Анализ финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Целью представленной контрольной работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
- рассмотреть современную финансовую систему РФ;
- проанализировать направления развития финансовой системы России;
- рассмотреть пути решения проблем развития финансовой системы России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Современная финансовая система РФ………………………………………5
2. Направления развития финансовой системы России…….………………..10
3. Пути решения проблем развития финансовой системы России………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………28

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

 

 

Кафедра «Финансов и кредита»

 

 

                                                    Контрольная работа

 

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

 

тема: «Анализ финансовой системы России».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

                                                                

                                                               Выполнил: студент 3 курса            

                                                                          Факультет ГМУ Кузьмин О. А.

                                                                      Проверил: д.сх.н., А. В. Киншт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………..……3

1. Современная финансовая система РФ………………………………………5

2. Направления развития  финансовой системы России…….………………..10

3. Пути решения проблем  развития финансовой системы России………….19

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  общим аспектам функционирования финансовой системы в российской экономике. Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как  экономическая жизнь страны в  значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической  системы, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому  признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей  жизни. Так, они складываются между  государством, с одной стороны, физическими  и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими  лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев  финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня  как никогда важно иметь представление  о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и  следить за её изменениями, чтобы  быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность данной темы также определяется необходимостью рассмотрения направлений развития финансовой системы Российской Федерации, что является одним из важнейших  факторов экономического роста.

Целью представленной контрольной работы является анализ состояния финансовой системы РФ и рассмотрение направлений развития.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих  задач:

- рассмотреть современную финансовую систему РФ;

- проанализировать направления развития финансовой системы России;

- рассмотреть пути решения проблем развития финансовой системы России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современная финансовая  система РФ.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без  финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими  лицами – с другой.

Финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

В последние годы экономические  реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были практически  приостановлены. Не последнюю роль в этом сыграло значительное улучшение  мировой конъюнктуры сбыта энергоносителей. Когда есть достаточное количество финансовых ресурсов, у политической элиты нет мотивов для проведения или продолжения конструктивных реформ. В результате расходы федерального бюджета в абсолютном выражении  ежегодно значительно увеличивались. При этом рост расходов федерального бюджета происходил не только из года в год (с 1,194 трлн. в 2001 г до 4,270 трлн.руб. в 2006 г.), но и на протяжении года. Например, в 2005 г. в связи с ростом мировых цен на энергоносители потребовалось внести изменения в закон «О федеральном бюджете на 2005 год» с целью увеличения значительно возросшей доходной части бюджета - с 3,326 трлн. до 4,98 трлн.руб. (на 50%), а также расходной - с 3,048 трлн. до 3,54 трлн. руб. (на 16%). Такая тенденция продолжалась в течение 2006-2008 гг., рост расходов федерального бюджета продолжался в среднем на 14-15% ежегодно, при этом доля непроцентных расходов возрастала с 15,4 до 16% ВВП .

С 2006 года произошли изменения  в одном из основных элементов  финансовой системы - бюджетной системе  РФ. С 2006 года на уровне местных органов  власти появились бюджеты муниципальных  образований и городских поселений. Также не так давно были внесены  изменения в бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным  законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О  внесении изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в части  регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с  бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных  актов Российской Федерации" . В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года – на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет. Также реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти.

Вместе с тем российская финансовая система в ее современном  виде не справляется в необходимой  мере с организацией перераспределения  финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время  уровень развития финансовой системы  России не соответствует задачам  ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе  мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.

При этом рассматриваются  следующие ключевые проблем, которые  требуют решения:

- чрезмерная «зарегулированность» рынка;

- высокие издержки участников  рынка, в основном связываемые  с избыточным государственным  регулированием;

- отсутствие единообразия  норм регулирования, контроля  и надзора, налогообложения различных  институтов и инструментов рынка  и их несоответствия;

- неравные условия конкуренции  на финансовом рынке, обусловленные  в первую очередь присутствием  на нем государства, в том  числе через государственные  финансовые институты. 

Естественно, что немаловажное влияние на текущее состояние  финансовой системы России оказывает  разразившийся мировой финансовый кризис. Многие эксперты и аналитики  прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося  положения в сфере финансов лежит  на госорганах, регулирующих данную сферу  – Министерство Финансов, ЦБ РФ, и  подчиненные им ведомства и подразделения.

Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве  обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта  тенденция продолжается – впервые  за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой  на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных  сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая  только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы .

Одним из ключевых рисков финансовой системы России является рост просроченной задолженности по банковским кредитам, который в последнее время  составляет около 14% в месяц, о чем  заявил в апреле текущего года вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние  три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость  промышленности снижается, и чтобы  банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.

Ранее Кудрин прогнозировал, что доля "плохих" долгов (просроченных и невозвращенных кредитов) в российской банковской системе к концу года может вырасти до 10% от общего объема кредитного портфеля.

Правительство недавно предложило ряд новых мер по стабилизации финансового сектора, в их числе - повышение капитализации банков, в частности, путем использования  гособлигаций.

Глава Минфина напомнил, что накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2009 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится  около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки, отметил Кудрин .

По мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических  проблем России – это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное  развитие конкурентной среды.

Тем не менее, наша страна находится  на пути серьезных экономических  реформ, призванных сгладить сложившееся  трудное положение в финансово-экономической сфере. Для преодоления последствий кризиса Правительством и МинФином уже задействованы средства из Резервного Фонда, который накапливался за счет существовавшего вплоть до 2008 года профицита. По оценкам экспертов, средств Фонда хватит России как минимум на два года в текущих условиях, для финансирования необходимых расходов государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Направления развития  финансовой системы России

Нестабильная ситуация в  российской экономике, сложившаяся  в силу многих обстоятельств, таких  как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с  промышленным развитием страны и  многие другие, а также в последнее  время влияние мирового финансового  кризиса, оказывает негативное влияние  на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем  соответствующего направления средств  должны обеспечить структурную перестройку  экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности  производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная система  России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное  устройство .

Тем не менее, сегодяшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение  следующих ключевых проблем в  области бюджетных отношений:

- Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.

Информация о работе Анализ финансовой системы России