Анализ бюджета Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

В ходе рассмотрения курсовой работы очевидным является вывод, что бюджет Алтайского края является составной частью бюджетной системы России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
I Социально – экономическое содержание краевого бюджета…………… 5
1.1 Роль краевого бюджета в экономическом и социальном развитии региона………………………………………………………………………….. 5
1.2 Функции краевого бюджета………………………………………………. 7
1.3 Основные аспекты развития социально – бытовой инфраструктуры края на 2008 – 2010 годы……………………………………………………………. 9
1.4 Полномочия краевых органов власти по формированию бюджета……. 10
1.5 Социально – экономическое развитие края за 2005 год………………… 16
II Анализ доходов и расходов бюджета Алтайского края за 2005 – 2007 годы …………………………………………………………………………… 19
2.1 Структура доходов бюджета Алтайского края…………………………. 22
2.2 Общая характеристика и анализ расходов бюджета Алтайского края... 23
IV Оценка сбалансированности краевого бюджета на 2008 год…………... 26
Заключение……………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы…………………………………………... 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Анализ бюджета Алтайского края.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

Доходы территориального бюджета состоят из закрепленных и регулирующих. Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.   

При утверждении федерального бюджета в качестве регулирующих могут также устанавливаться и другие из числа закрепленных доходов федерального бюджета. Аналогично субъекты Российской Федерации, обладая определенной бюджетной самостоятельностью в лице своих представительных органов власти, могут в дополнение к федеральным определить и свои регулирующие доходы, исходя из закрепленных доходов за бюджетами соответствующего уровня.    

Нормативы отчислений утверждает ежегодно по бюджетам разных уровней соответственно вышестоящий орган представительной власти.   

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным Правительством методике и формуле.   

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Общая схема собственных и регулирующих доходов территориального бюджета представлена в приложении №1.

В 2005 году поступления налоговых и неналоговых доходов во все уровни бюджетов на территории Алтайского края составили 17,2 млрд. рублей (7-е место по Сибирскому федеральному округу из 16 регионов). 80,6% всех доходов, или 13,9 млрд. рублей, остались на территории края и 19,4% или 3,3 млрд. рублей, поступило на федеральный уровень (приложение №2,диаграмма 1).

Основными финансовыми источниками бюджета края в 2005 году являются налог на доходы физических лиц – 37,9%, акцизы – 15,4%, налог на совокупный доход – 7,4%, прочие – 39,3 (приложение №2, диаграмма 2). Однако финансовый потенциал края, формирующийся за счёт собственных источников, недостаточен для того, чтобы поддерживать воспроизводственный процесс в регионе. В качестве ограничительного фактора выступает высокая доля в экономике края (порядком 20% ВРП) с/х производства, зависящего от природно-климатических факторов и имеющего низкую налоговую нагрузку (с/х даёт 3 – 4% налоговых платежей и является наиболее льготным по налоговым отчислениям в бюджет). Одновременно этот вид деятельности чрезвычайно нуждается в инвестициях и дотациях. Основное значение в структуре аграрного сектора имеет зерновое хозяйство.

На 2007 год собственные доходы краевого бюджета составляют  13,1 млрд. рублей с темпом роста 126 процентов к уровню 2006 года.

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета составляют 18,1 млрд. рублей, или с ростом к уровню 2006 года в 1,15 раза. Более высокие темпы роста предусматриваются по субвенциям на реализацию государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти края и органам местного самоуправления.

Всего доходы краевого бюджета составляют 31,2 млн. рублей или с ростом к уровню 2006 года в 1,19 раза (приложение №3).

Краевой бюджет составлен с дефицитом в размере 1,9 млрд. рублей, что соответствует требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Распределение общего объема поступлений по видам налогов  
в  территориальный бюджет Алтайского края в 2007 году представлено в приложении №4.

Если рассматривать структуру собственных доходов консолидированного бюджета Алтайского края, то доходы, получаемые с налога на доходы физических лиц, увеличились в 2007 году по сравнению с двумя предыдущими годами. Доходы с налога на имущество организаций уменьшились в 2007 году по сравнению с 2005 и  2006 годами (приложение №5).

 

 

 

2.2 Общая характеристика  и анализ расходов бюджета  Алтайского края

 

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания расходы делятся:

- текущие

- капитальные

 Текущие расходы –  это часть расходов, обеспечивающая текущие функционирование органов государственной власти органов местного самоуправления бюджетных учреждений, осуществляемая государственную поддержку другим бюджетам.

Капитальные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов предназначенных для инвестиций во вновь создаваемые юридические лица расходы на проведение капитального ремонта.

Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением функций государства и местного самоуправления. Расходы выполняют различные роли и значение. Экономическая классификация подразделяет расходы на текущие и инвестиционные. Расходы бывают функциональные и ведомственные. Расходы можно разделить по конкретным видам затрат. Территориально расходы делятся три уровня: федеральные, территориальные и местные. На федеральном уровне наибольший вес имеют расходы на оборону и правоохранительную деятельность. На региональном – народное хозяйство (промышленность, с.х. и т.д.). На местном – социально-культурные мероприятия, ЖКХ и т.д.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Расходы консолидированного бюджета края в 2005 году составили 28,3 млрд. рублей. Бюджет Алтайского края имеет в основном социальную направленность. Расходы на социально-культурные мероприятия в 2005 году составили 3,1%. На поддержание отраслей экономики направляется 12,1% от общей суммы расходов. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство направляется 12,5%, на безопасность – 5,8%; на общегосударственные вопросы – 9,1%; на образование – 27,2%; на здравоохранение и спорт – 17,6%; на охрану окружающей среды – 12,2%;прочие расходы – 0,4% (приложение №6).

В 2007 году 3 млрд. рублей вложено в ремонт и строительство федеральных и городских дорог. 3,5 млрд. рублей направлено на приобретение сельхозтехники. На 450 млн. рублей увеличено финансирование медицинской сферы.

При консолидированном бюджете края на 2006 год в сумме 31,5 млрд. руб. краевой бюджет на 2006 год утвержден по расходам в сумме 26,8 млрд. руб. и по доходам в сумме 25,2 млрд. руб. с дефицитом в размере свыше 1 млрд. руб.

Из общего объема расходов краевого бюджета субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов, напрямую расходуемые на социальную поддержку граждан, составляют 3 млрд. руб.

Кроме того, бюджетом утверждены краевой фонд финансовой поддержки поселений и краевой фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов в сумме почти 3 млрд. руб.

В целом краевой бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность - на финансирование социальной сферы направлено более 17 млрд. руб., что на 20% больше, чем в 2005 году.

За первое полугодие 2007 года расходы по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» профинансированы в сумме 1 376 млн. рублей, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года в 2,2 раза.

Адресная инвестиционная программа в первом полугодии 2007 года профинансирована в сумме 441 млн. рублей, что составляет 39 процентов от годовых назначений. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года рост составил 2,5 раза.

Увеличение объемов финансирования капитальных вложений обусловлено ростом общего объема адресной инвестиционной программы по сравнению с 2006 годом на 44 процента, что в свою очередь связано с подготовкой к 70-летию Алтайского края и обеспечением ввода в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности, а также реализацией федеральных целевых программ на территории Алтайского края .

За счет средств капитальных вложений профинансированы: строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения в сумме 230 млн. рублей; строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства – 82 млн. рублей.

На газификацию Алтайского края в 2007 году предусмотрено 248 млн. рублей, что на 106 процентов превышает аналогичный показатель 2006 года. Финансирование проектирования и строительства газораспределительных сетей и газовых котельных в первом полугодии текущего года составило 72 млн. рублей, или 29 процентов от годовых назначений (в первом полугодии 2006 года средства по данному направлению не выделялись).

Впервые в расходах краевого бюджета за счет капитальных вложений предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на ремонт объектов муниципальной собственности в объеме 60 млн. рублей, которые профинансированы в первом полугодии 2007 года в объеме 45 млн. рублей.

Расходы краевого бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» за первое полугодие 2007 года составили 7 771 млн. рублей или 109 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Оценка сбалансированности краевого бюджета на 2008 год.

 

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Консолидированный бюджет Алтайского края:

Налоговые доходы - 4804720 (налог на прибыль – 2726789, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы – 615399, налог на имущество 685449, платежи за пользование природными ресурсами - 356781)

Неналоговые доходы – 390644

Безвозмездные перечисления от других бюджетов – 6698794

Дотации – 5277417

Субвенции – 980356

Субсидии – 495096

Всего доходов – 11965515

Всего расходов – 25251597

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства – 32337

Промышленность, энергетика и строительство – 445038

Сельское хозяйство – 35689

ЖКХ – 2653285

Образование – 4359837

Культура и искусство – 391771

Здравоохранение – 2497644

Социальная политика – 683665

Дефицит – 596467

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

1) внутренние источники  в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта  РФ;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- кредиты, полученные от  кредитных организаций;

2) внешние источники, определяемые  в соответствии с законодательством  РФ.

Причины дефицита  бюджета:

  1. Ограничить  финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы. Может быть в результате спада производства, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и др.
  2. безудержный рост расходов без учета финансовых возможностей  страны. Формирование бюджета в России идет от расходов.
  3. Высокий уровень расходов непроизводительного характера (военные расходы, содержание административного аппарата)
  4. Инфляция, нерациональная налоговая, инвестиционная, кредитная политика.

Пределы бюджетного дефицита в соответствии с мировым опытом:

    • 2-3% к ВВП
    • 5% к НД
    • 8-10% к расходной части бюджета

В условиях развитого денежного хозяйства без дефицитного бюджета как правило не бывает. Государство пытается его сократить, разумно управляя бюджет-м процессом.

Пути снижения бюджетного дефицита:

    • снижение бюджетных расходов
    • повышение доходов
    • эмиссия денежных средств
    • государственные заимствования
    • В РФ природная рента
    • Золото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе рассмотрения курсовой работы очевидным является вывод, что бюджет Алтайского края является составной частью бюджетной системы России.

Краевой бюджет, являясь основным финансовым планом края, главным средством аккумулирования финансовых средств, даёт краевой власти реальную возможность осуществления властных полномочий, даёт краю реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный краевыми органами стиль осуществления управления краем.

Если в области формирования более - менее рыночного бюджета были достигнуты значительные успехи, то финансирование бюджетного дефицита продолжает желать лучшего. До сих пор проводится кредитование Центральным банком и Сбербанком расходов краевых органов.

Объем государственного долга Алтайского края на 1 июля 2007 года составил 1 280 млн. рублей или 57 процентов объема государственного долга за 6 месяцев 2006 года.      

Информация о работе Анализ бюджета Алтайского края