Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего бюджет в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики. Бюджет является основой функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет управлять финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Бюджетная система Российской Федерации
1.1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ 7
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 15
1.3. Межбюджетные отношения в Российской Федерации 20
ГЛАВА 2. Анализ финансовых показателей законов о федеральных бюджетах и исполнении федеральных бюджетов 28
ГЛАВА 3. Проблемы, перспективы, пути развития бюджетной системы Российской Федерации 39
Заключение 44
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

курсовая11.docx

— 107.98 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет и свод консолидированных  бюджетов субъектов Российской образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. [2]

Региональный  уровень включает в себя бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  фондов обязательного медицинского страхования. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Местный уровень включает в себя местные  бюджеты (бюджеты муниципальных образований). Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Местные бюджеты делят на два подуровня  в соответствии с двухуровневой системой местного самоуправления:

    1. Бюджеты городских округов и муниципальных районов
    2. Бюджеты сельских и городских поселений.

Бюджет  муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Каждый  бюджет может находится в одном из следующих состояний:

  1. Сбалансированность бюджета – это состояние бюджета, при котором доходная и расходная части бюджета равны.

Федеральный бюджет РФ являлся сбалансированным в 2001 году.

  1. Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Федеральный бюджет РФ был дефицитным до 2001 года. С 2008 года снова является дефицитным.

Основные  причины бюджетного дефицита:

- Кризисные  явления в экономике;

- Результат  чрезвычайных обстоятельств (войны,  крупных стихийных бедствий, терактов, техногенных катастроф);

- Необходимость  осуществления крупных государственных  инвестиций.

  1. Профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над расходами.

Федеральный бюджет являлся профицитным с 2001 по 2008 годы.

Основные  причины профицита бюджета:

- Финансовая  политика государства, ориентированная  на профицит;

- Высокие  цены на мировых рынках сырья  (нефти, газа, леса и так далее);

- Заниженное  финансирование расходов на социальную  политику;

- Основной  источник доходов  бюджета  – налоги;

- Неэффективное  управление средствами федерального  бюджета.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются  в пределах единой бюджетной классификации.

Бюджетная классификация – это группировка  доходов и расходов бюджетов, а также группировка источников финансирования дефицитов бюджетов и сектора государственного управления. Бюджетная классификация является важнейшей составляющей устройства бюджетной системы и законодательно устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации в статье №19.

Бюджетная классификация имеет следующий состав в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. [2]

  1. Классификация доходов бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации группами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации элементами доходов являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

  1. Классификация расходов бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации разделами  классификации расходов бюджетов являются общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей среды, образование, культура, кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

  1. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации группами источников финансирования дефицитов бюджетов являются источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов и источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

  1. Классификация сектора государственного управления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации группами операций сектора государственного управления являются доходы, расходы,  поступление  нефинансовых активов, выбытие нефинансовых активов, поступление финансовых активов, выбытие финансовых активов, увеличение обязательств, уменьшение обязательств.

Бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Для построения бюджетной системы Российской Федерации по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы. Рассмотрим их далее.

 

 

1.2. Принципы  бюджетной системы Российской  Федерации

Принципы  как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом.

Организационные принципы построения бюджетной системы и взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов называются бюджетным устройством.

Рассмотрим  принципы построения бюджетной системы на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах [2]:

– единства бюджетной системы Российской Федерации;

– разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

– самостоятельности бюджетов;

– равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

– полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

– сбалансированности бюджета;

– результативности и эффективности использования бюджетных средств;

– общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

– прозрачности (открытости);

– достоверности  бюджета;

– адресности и целевого характера бюджетных средств;

– подведомственности расходов бюджетов;

– единства кассы.

Принципы  бюджетной системы Российской Федерации, установленные законодательством, образуют определенную систему, которая постоянно претерпевает изменения и совершенствуется.

Существенным  является то, что установление общих  принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений относится к исключительному ведению Российской Федерации в рамках осуществления бюджетных полномочий. Следовательно, принципы бюджетной системы Российской Федерации могут устанавливаться только в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации, также как и муниципальные образования, не вправе определять принципы бюджетной системы Российской Федерации. Это согласуется с основными принципами Конституции Российской Федерации, закрепляющими целостность Российской Федерации, федеративное устройство и разделение полномочий между центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.[X]

Принцип единства бюджетной системы  Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, единство принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, единство форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, единство бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, право устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы, право самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов, недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации или законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим БК РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих .

Информация о работе Бюджетная система РФ