Новые подходы к формированию бюджета Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Основные показатели доходной части бюджета Алтайского края на среднесрочный период сформированы с учётом изменений, внесённых в бюджетное и налоговое законодательство, мобилизации максимальных усилий по наращиванию собственного налогового потенциала. Собственные доходы краевого бюджета в 2012 году планируются в объёме 31,6 млрд. руб., что на 4,5 млрд. руб., или 17 %, выше уровня прошлого года. В 2013 и 2014 годах поступления составят 34,8 и 37,9 млрд. руб. соответственно. Рост налоговых и неналоговых доходов предусмотрен за счёт увеличения поступлений по всем основным источникам.

Файлы: 1 файл

Byudzhet.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)


Новые подходы к формированию бюджета Алтайского края

 

Консолидированный бюджет Алтайского края на 2012 год по доходам запланирован в объёме 66,7 млрд. руб., по расходам – 71,3  млрд. руб., что выше первоначального бюджета 2011 года по доходам на 5,1 млрд. руб. (108 %), по расходам  - на 7,3  млрд. руб. (111 %). На 2013 и 2014 годы прогноз по доходам составляет 70,3 и 72,6 млрд. руб. соответственно. Расходы консолидированного бюджета на 2013 год запланированы в сумме 72,1 млрд. руб., на 2014 год – 74,9  млрд. руб.                  

              Основные показатели доходной части бюджета Алтайского края на среднесрочный период сформированы с учётом изменений, внесённых в бюджетное и налоговое законодательство, мобилизации максимальных усилий по наращиванию собственного налогового потенциала. Собственные доходы краевого бюджета в 2012 году планируются в объёме 31,6 млрд. руб., что на 4,5 млрд. руб., или 17 %, выше уровня прошлого года. В 2013 и 2014 годах поступления составят 34,8 и 37,9 млрд. руб. соответственно. Рост налоговых и неналоговых доходов предусмотрен за счёт увеличения поступлений по всем основным источникам. Наибольший удельный вес в общем объёме налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц – 31 %, налог на прибыль организаций – 28 %, акцизы – 21 %, налог на имущество организаций - 12 %.

              Объём безвозмездных поступлений краевого бюджета на 2012-2014 годы запланирован в соответствии с перечнем и объёмами межбюджетных трансфертов, предусмотренными Федеральным законом о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов [1], а также с учётом принятых решений Правительства РФ о распределении средств межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации. Объем средств межбюджетных трансфертов на 2012 год составит                         21,2 млрд. руб. В 2013 и 2014 годах запланированы поступления в объёме 20,8 и 18,8  млрд. руб. соответственно.

              Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений на 2012-2014 годы направлена на создание стимулов к формированию региональными бюджетами собственной устойчивой доходной базы.

              Вместе с тем будет продолжена работа по получению целевых федеральных средств в максимально возможных объёмах, в том числе на развитие социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, реализацию инвестиционных проектов. Объем этих средств предусмотрен на 2012 год в сумме 4,9 млрд. руб., кроме того, в процессе исполнения федерального бюджета ожидается дополнительное предоставление региональному бюджету субсидий на поддержку сельского хозяйства, ряда социальных и инвестиционных субсидий.

              Общий объём расходов краевого бюджета на 2012 год определен в сумме 57,6 млрд. руб., что на 7,1млрд. руб., или 14 %, выше показателей бюджета 2011 года. Общий объём расходов на 2012 и 2014 годы составляет 57,3 и 59,1 млрд. руб. соответственно.

              Бюджет Алтайского края на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, как и в предыдущие годы, сохранит свою социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу в расходах краевого бюджета 2012 года составит 73 %, а общий объём расходов – 42,3 млрд. руб. В 2013 и 2014 годах на данные цели запланировано 40,2 и 39,9 млрд. руб., соответственно. На оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в краевом бюджете на 2012 год предусмотрено 11,1 млрд. руб., что составляет 19,2 % к общему объёму расходов бюджета. Это на 0,7 млрд. руб. ниже показателей финансирования 2011 года. В 2013 году объём данных расходов оценён в 10,7 млрд. руб., в 2014 году – в 10,8 млрд. руб. По мере поступления средств их Федерального бюджета на социальную поддержку граждан указанные объемы расходов будут уточнены.

