Бюджетная система Германии и Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Тема «Бюджетная система Германии: особенности и проблемы» в настоящее время является весьма актуальной. Актуальность данной темы определяется насущными потребностями реформирования бюджетной системы Федеративной Республики Германия. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения. Так же германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма.

Содержание работы

Введение
1 Бюджетная система как главное звено финансовой системы государства
1.1 Понятие и функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство унитарных и федеративных государств
1.3 Принципы построения бюджетных систем различных стран
2 Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ
2.1 ФРГ и РФ: сравнительный анализ доходной части федерального бюджета
2.2 Расходы федерального бюджета Германии и Российской Федерации
2.3 Особенности системы финансового выравнивания Германии и возможность ее
применения в РФ
2.4 Анализ проблем бюджетной системы Германии
3 Пути совершенствования бюджетной системы
3.1 Совершенствование методов выравнивания бюджетной обеспеченности в
системе межбюджетных отношений
3.2 Пути увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Бюджетная система Германии и Российской Федерации.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система  Германии и Российской Федерации.

 

Содержание

Введение

 

1 Бюджетная система  как главное звено финансовой  системы государства

1.1 Понятие и функции  бюджета

1.2 Бюджетное устройство унитарных  и федеративных государств

1.3 Принципы построения бюджетных систем различных стран

 

2 Особенности бюджетной системы  Германии в сравнении с РФ

2.1 ФРГ и РФ: сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета

2.2 Расходы федерального бюджета  Германии и Российской Федерации

2.3 Особенности системы финансового выравнивания Германии и возможность ее

применения в РФ

2.4 Анализ проблем бюджетной системы Германии

 

3 Пути совершенствования бюджетной  системы

3.1 Совершенствование  методов выравнивания бюджетной  обеспеченности в

системе межбюджетных отношений

3.2 Пути увеличения  доходов и реструктуризация бюджетных  расходов

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложения

 

Введение

 

Тема «Бюджетная система Германии: особенности и проблемы» в настоящее время является весьма актуальной. Актуальность данной темы определяется насущными потребностями реформирования бюджетной системы Федеративной Республики Германия. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения. Так же германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма. Исследуя опыт других стран РФ должна использовать позитивный опыт, но в то же время опыт должен использоваться на основе всех нюансов, а учет российской специфики не должен менять суть заимствуемых подходов к решению проблем.

Целью данной работы является анализ особенностей бюджетной системы  ФРГ в сравнении с РФ, выявление  на основе анализа проблем бюджетной системы Германии и путей их решения.

 

 

Данная цель предполагает постановку и решение следующих  задач:

- проанализировать содержание  понятия «бюджетная система», выдвинуть  и обосновать принципы построения  бюджетной системы ФРГ; 

- определить в чем  заключаются функции бюджета;

- изучить особенности  построения бюджетной системы  ФРГ;

- изучить доходную  часть бюджета, исследовать возможности  увеличения доходов;

- исследовать расходы  федерального бюджета РФ и  ФРГ, выявить возможности увеличения  результативности, эффективности использования средств;

- проанализировать систему  финансового выравнивания ФРГ  и определить возможность ее  применения в РФ;

- обозначить проблемы  бюджетной системы ФРГ, предложить  способы их решения.

Предметом исследования выступают отношения в бюджетной системе ФРГ.

Объектом исследования является бюджетная система ФРГ  как неотъемлемый элемент финансовой системы Германии.

Методика исследования: в работе были использованы аналитические, статистические методы.

При изучении и написании  данной работы, была использована информация, собранная из специальной литературы, юридические консультации справочных систем. Использовались журналы, методические пособия, научные статьи, конституции РФ и ФРГ.

Методической основой  работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам межбюджетного выравнивания в ФРГ, проблеме увеличения экономичности, экономности и результативности использования бюджетных средств.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

1 Бюджетная  система как главное звено  финансовой системы государства.

 

1.1      Понятие и функции бюджета.

 

Центральное место в  любой финансовой системе занимает бюджетная система. Госбюджет выступает  как ведущее звено. Через государственный бюджет и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

Вопрос об определении  понятия государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».

 

 

 

 При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п.

Иное определение бюджета  закреплено в Бюджетном кодексе  РФ. В нем бюджет понимается как  “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

У каждого из определений  бюджета есть свои преимущества и  недостатки. Определение, содержащееся в российском Бюджетном Кодексе, является более функциональным. Оно  отражает задачи, решаемые бюджетной системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, и, с другой стороны - расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.

Понимание бюджета как  системы отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда  также имеет ряд преимуществ. Оно подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения. В рамках данного подхода предлагается также уточнить содержание понятий «бюджет», «бюджетный план» и «бюджетный фонд», определив их соотношение друг с другом.

В общем можно выделить три существенных признака бюджета:

1) Бюджет – основа  функционирования государства в  целом, его национально-государственных  и административно-территориальных  образований; это важнейший источник  денежных средств, находящийся  в полном и непосредственном  распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

2) Он служит общегосударственным  фондом денежных средств, который  создается для покрытия государственных  расходов. Бюджет - это не просто  фонд денежных средств. Такой  фонд в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

3) Бюджет представляет  собой финансовый план государства.  Этот признак заключается в  том, что он является основным  финансовым планом. Наряду с ним  существуют другие, самостоятельные  финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.

Отмеченные признаки характеризуют бюджет главным образом  с точки зрения его экономического содержания.

Основное назначение бюджета заключается в том, что  он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. Контрольная функция.  Бюджет позволяет осуществлять  контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями, со стороны вышестоящей организации и др. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция.  Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане.

3 Институционализация  общественных предпочтений. В демократических  государствах принятию закона  о бюджете обязательно предшествует  его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей. Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением.

4. Регулирующая функция.  В условиях рыночной экономики  основным инструментом государственного  регулирования является финансовая  система, центральным звеном которой  является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

 

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

 

1.2 Бюджетное  устройство унитарных и федеративных  государств

 

Бюджетное устройство - внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федеративные).

Простое или унитарное государство  – это единое, централизованное государство, состоящее из различных  административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев  и т.д.), не имеющих в своем составе  других государств или государственных образований. Т.е. в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных государств являются – Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

Сложные (федеративные) – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. imperium – власть), т.е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация (от позднелатинского foederatio – объединение, союз). Для бюджетной системы федеративного государства характерны три звена – государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, и местные бюджеты. Примером федеративных государств являются – РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и сыграл исторически  прогрессивную роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как наиболее распространенная форма государственной организации. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Информация о работе Бюджетная система Германии и Российской Федерации