Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:45, контрольная работа
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. 
      Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.
Введение………………………………………………………………………….........3
Понятие финансовой системы…………………………………………………. .5
     2.1. Возникновение финансовой системы России…………….……………………7
     2.2. Современная  структура финансовой системы………………….……………..9
  Заключение…………………………………………..………………………………...16
  Интернет ресурсы……………………………………………………………
Высшего профессионального образования
«Волжский университет имени В.Н.Татищева (институт)»
Факультет – Экономический
Специальность – «Экономическая безопасность»
Контрольная работа
по дисциплине: «История развития финансово-кредитной системы»
Тема: «Зарождение финансовой системы в России »
                              
                              
                              
                              
                              
Дата сдачи ______________
Оценка _______________
Тольятти 2013
Содержание:
Содержание ………………………………………………………………………….2
   Введение…………………………………………………………
2.1. Возникновение финансовой системы России…………….……………………7
     2.2. Современная 
структура финансовой системы……
  Заключение…………………………………………..……
  Интернет ресурсы……………………………………
Введение
       Финансы являются одной из важнейших 
экономических категорий, отражающей 
экономические отношения в процессе создания и использования денежных 
средств. Их возникновение произошло в 
условиях перехода от натурального хозяйства 
к регулярному товарно-денежному обмену, 
и было тесно связано с развитием государства и его потребностей 
в ресурсах. 
       Первоначальной сферой 
возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости 
общественного продукта, когда эта стоимость 
распадается на составляющие ее элементы 
и происходит образование различн
       Условием функционирования 
финансов является наличие денег, а причиной 
появления финансов служит потребность 
субъектов хозяйствования и      
государства в ресурсах, обеспечивающих 
их деятельность.  
       Финансы объективно необходимы, так 
как обусловлены потребностями общественного 
развития. Государство же может, учитывая объективную 
необходимость финансовых отношений, 
разрабатывать различные формы их использования: 
вводить или отменять различные виды платежей, 
изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно 
не подготовлено ходом общественного 
развития. Оно устанавливает только формы 
проявления объективно назревших экономических 
отношений.  
       Без финансов невозможно 
обеспечить индивидуальный и общественный 
кругооборот производственных фондов 
на расширенной основе, регулировать отраслевую 
и территориальную структуру экономики, стимулировать 
быстрейшее внедрение научно-технических 
достижений, удовлетворять другие общественные 
потребности.  
       Таким образом, данная 
тема всегда была актуальной и еще более         
актуальной  она является в настоящее время для нашей страны в                          
связи со становлением рыночных отношений 
в экономике.  
       Целью  данной   
курсовой   работы   является:   
показать    зарождение          
и
развитие финансовой системы 
в России. 
В соответствии с поставленной целью задачи 
курсовой работы заключаются в следующем:  
- рассмотреть понятие финансовой системы 
в экономике;  
- проследить зарождение и развитие финансовой 
системы;  
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации
конкретных форм финансовых 
отношений. 
    Выделение форм финансовых 
отношений характеризует относительное 
обособление определенных составных финансов. 
Совокупность этих составных определяется 
термином «финансовая система». Как и 
любая другая система, она является не 
простым набором, а совокупностью взаимосвязанных               
элементов, имеющих однородные признаки. 
    Финансовая система 
вообще трактуется как совокупность отношений, 
существующих в границах данной общественно-экономической 
формации. В более узком понимании она 
рассматривается как система финансовых 
учреждений государства. В процессе эволюции 
социально-экономических отношений или 
результате революционных изменений и 
реформ общественно-экономическая формация 
сталкивается с изменениями финансовой 
системы, с их сужением или расширением, 
обусловленным необходимостью выполнения 
новых функций и задач государственным 
аппаратом, включая повышение финансовой 
маневренности. 
    Финансовую систему 
можно представить в виде следующей схемы 
(схема 1).
 
Схема 
1 
 
 
 
 
     Основу финансовой 
системы составляют денежные фонды. Под 
денежными фондами (или денежными, финансовыми 
активами) следует понимать определенные 
суммы денег или других ценных бумаг, которые 
имеют, во-первых, соответствующие и четко 
определенные направления формирования, 
во-вторых, такие же соответствующие и 
четко очерченные направления использования. 
Финансовая система пронизывает всю национальную 
экономическую систему, начиная от домохозяйств, 
индивидуальных и партнерских предприятий, 
корпоративных предприятий и заканчивая 
государством. 
    В странах рыночной 
экономики финансовая система включает 
такие составляющие: государственный 
бюджет, местные финансы, специальные 
фонды, финансы государственных корпораций 
(предприятий).
2.1 Возникновение финансовой системы России.
    Финансовая система 
Русского государства стала 
    В XVIII веке в России 
было создано министерство финансов, которое 
занималось только государственными доходами. 
Государственными расходами занималось 
Государственное казначейство. Государственный 
контролер занимался ревизией всех счетов. 
    Надо отметить, что 
в эпоху бурного развития капитализма 
в России (конец XIX - начало XX веков) налоги 
были щадящими, что стимулировало предпринимателей 
к получению максимальной прибыли. Налоговые 
поступления составляли около 60 % доходов 
государственного бюджета. При этом бюджет 
был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, 
ведущих держав мира.  
    Первая мировая война 
отрицательно сказалась на финансовой 
системе России. Для покрытия растущих 
военных расходов правительство стало 
повышать ставки налогов, а также вводить 
новые налоговые платежи . 
    После Октябрьской 
революции 1917 г. в результате политики 
«военного коммунизма» финансовая система 
России (так же как и денежно-кредитная) 
была разрушена. Ее восстановление началось 
только с началом НЭПа, когда были сняты 
запреты на торговлю, на местный кустарный 
промысел, появились иностранные концессии. 
Была разработана система налогов, займов, 
кредитных операций, приняты меры по укреплению 
денежной единицы. В период НЭПа существовали 
различные формы собственности, действовали 
экономические законы, что являлось одним 
из главных условий функционирования 
налоговой системы.  
     В дальнейшем 
после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая 
система России эволюционировала в направлении, 
противоположном процессу общемирового 
развития. От налогов перешли к административным 
методам изъятия прибыли предприятий 
и перераспределения финансовых ресурсов 
через государственный бюджет. Таким образом, 
в 30-х годах прошлого столетия впервые 
в мировой практике хозяйствования была 
внедрена абсолютно новая модель экономики 
– экономика центрального планирования 
или плановая экономика, основанная на 
стопроцентной монополии государственной 
собственности на землю, недра и все средства 
производства. В такой модели нет и не 
может быть места налоговой системе по 
простой причине исчезновения основного 
субъекта налогообложения – самостоятельного 
частного собственника. Экономически 
абсурдными представлялись налоговые 
отчисления предприятий государству, 
поскольку доход, созданный предприятиями, 
фактически являлся государственной собственностью. 
    Полная централизация 
денежных средств и отсутствие какой-либо 
самостоятельности предприятий в решении 
финансовых вопросов лишало хозяйственных 
руководителей всякой инициативы и постепенно 
подводило страну к финансовому кризису, 
который разразился в конце 80-годов XX столетия 
и получил название «перестройки» или 
«рыночных преобразований». 
     После прихода 
к власти Горбачева в соответствии с законом 
СССР 1987 г. «О государственном предприятии 
(объединении)» был проведен эксперимент 
по распространению новых методов хозяйствования 
на предприятии. Суть эксперимента сводилась 
к тому, что основными принципами деятельности 
предприятий признавались полный хозрасчет 
и самофинансирование. Данные принципы 
означали ограничение и полный отказ от 
бюджетных ассигнований. При этом предприятия 
использовали нормативный метод распределения 
доходов. Устанавливались нормативы платежей 
в бюджет, в фонд производственного и социального 
развития, в фонд оплаты труда, в другие 
централизованные фонды и резервы. 
     Нормативный метод 
распределения доходов стал переходом 
от остаточного принципа формирования 
ресурсов предприятий из бюджета к системе 
налогов. Логическим завершением этого 
перехода стало принятие и ввод в действие 
с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, 
объединений, организаций». После развала 
Советского Союза и начала кардинальных 
экономических преобразований с 1.01.1992 
г. вступил в силу новый Закон «Об                         
основах  налоговой  системы  Российской 
Федерации»,  давший                         
начало современной российской налоговой 
системе. 
Итак, мы видим, что финансовая система нашего государства начала складываться с момента его образования, и в течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.
    Финансовая система 
любого государства включает 
в себя несколько 
а) совокупность финансовых 
институтов, каждый из которых способствует 
образованию и использованию соответствующих 
денежных фондов;  
б) совокупность государственных 
органов и учреждений, осуществляющих 
в пределах своей компетенции финансовую 
деятельность. 
    Совокупность финансовых 
институтов, регулирующих создание, перераспределение     
и   использование    фондов        
денежных                
средств, 
образует финансовую систему, которая отражает особенности развития
государства в условиях перехода 
к рынку.  
    Так, в частности,  
финансовую    систему    Российской    
Федерации     составляют следующие 
фонды денежных средств и соответствующие  
им  правовые  институты: 
1) Бюджетная  система, состоящая  
из  федерального бюджета, бюджетов  субъектов 
Федерации  и  бюджетов  органов  местного 
самоуправления. 
2) Государственные    внебюджетные   
фонды ( регулированию  которых  посвящена 
непосредственно   глава  17 БК РФ.   
Так,  согласно  ст.   144 БК,   государственными 
внебюджетными   фондами   Российской   
Федерации  являются:   Пенсионный фонд 
Российской   Федерации;  Фонд  социального  
страхования  Российской  Федерации; Федеральный  
фонд   обязательного   медицинского  
страхования;  Государственный фонд занятости 
населения Российской Федерации) . 
3) Фонды страхования.  
4) Государственный кредит. 
5) Финансы хозяйствующих субъектов 
(ресурсовые фонды).  
6) Фондовый рынок.
 В основе финансовой 
системы РФ лежит принцип 
Рисунок 1 - Основные звенья финансовой системы РФ
 