              Формирование краевого бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов осуществлено в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых краевыми государственными учреждениями, то есть перехода от сметного финансирования к предоставлению учреждениям субсидии на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (работ). В рамках реализации на территории Алтайского края закона №83-ФЗ [2] с 1 января 2012 года 89  краевых учреждений получат статус казённых, оставшиеся 576 – бюджетных                                                                     или автономных.

              Бюджет сформирован с применением метода программно-целевого бюджетного планирования. Предусмотрены расходы на реализацию 74                   краевых программ в 2012 году с объёмом финансирования 6,7 млрд. руб., 55 программ в 2013 году и 38 программ в 2014 году, на реализацию которых предусмотрено дополнительно 5 и 4,5 млрд. руб., соответственно. В 2012 году в программах сосредоточено 11,6 % расходов краевого бюджета. Из 74 программ в 2012 году 45 имеют социальную направленность. На их реализацию планируется направить 4,3 млрд. руб., что составляет 64 % от всех ассигнований на реализацию краевых программ. В основном это краевые программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения края.

              Необходимо отметить, что в регионе проведена оценка эффективности реализации действующих краевых программ. Определена необходимость их дальнейшей реализации с учётом внесённых корректировок по прогнозируемым проблемам для достижения поставленных целей в решении вопросов социально-экономического развития Алтайского края. При формировании бюджета в условиях ограниченности бюджетных средств была проведена работа по оптимизации расходов каждого распорядителя бюджетных средств. Был внесён ряд изменений в действующие программы. Изменения коснулись, в том числе, и срока действия программ. Так, действие краевых долгосрочных целевых программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальную поддержку и социальное обслуживание населения Алтайского края, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильём отдельных категорий граждан и стимулирования развития жилищного строительства, развитие сельского хозяйства продлено до 2014 года, а некоторых и на больший срок. В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации [3] была принята краевая программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае на период до 2013 года и плана мероприятий по её реализации в 2011 году, целью которой является повышение эффективности государственного управления, ориентированного на потребности граждан, улучшение доступности и качества государственных услуг [4], стратегией социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года в части использования бюджетных ресурсов. Так же, начиная с 2012 года, будут действовать долгосрочные целевые программы, направленные на оптимизацию и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Алтайский край, инновационное развитие региона. Реализация данной программы и стратегии позволила полномасштабно внедрить программно-целевой метод бюджетного планирования как основу формирования трёхлетнего бюджета, продолжить работу по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, ориентированных на результат, в том числе за счёт внедрения новых типов учреждений – казённых, бюджетных и автономных.                             

              Начиная с 2012 года бюджет Алтайского края ожидает дополнительная нагрузка в общей сумме 7,4 млрд. руб. в связи с  перераспределением ряда  полномочий, изменением структуры расходов в результате принятых                 на федеральном уровне решений. Из-за перевода с 2012 года на федеральный уровень полиции общественной безопасности субъекту передаются дополнительные расходные полномочия в объёме 1,7 млрд. руб., и перераспределяются в пользу федерального бюджета отдельные доходные источники на сумму 2,2 млрд. руб. В числе таких расходов - содержание переданных краю учреждений среднего профессионального образования, реализация мероприятий по содействию занятости населения, социальная поддержка реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. В свою очередь в федеральный бюджет передаются государственная пошлина за регистрацию транспортных средств и доходы от уплаты части акцизов на алкогольную продукцию.

              Кроме того, с 2012 года образуется дорожный фонд Алтайского края. Его доходы сформированы из установленного Бюджетным кодексом перечня налогов и сборов, которые ранее направлялись на общее покрытие расходов и были частью общего расходного механизма бюджета. Расходы на дорожную деятельность вырастут по сравнению с 2011 годом на 1 млрд. руб., или на 22,7 %. При этом за счет средств дорожного фонда на поддержку дорожного хозяйства муниципальных образований будут направлены субсидии в размере 570 млн. рублей, в том числе на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов Алтайского края в размере 285 млн. рублей, на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов Алтайского края в размере 285 млн. рублей.

Одновременно на краевой уровень передаётся финансирование полномочия по организации оказания медицинской помощи населению в объёме 3,4 млрд. руб., ранее закреплённое за муниципальными образованиями. В результате этого Алтайский край вошёл в число тех субъектов РФ, для которых перераспределение расходных полномочий и доходных источников стало дополнительной нагрузкой. Следует отметить, что при формировании бюджета данную проблему удалось частично решить за счёт источников, находящихся в распоряжении бюджета Алтайского края. Вместе с тем возможная дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета частично компенсирует сложившийся дисбаланс бюджета.

              Политика органов государственной власти Алтайского края в сфере межбюджетных отношений в предстоящем трёхлетнем периоде направлена на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, поддержку инновационных и инфраструктурных муниципальных проектов, повышение инициативы и ответственности при осуществлении бюджетного процесса в городах, районах и поселениях края. Для этого в краевом бюджете предусматриваются межбюджетные трансферты местным бюджетам. Их общий объём на 2012 год предусмотрен в сумме 15,0 млрд. руб., на 2013 год – 13,4 млрд. руб., на 2014 год – 12,7 млрд. руб.

              В числе основных направлений финансовой помощи дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии на реализацию инвестиционных и инфраструктурных муниципальных проектов, субвенции на обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий. Кроме того, предусматриваются дотации на поощрение инициатив органов местного самоуправления по достижению наилучших показателей деятельности, проведению эффективной бюджетной политики, развитию налогового потенциала. В целях ликвидации дисбаланса местных бюджетов в краевом бюджете планируются дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, а также бюджетные кредиты на компенсацию временных кассовых разрывов.

              Несмотря на проблемы по обеспечению сбалансированности краевого бюджета, связанные с перераспределением доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в 2012-2014 годах финансовая помощь местным бюджетам остаётся одним из приоритетных направлений расходов краевого бюджета. Общий объём расходов на эти цели составляет ежегодно около 40% всех расходов краевого бюджета.

              Кроме того, в целях повышения финансовой обеспеченности и  самостоятельности муниципальных образований в 2012 году на местный уровень переданы дополнительные доходы. Акцент сделан на увеличение собственной налоговой базы: на законодательном уровне увеличены нормативы отчислений от ряда налогов в пользу районов. Например, норматив отчислений налога на доходы физических лиц увеличен для сельских территорий края с 40% до 70%. А по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, все 100% будут зачисляться в районные бюджеты. В итоге этих «трансформаций» муниципалитеты получат дополнительно более 600 млн. рублей. При этом следует учесть, что с 1 января 2012 года полномочия по финансированию здравоохранения переходят на уровень субъектов Федерации, что существенно сокращает нагрузку на местные бюджеты. С 1 января 2012 года создан территориальный дорожный фонд. Транспортный налог является источником территориального дорожного фонда, поэтому установить нормативы отчислений в местные бюджеты не представляется возможным. При этом поступления от субъектов малого бизнеса зачисляются в доходы местных бюджетов.

              Долговая политика Алтайского края является продуманной и взвешенной, направлена на сокращение государственного долга и на осуществление заимствований в объёмах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, при минимизации рисков при исполнении краевого бюджета и сохранения высокой степени долговой устойчивости. Дефицит бюджета на 2012 год прогнозируется в сумме 4,6 млрд. руб. На 2013 год сумма дефицита составит 1,8 млрд. руб., на 2014 -2,4     млрд. руб. и будет оставаться в пределах, установленных Бюджетным кодексом ограничений на экономически безопасном уровне.

                                          

 

 

Литература

 

1.        Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

2.      Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

3.      Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 »

4.      Постановление Администрации Алтайского края от 3 июня 2011 г. № 293 "Об утверждении краевой программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае на период до 2013 года и плана мероприятий по ее реализации в 2011 году"

5.      Сайт Администрации Алтайского края, сайт комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике

 



Информация о работе Новые подходы к формированию бюджета Алтайского края