Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ..................................................................................................4

1.1. Бюджетная система и ее структура в РФ……………………………4

1.2. Динамика региональных и местных бюджетов…………………….12

1.3. Динамика федерального бюджета…………………………………..19

2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………….24

2.1. Принципы бюджетной системы в РФ………………………………24

2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………28

3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………..33

3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…….33

3.2. Цели бюджетной политики в 2011-2013гг…………………………39

Заключение…………………………………………………………………….47

Список использованной литературы…………………………………………50

Файлы: 1 файл

Курсовая. финансы..doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим 8 августа 2009 года Правительством РФ была одобрена новая Концепция межбюджетных отношений  и организации бюджетного процесса до 2013 года, в которой обозначен  комплекс мер, направленных на адаптацию бюджетов субъектов РФ к сложившейся ситуации:

1. Подготовка прогноза  поступлений доходов исходя из  реальной ситуации в экономике;

2. Оперативная корректировка  бюджетов при отклонении поступлений  доходов от прогнозных данных;

3. Анализ обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;

4. Обеспечение увеличения  поступлений по налогам в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  в первую очередь за счет  постановки на учет неучтенных  объектов налогообложения;

5. Поддержка значимых  для региона отраслей экономики,  наиболее подверженных кризису,  в том числе меры по использованию  гарантийных механизмов, осуществление  субсидирования процентных ставок;

6. Взаимодействие в  рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:

1. Инвентаризация и  оптимизация расходов субъектов  Российской Федерации, в том  числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

2. Обеспечение реструктуризации  сети бюджетных учреждений при  условии сохранения качества  и объемов государственных и  муниципальных услуг;

3. Сокращение капитальных  и других расходов, не связанных  с обеспечением жизнедеятельности  объектов социальной и коммунальной  инфраструктуры;

4. Финансирование капитальных  вложений по объектам с высокой  степенью готовности и ограничение  расходов на приобретение оборудования;

5. Обеспечение жесткого  режима экономного и рационального  использования бюджетных средств,  направленных на оказание социально  значимых государственных и муниципальных  услуг, включая установление для  бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;

6. Недопущение кредиторской  задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной  плате и социальным выплатам.

Концепция прописывает  рецепты борьбы с кризисными явлениями. В частности, регионам рекомендуется сократить капитальные расходы, финансировать только капитальные вложения с высокой степенью готовности и не допускать кредиторской задолженности. Моноотраслевые регионы должны будут формировать фонды финансовых резервов. Субъектам может быть дано право покупать за счет средств этих фондов федеральные государственные бумаги. Также Министерство финансов рекомендует губернаторам увольнять руководителей региональных финансовых ведомств, если качество бюджетного процесса будет неудовлетворительным.

Таким образом, на государственном  уровне было принято решение подвергнуть  перестройке межбюджетные отношения. В том случае, если положения Концепции  будут претворены в жизнь, если будут  взяты во внимание меры, в том  числе предложенные независимыми специалистами, и отмеченные проблемы будут решены, то взаимодействие регионов и центра перейдет на новый, более высокий уровень. Это позволит активно развивать экономику не только центральных районов РФ, но и отдаленных округов, что в свою очередь сгладит различия и в уровне социальной защищенности жителей этих регионов. Следовательно, можно прийти к выводу, что решение  вопросов, касающихся межбюджетных отношений, станет главной предпосылкой всего дальнейшего комплекса реформ в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                3.2. Цели бюджетной политики в 2011-2013 гг.

В основу бюджетной политики на 2011 - 2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах».

Бюджетная политика в 2011 - 2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать  в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго  полугодия 2009 года, во многом благодаря  проводимым антикризисным мерам  происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011 - 2013 гг. - на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 - 2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. - 16,5% к ВВП и в 2013 г. - 16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013 гг. - 19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно.

В настоящее время  российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

Оценка и прогноз  основных социально-экономических  показателей на период до 2013 г (таблица 4)

Показатели 

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

Цена Urals (мировые)

долл./ 
барр.

61,1

75,0

75,0

78,0

79,0

Инфляция 

дек./дек.

8,8

6-7

5,5-6,5

5-6

4,5-5,5

ВВП

млрд. руб.

39 064

44 957

49 659

55 223

61 873

% к пред. г. 

-7,9

4,0

3,4

3,5

4,2

Промышленное производство

% к пред. г. 

-10,8

2,7

3,2

3,1

4,2

Инвестиции в основной капитал 

% к пред. г.

-16,2

2,9

8,8

6,3

8,1

Оборот розничной торговли

% к пред. г. 

-4,9

4,4

4,5

4,8

6,3

Объем платных услуг населению 

% к пред. г. 

-4,2

3,3

3,8

4,0

4,8

Реальная заработная плата 

% к пред. г. 

-2,8

3,6

2,4

2,4

3,1

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. г. 

2,3

3,9

2,7

3,0

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост 

% к пред. г. 

24,2

44,9

9,4

7,2

7,1

Экспорт

млрд. долл. США 

303,4

373,4

383,8

402,9

416,8

Импорт 

млрд. долл. США 

191,8

237,5

273,7

304,5

338,7

Уровень безработицы к экономически активному населению 

%

8,4

8,2

8,1

7,7

6,9


 

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного  значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.

Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального  сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.

