Бюджетная система Германии и Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Тема «Бюджетная система Германии: особенности и проблемы» в настоящее время является весьма актуальной. Актуальность данной темы определяется насущными потребностями реформирования бюджетной системы Федеративной Республики Германия. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения. Так же германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма.

Содержание работы

Введение
1 Бюджетная система как главное звено финансовой системы государства
1.1 Понятие и функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство унитарных и федеративных государств
1.3 Принципы построения бюджетных систем различных стран
2 Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ
2.1 ФРГ и РФ: сравнительный анализ доходной части федерального бюджета
2.2 Расходы федерального бюджета Германии и Российской Федерации
2.3 Особенности системы финансового выравнивания Германии и возможность ее
применения в РФ
2.4 Анализ проблем бюджетной системы Германии
3 Пути совершенствования бюджетной системы
3.1 Совершенствование методов выравнивания бюджетной обеспеченности в
системе межбюджетных отношений
3.2 Пути увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Бюджетная система Германии и Российской Федерации.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Можно выделить следующие особенности  унитарного государства.

- Во-первых, структурными единицами такого государства являются районы, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция). В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония). Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.

В отличие от унитарного государства  федерация характеризуется следующими чертами.

- Во-первых, она состоит  из различных государственных  образований (республики, штаты,  провинции, земли, кантоны и  др.), являющихся субъектами федерации  и имеющих свое собственное  административно-территориальное деление. 

- Во-вторых, предполагается  существование двух систем высших органов власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации – лишь в пределах своей территории. Разграничения предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции.

В-третьих, субъекты федерации  могут иметь свою конституцию (конституционный  устав), систему законодательства, иногда – судебную систему (в России не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.

- В-четвертых, государственное  управление осуществляется, как  правило, с помощью двухпалатного  федерального парламента, верхняя  палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

- В-пятых, федерации  могут строиться по трем признакам:  национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в  основе их построения может  лежать как один признак, например территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация).

Рассмотрим подробнее  бюджетное устройство ФРГ. Федеративное устройство Германии очень своеобразно  — отношения между различными уровнями государственной власти ФРГ обладают многими признаками, характерными в основном для унитарных государств: широкие полномочия федерального правительства, единообразие законодательства по всем важнейшим вопросам, а также единство налоговой системы для всей федерации.

При оказании социальных услуг, государственные органы исходят  не из минимальных социальных стандартов, а из принципа обеспечения равного  уровня жизни для всех жителей  страны. Тем не менее, ФРГ остается федерацией, состоящей из 16 субъектов  — земель, а также муниципальных образований.

Бюджетная система ФРГ  включает:

- бюджет федерации;

- специальные правительственные  фонды;

- бюджеты земель;

- более 10000 общин.

Для германской бюджетной  системы характерна трехступенчатая  система межбюджетного выравнивания. Во-первых, осуществляется доходное выравнивание через поступления НДС в бюджеты субъектов федерации: 25% от доли бюджетов земель в общих поступлениях НДС распределяется между всеми землями. Второй вид межбюджетного выравнивания заключается в перераспределении бюджетных ресурсов между бюджетами земель без вмешательства со стороны федерального правительства. Третьим видом финансовой поддержки регионов в ФРГ являются прямые федеральные гранты некоторым территориям.

Сложившаяся в ФРГ  бюджетная система предполагает, что внутри каждого субъекта федерации существует собственная методика перераспределения ресурсов между бюджетами муниципальных образований. Обычно при составлении таких методик органы власти земель исходят в первую очередь из расходных потребностей муниципалитетов, принимая во внимание структуру региональной экономики.

Другим примером федерации  является РФ. Кратко рассмотрим ее бюджетное  устройство. Бюджетная система России, как федеративного государства, состоит из бюджетов трех уровней:

- Федеральный (республиканский)  бюджет РФ и бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

- Бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- Местные бюджеты (около  29 645 городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

С помощью Федерального бюджета перераспределяется до 40% национального  дохода страны, и финансируются основные экономические и социальные программы. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий  бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых  расходов нижестоящих территорий. И  если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Другими словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие  местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему.

 Согласно БК РФ  Государственный внебюджетный фонд  – это фонд денежных средств,  образуемый вне федерального  бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Из вышесказанного можно  сделать вывод о схожести бюджетного устройства ФРГ и РФ. И РФ и ФРГ свойственна кооперативная модель бюджетного устройства. Особенностью Германии является то, что специальные правительственные фонды выделены в отдельное звено бюджетной системы.

 

1.3      Принципы построения бюджетных  систем различных стран.

 

Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся:

- облечение бюджета  в форму акта, принимаемого представительным  органом власти;

- полнота бюджета;

- единство бюджета;

- приоритетность публичных  расходов;

- достоверность и наглядность  бюджета; 

- ежегодное утверждение  бюджета; 

- бюджетное равновесие.

 

Бюджетная система Германии основана на следующих принципах:

- единство и полнота  бюджетной системы страны (Принцип полноты означает, что все доходы и расходы должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Принцип единства т.е. единство бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, формирования бюджетной документации, бюджетной отчетности и т.д.);

- совокупное покрытие  расходов бюджетов(расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета);

- годичный бюджетный  период (Совпадает с календарным  – с 1 января по 31 декабря. Бюджет  разрабатывается исполнительной  властью и рассматривается, утверждается законодательной властью на год);

- своевременность представления  бюджетов (до начала бюджетного  года);

- неизменность бюджетных  параметров (отсутствие возможности  изменять размер расходов по  определенным статьям);

-экономичность и экономность расходования бюджетных средств (означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.);

 

 

- сбалансированность  бюджетов (Принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем расходов  должен быть равен объему доходов  плюс источники финансирования дефицита бюджета. При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит — это превышение доходов бюджета над расходами);

- достоверность и ясность  бюджетов (надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующих территорий и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);

- брутто-принцип (доходы  и расходы представлены раздельно  и в полном объеме, без сальдирования);

- принцип «разделения  учетных единиц» (доходы - по источникам  возникновения, расходы и обязательства – по целевым статьям);

- принцип разделения  правомочности осуществления бюджетных  расходов от правомочности принятия  бюджетных обязательств уполномоченными лицами.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов,  расходов и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской  Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности  бюджета;

- результативности и  эффективности использования бюджетных  средств;

- общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств;

- подведомственности  расходов бюджетов;

- единства кассы.

Можно сделать вывод  о том, что основные принципы на которых  строятся бюджетные системы РФ и ФРГ общие.

 

2 Особенности  бюджетной системы Германии в  сравнении с РФ.

 

2.1 ФРГ и  РФ: сравнительный анализ доходной  части федерального бюджета.

 

Формирование доходов  госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как «квота государства» (его доля в ВНП).

Формирование доходов  определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются  средства от физических и юридических  лиц. Здесь особую роль играет налоговая  политика как важнейшая подсистема бюджетной политики.

Налоговые поступления  составляют 4/5 всех доход бюджета  ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления  формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная (Приложение А). В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10; 7/10 и 1/3 (Приложение Б).

В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.

Проведем сравнительный  анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ и ФРГ в 2006-2010 гг. в РФ и ФРГ. Рассмотрим сначала налоговые доходы ФРГ. В 2008году их объем в абсолютном выражении составил 216,8 млрд. евро. По сравнению с 2006 годом налоговые доходы увеличились на 14,6 млрд. евро, а к 2010г. планируется их увеличение еще на 8,9 млрд. евро. В общем с 2006 и до 2010 налоговые поступления должны четкую тенденцию к увеличению.

Рассмотрим подробнее динамику основных налогов ФРГ:

1. Налогом на добавленную стоимость облагается вся система частного и общественного потребле­ния. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого «входного» НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Плательщиками НДС являются предприниматели, т, е. лица, самостоятельно занимающиеся предпринимательской деятельностью или профессиональной деятельностью. Только предприниматели имеют право вычитать «входной» налог. Не платят налог предприниматели с местонахождением в Германии, свободном порту или в определенных районах прибрежных вод, оборот которых с НДС в предшествовавшем году не превышал определенной суммы. Объектом импортного налога на добавленную стоимость является ввоз предметов с территории третьих стран на национальную территорию. Отправной точкой определения налоговой базы импортного НДС является таможенная стоимость ввозимого товара.

Информация о работе Бюджетная система Германии и Российской Федерации