Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы РФ как важнейшего элемента финансовой системы общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ..................................................................................................4

1.1. Бюджетная система и ее структура в РФ……………………………4

1.2. Динамика региональных и местных бюджетов…………………….12

1.3. Динамика федерального бюджета…………………………………..19

2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………….24

2.1. Принципы бюджетной системы в РФ………………………………24

2.2. Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………28

3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации……………………………………………………………………..33

3.1. Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ…….33

3.2. Цели бюджетной политики в 2011-2013гг…………………………39

Заключение…………………………………………………………………….47

Список использованной литературы…………………………………………50

Файлы: 1 файл

Курсовая. финансы..doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Бюджеты субъектов РФ включают: 21 бюджет республик в составе РФ; 6 бюджетов краев; 49 бюджетов областей; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов; бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления РФ включают: 1867 бюджетов районов; 1091 бюджет городов; 329 бюджетов городских районов и округов; 1922 бюджета поселков городского типа; 24 444 бюджета сельских администраций.

Каждый уровень включает в себя самостоятельные звенья бюджетной  системы РФ. Бюджеты, действующие  на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Консолидированные бюджеты  не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы (источники поступлений средств и направления их использования по территориям в целом и по отдельным субъектам РФ).

Консолидированные бюджеты  используются: во-первых, в бюджетном планировании (нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты); во-вторых, при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в-третьих, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий.

Все субъекты Федерации  и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Таким образом, бюджетная  система, основанная на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в  стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов. Наблюдается значительная зависимость бюджетной системы от государственного устройства и территориального деления. Российская Федерация – федеративное государство, имеющее три уровня бюджета. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Динамика региональных и местных бюджетов

Центральное звено территориальных  бюджетов – региональные бюджеты. Они предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов; налога на имущество организаций – по нормативу 100%; налога на игорный бизнес – по нормативу 100%; транспортного налога – по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%; акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%; сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60% и т.д. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ; платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%; платежей за пользование лесным фондом и т.д. В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

     Расходы  региональных бюджетов осуществляются  по следующим направлениям: обеспечение  функционирования органов законодательной  (представительной)  и исполнительной  власти субъектов РФ; обслуживание  и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и т.д.

Через региональные бюджеты  государство активно проводит экономическую  политику.. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорого, охраны окружающей среды. Круг финансируемых мероприятий расширяется.

 

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в  их назначении: формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении и использовании  этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

В местные бюджеты  поступают: ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. До разграничения государственной собственности на землю в местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящиеся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

В бюджеты поселений  зачисляются доходы от налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 10%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 10%.

В бюджеты муниципальных  районов зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90% и т.д.

В бюджеты городских  округов зачисляются налоговые  доходы от следующих налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 30%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90% и т.д.

Неналоговые доходы местных  бюджетов формируются за счет части  прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%. В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления – по нормативу 100%.  Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия  экономических и социальных процессов  в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: содержание органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; обслуживание и погашение муниципального долга; обеспечение противопожарной безопасности и т.д.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Оценка исполнения консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации на 2010 - 2013 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров региональных бюджетов в ближайшие годы. Табл.2

Оценка исполнения консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2010 - 2013 годах

млрд. рублей

Показатель 

2010 год 

Темп роста к 2009 г. %

2011 год 

Темп роста к 2010 г. %

2012 год 

Темп роста к 2011 г. %

2013 год 

Темп роста к 2012 г. %

Доходы, всего 

5 831,9

98

6 157,7

106

6 428,6

104

6 963,0

108

в том числе:

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

налоговые и неналоговые доходы

4 665,0

110

4 965,2

106

5 438,9

110

6 024,5

111

межбюджетные трансферты бюджетам других уровней 

1 166,9

79

1 192,5

102

989,7

83

938,5

95

Расходы, всего 

6 166,3

99

6 502,6

105

6 725,4

103

7 070,8

105

Дефицит

-334,4

  

 

-344,9

  

 

-296,8

  

 

-107,8

  

 

 

В 2011 году поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации оценивается в сумме 4 965,2 млрд. рублей или с ростом на 6 % к оценке 2010 года, в 2012 году - в сумме 5 438,9 млрд. рублей (с ростом на 10%), в 2013 году - в сумме 6 024,5 млрд. рублей (с ростом на 11 процентных пунктов).

Оценка объема расходных  обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  производилась на основе уточненных плановых назначений бюджетов субъектов  Российской Федерации на 2010 год, с учетом увеличения в 2011 году страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов с 26,2% до 34,2%, предложений по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2011 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений, а также ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения на уровень инфляции, на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждения - на индекс-дефлятор, сохранением прочих расходов на уровне 2010 года.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации