бюджетная система РФ