    Сначала рассмотрим общегосударственные 
финансы. Основой общегосударственных 
финансов являются бюджеты соответствующего 
уровня. К общегосударственным финансам 
относятся также государственные          
социальные внебюджетные фонды, государстсвенное 
кредитование. 
    Общегосударственным 
финансам принадлежит ведущая роль в регулировании 
экономических процессов и распределительных 
отношений на макро уровне. Общегосударственные 
финансы аккумулируются в распоряжении 
государства и местных органов самоуправления, 
их формирование и распределение имеют 
централизованный характер.
         
А теперь рассмотрим 
    Через финансовую 
систему государство, принимая соответствующие 
законы, нормативные акты, воздействует 
на формирование централизованных и децентрализованных 
финансовых ресурсов, используя для этого 
финансовые инструменты: налоги, систему 
кредитования, механизм ценообразования 
и т.д. 
Общегосударственные финансы органически связаны с другими звеньями финансовой системы.
    С одной стороны, 
главным источником доходов 
    С другой стороны, 
процесс расширенного воспроизводства 
предприятиями осуществляется не только 
за счёт собственных средств, но и за счёт 
прямых ассигнований из бюджета либо государственного 
кредита. 
    Финансы предприятий 
связаны также с кредитной системой. При 
недостатке собственных денежных средств, 
особенно на пополнение оборотного капитала, 
используют кредиты банков.
Для решения своих финансово-экономических проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.
Таким образом, взаимосвязь 
и взаимозависимость составных звеньев 
финансовой системы обусловлены их единой 
сущностью. 
    Роль, которую государство 
выполняет в социально-экономическом 
развитии общества, определила необходимость 
централизации в его распоряжении значительной 
части финансовых ресурсов. Формами их 
использования являются бюджеты и государственные 
внебюджетные фонды, государственный 
кредит. Через привлечение свободных денежных 
средств хозяйствующих субъектов и населения 
формируются финансы страхования и кредитно-банковской 
системы. Финансы коммерческих предприятий 
образуются из собственных денежных доходов 
и накоплений самих предприятий. Остановимся 
более подробно на рассмотрении звеньев, 
составляющих финансовую систему нашей 
страны. 
      Федеральный, региональные 
и местные бюджеты являются основной составляющей 
общегосударственных финансов и представляют 
собой форму образования и использования 
централизованного фондаденежных средств, 
необходимых для обеспечения задач и функций 
государства и местных органов самоуправления.