Формирование бюджетных  проектировок предполагается осуществить  исходя из прогнозируемого Минэкономразвития  России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

Анализ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и  законопроекта позволяет сделать  вывод о том, что разработанный  проект федерального бюджета в целом  соответствует основным положениям Бюджетного послания.

Основные параметры  бюджетной системы Российской Федерации  в 2008 - 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в следующей таблице:

 

2009 год

2010 год

2011 год (прогноз)

2012 год (прогноз)

2013 год (прогноз)

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

млрд. рублей

доля в ВВП,

%

Доходы бюджетной системы

13 286,8

34,0

14 978,8

33,2

17 520,1

34,8

19 025,0

34,0

20 538,7

33,2

в том числе:

                   

федерального бюджета

7 337,8

18,8

7 860,9

17,4

8 844,6

17,6

9 503,5

17,0

10 379,9

16,8

консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации

4 437,5

11,3

4 808,5

10,6

5 238,3

10,3

5 804,8

10,4

6 374,3

11,2

государственных внебюджетных фондов

1 390,7

3,6

2 182,4

4,8

3 057,6

6,0

3 345,5

6,0

3 695,6

11,4

территориальных фондов обязательного  медицинского страхования

120,8

0,3

127,0

0,3

379,6

0,7

371,2

0,7

88,9

0,1

Расходы бюджетной системы

15 987,0

40,9

17 801,6

39,4

19 620,3

38,9

21 033,0

37,6

22 462,9

36,3

в том числе:

                   

федерального бюджета

9 660,1

24,7

10 232,8

22,7

10 658,6

21,2

11237,9

20,1

12 175,6

19,7

консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации

5 983,6

15,3

6 267,8

13,9

6 469,7

12,8

6 722,7

12,0

7 021,7

11,3

государственных внебюджетных фондов

3 446,4

8,8

4 705,7

10,4

5 394,4

10,7

5 904,9

10,5

6213,1

10,0

территориальных фондов обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

1,1

789,7

1,6

850,2

1,5

915,4

1,5

Дефицит (профицит) бюджетной системы

-2 700,2

-6,9

-2 822,8

-6,2

-2 100,2

-4Д

-2 008,0

-3,6

-1 924,2

-3,1

в том числе:

                   

федерального бюджета

-2 322,3

-6,0

-2 371,9

-5,3

-1 814,0

-3,6

-1 734,4

-3,1

-1 795,7

-2,9

консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации

-329,3

-0,8

-417,6

-0,9

-296,7

-0,6

-277,8

-0,5

-136

-0,2

государственных внебюджетных фондов

-48,6

-0,1

-33,3

0

10,5

0

4,2

0

7,5

0

территориальных фондов обязательного  медицинского страхования

0,7

0,0

0

0

0

0

0

0

0

0


 

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации  на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов с 34,8 % до 33,2 % ВВП, общего объема расходов - с 38,9 % до 36,3 % ВВП и дефицита - с 4,1 % до 3,1 % ВВП.

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы бюджетной  системы по отношению к ВВП  увеличены на 2,7 процентного пункта, в 2012 году - на 3,1 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 2,3 и 3,5 процентного пункта соответственно. При этом дефицит бюджетной системы в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,4 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2011 году 3,6 % ВВП, в 2012 году - 3,1 % ВВП, в 2013 году-2,9% ВВП.  планируется привлечение значительного объема финансовых ресурсов с внутреннего финансового рынка: в 2011 году - 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Объем планируемых заимствований на 2011 — 2013 годы беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга он превысит в 2013 году фактические объемы размещения облигаций федерального займа 2009 года (515,9 млрд. рублей) более чем в 4 раза.

Как отмечено в Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, размещения в крупных объемах на внутреннем рынке пока возможны только на короткие сроки (3 - 5, максимум 10 лет), а выпуск более долгосрочных инструментов будет сопряжен с высокой премией за риск и ограничен в объемах.

Правительством Российской Федерации подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», которым предусматривается сокращение объема привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг в 2010 году с 1 210,0 млрд. рублей до 1 074,3 млрд. рублей, при этом, по данным Минфина России, по состоянию на 9 сентября 2010 года фактически привлечено 414,8 млрд. рублей (38,6 % уточненного объема на 2010 год).

В 2011 - 2013 годах предусматривается  размещение на внутреннем рынке базовых  выпусков государственных ценных бумаг сравнительно крупных объемов со сроками обращения от 1 до 5 лет и 10 лет. Планируемая доходность в 2011 году по краткосрочным инструментам составит до 4,5 - 5,5 %, по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 6 - 7,5 % и до 8 - 8,5 % соответственно. При достижении планируемой доходности предусматривается размещать новые выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом и государственных сберегательных облигаций.

Объем государственных  заимствований (за счет размещения государственных ценных бумаг) и погашения задолженности по ним представлен в следующей таблице.

(млрд. рублей)

Показатель

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Привлечение денежных средств  на внутреннем финансовом рынке (сальдовое  значение)

1 340,8

1 504,4

1 485,3

Привлечение денежных средств  на внутреннем финансовом рынке

1 709,9

2 023,3

2 101,9

Погашение задолженности (по внутренним заимствованиям)

-369,1

-518,9

-616,6

Привлечение денежных средств  на внешнем финансовом рынке (сальдовое значение)

137,5

174,4

176,1

Привлечение денежных средств  на внешнем финансовом рынке

213,5

214,9

217,0

Погашение задолженности (по внешним заимствованиям)

-76,0

-40,5

-40,9

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации