Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ..................................................................................................4

1.1. Бюджетная система и ее структура в РФ……………………………4

1.2. Динамика региональных и местных бюджетов…………………….12

1.3. Динамика федерального бюджета…………………………………..19

2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………….24

2.1. Принципы бюджетной системы в РФ………………………………24

2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………28

3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………..33

3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…….33

3.2. Цели бюджетной политики в 2011-2013гг…………………………39

Заключение…………………………………………………………………….47

Список использованной литературы…………………………………………50

Файлы: 1 файл

Курсовая. финансы..doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

              Федеральное агентство по образованию

                                        ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

    Кафедра финансов, бюджета и страхования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                       

                        По дисциплине «Финансы»

                                       

        На тему: «Бюджетная система Российской  Федерации»

                                      Вариант № 17

 

 

 

                                                         Выполнила: 

                                                                  

                                                                 Группа вечерняя

                                                               Факультет финансово - кредитный

                                                                 Личное дело:

                                       Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Владимир 2011

                                      Содержание

Введение………………………………………………………………………3

 
1. Экономическое содержание бюджетной  системы государства и ее структура  в РФ..................................................................................................4

 
     1.1. Бюджетная система и ее структура в РФ……………………………4

 

     1.2. Динамика региональных и местных бюджетов…………………….12

 
     1.3. Динамика федерального  бюджета…………………………………..19

 
2. Принципы бюджетной системы  Российской Федерации……………….24

  
      2.1. Принципы бюджетной системы в РФ………………………………24

  
      2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………28

 
3. Перспективы развития межбюджетных  отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………..33

 
       3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…….33

 
       3.2. Цели бюджетной  политики в 2011-2013гг…………………………39

 

Заключение…………………………………………………………………….47

 
Список использованной литературы…………………………………………50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

 

В настоящее время  Российская Федерация находится  в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную  систему Российской Федерации, которая  в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, - финансы приобретают всеобщий характер.

Выступая как система  денежных отношений государственный  бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.

По форме государственный  бюджет выступает как роспись  доходов и расходов государства  на определенный срок, утверждаемая в  законодательном порядке.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большей степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям  времени.

В первую очередь это касается регионов РФ, так как финансово – бюджетный кризис, обострившийся летом 1998 г. оказал чрезвычайно неблагоприятное воздействие на экономику. В отличие от федерального центра последние не имеют возможности решать свои бюджетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштабного привлечения спекулятивного финансового капитала.

Прямое воздействие  августовского валютно-финансового  кризиса на экономику регионов выразилось в резком изменении соотношений  между объемами рублевых поступлений  в территориальные бюджеты и размерами их валютных обязательств перед иностранными инвесторами и кредиторами.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества, в том числе и бюджетной сферы.

Создавшаяся и изменяющаяся крайне медленно ситуация в бюджетной  сфере во многом была связанна с  тем, что фактически отсутствовали  нормативные положения и акты, основным назначением которых являлось бы регулирование бюджетных правоотношений.

Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Государственной  Думой 17 июля 1998 г. Бюджетного кодекса  РФ, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной  системы и бюджетного процесса РФ.

Думается, что новый  бюджетный кодекс должен изменить создавшееся  положение и усовершенствовать  многие аспекты финансовой деятельности, связанные с бюджетными отношениями.

Все выше сказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной  системы РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы              государства и ее структура в РФ.                                                                                  

    1. Бюджетная система и ее структура в РФ

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Государственный бюджет возник с появлением государства.  Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686-1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.

Расходы государства  изначально были разделены на две  части – на гражданские и военные  расходы. В России первая роспись  государственных расходов и доходов  была составлена в 1722 году на следующий, 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 года начинается составление бюджета России.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная  система. Бюджетная система государства  – главное звено финансовой системы государства.

Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Построение бюджетной  системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные. федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство  – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

     Федеративное (объединенное, союзное) государство  – это форма государственного  устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации  (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, кантонов – в Швейцарии, субъектов Федерации – в России), местных бюджетов. Например, в США центральное место принадлежит бюджетам штатов, а общегосударственные функции (оборона, внешние связи, общее управление) удовлетворяются за счет федерального бюджета. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет. 

     Конфедеративное  (союзное) государство – это  постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (ок. 1296–1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств. Князь оправдал свое историческое прозвище калита, то есть кошель с деньгами, поскольку по некоторым оценкам в казну Орды попадала в среднем лишь одна пятая часть собранной дани. Считается, что этот факт сыграл решающую роль в превращении Москвы в финансовый центр Северо-Восточной Руси того времени.

Бюджетная система Российской Федерации обеспечивает функционирование промышленно развитого государства  со 150-миллионным населением. Одного этого  факта уже достаточно, чтобы продемонстрировать насколько сложна и многообразна должна быть организация государственных и муниципальных финансов нашей страны.

Говоря о современном  состоянии бюджетной системы  необходимо иметь ввиду двоякость  ее строения. Одно – внешнее –  проявляется в уровнях бюджетной  системы и финансовых взаимоотношениях между ними, основанных на федеральном законодательстве (вертикальные финансовые потоки). Другое – внутреннее – представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные, всероссийские и даже международные интересы органов власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).

Бюджетная система РФ представляет совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных  бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Схема построения бюджетной системы  Российской Федерации приведена  на рис.1.

Рис.1 Схема бюджетной системы Российской Федерации

 

 

В бюджетную систему  России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

1)  федеральный бюджет;

2)  региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3)  бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации