Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения.

Содержание работы

Введение. 3

1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации. 5

2. Управление финансами и финансовая политика. 11

3. Органы государственного управления финансами. 15

Заключение. 21

Список использованной литературы.. 23

Файлы: 1 файл

история финансов.docx

— 36.45 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 
Введение. 3 
 
1. Основные звенья финансовой системы Российской Федерации. 5 
 
2. Управление финансами и финансовая политика. 11 
 
3. Органы государственного управления финансами. 15 
 
Заключение. 21 
 
Список использованной литературы.. 23

Введение

Финансовая система  России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов, и государственных  органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции  финансовую деятельность. Наличие различных  институтов внутри финансовой системы  обусловлено тем, что финансы  охватывают своим воздействием всю  экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система  сегодня является предметом дискуссий  и обсуждений. В качестве проблем  современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической  системы, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

 
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому  признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей  жизни. Так, они складываются между  государством, с одной стороны, физическими  и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими  лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев  финансовой системы. 
 
Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

1. Основные звенья  финансовой системы Российской  Федерации

 
Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.[1] 
 
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.  
 
Роль государства в социальноэкономическом развитии общества определяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Поэтому основой централизованных (или общегосударственных) финансов являются бюджеты соответствующих уровней (в Российской Федерации выделяются федеральный, региональные и местные бюджеты).[2] 
 
Кроме того, к общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование. 
 
Федеральный, региональные и местные бюджеты представляют собой форму образования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, обеспечения охраны окружающей среды поддержания и развития социальной и культурной сферы, а также предприятий различных форм собственности. 
 
Важным звеном общегосударственных финансов являются также государственные внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемых вне бюджета и предназначенные, как правило, для реализации прав граждан в области социального и медицинского обеспечения. 
 
Государственный кредит отражает кредитные отношения, связанные с мобилизацией государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и частных лиц на условиях возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Заемщиками в государственном кредите выступают юридические и физические лица, а кредитором - государство в лице органов его исполнительной власти. 
 
Государственный долг образуется в результате кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами - граждане, предприятия и организации, в том числе и зарубежные. Государственный долг используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета, а также для стабилизации денежного обращения в стране. 
 
Различают государственный внутренний долг – долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте, а также государственный внешний долг - заимствования Правительства из различных зарубежных источников, выраженные в иностранной валюте. 
 
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Формирование и распределение общегосударственных финансов имеют централизованный характер, общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления. 
 
Децентрализованные финансы - это финансы кредитнобанковской сферы, страховых компаний, коммерческих предприятий и некоммерческих организаций.[3] 
 
Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и частных лиц формируются финансы кредитнобанковской системы и страхования. 
 
Финансы кредитнобанковской системы (или кредитные средства) служат основным источником удовлетворения спроса хозяйствующих субъектов и частных лиц на дополнительные денежные ресурсы. Даже при очень высоком уровне самофинансирования для ведения предпринимательской деятельности, как правило, оказывается недостаточно только собственных средств. 
 
Кредитные средства обслуживают не только текущие потребности предприятий, но и их инвестиционную деятельность. 
 
Очень динамично растет в настоящее время рынок потребительского кредитования, частные лица имеют возможность получить кредит на покупку бытовой техники и мебели, транспортных средств и недвижимости, оплату образовательных услуг и т. п. 
 
В состав кредитнобанковской системы входит и финансовый рынок. Особо отметим, что финансовый рынок служит одним из механизмов, с помощью которых финансы кредитнобанковской системы участвуют в кредитовании государства - путем приобретения государственных ценных бумаг.[4] 
 
Финансы страховых компаний представляют собой звено финансовой системы, которое обеспечивает покрытие возможных убытков при наступлении неблагоприятных событий – страховых случаев.  
 
Денежным обеспечением страхования являются страховые фонды, которые могут быть организованы в следующих организационных формах: 
 
- централизованный страховой (резервный) фонд; 
 
- фонды самострахования; 
 
- страховые фонды страховщиков (страховых компаний). 
 
Централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов, имеет натуральную форму содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются. Назначение этого фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы. Источниками формирования централизованного страхового фонда является пополнение государственных запасов и резервов. 
 
Фонды самострахования формируются хозяйствующими субъектами в целях обеспечения собственной деятельности в случае возникновения неблагоприятных ситуаций и используются для покрытия убытков, погашения облигаций и выкупа акций (при отсутствии других средств), а также для приобретения основных фондов. Размеры фондов самострахования законодательством не регламентированы. 
 
Страховые фонды страховщиков (т. е. страховых компаний) создаются большим кругом участников, среди которых могут быть и предприятия, и частные лица. Такие страховые фонды имеют целевой характер использования: например, фонд страхования недвижимого имущества от пожара, фонд страхования гражданской ответственности автовладельцев, наступающей в результате дорожно-транспортных происшествий и т. п. 
 
Страхователи (участники страхового фонда страховщиков), вносят в фонд относительно небольшие (по сравнению с возможной величиной ущерба в случае наступления страхового случая) денежные суммы - страховые премии, и поскольку страховые случаи являются относительно редкими и наступают, как правило, только у небольшого количества страхователей, за счет суммарных собранных страховых премий страховщик покрывает все наступившие убытки страхователей.[5] 
 
До 1990 г. в СССР была государственная монополия на страхование, сейчас наряду с государственными страховыми организациями существует много негосударственных страховых компаний, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности. 
 
Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений этих предприятий. Основой единой финансовой системы страны служат финансы коммерческих предприятий, которые обслуживают воспроизводство и распределение валового внутреннего продукта и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов национальной экономики. 
 
Основным источником функционирования и развития коммерческих предприятий является получение прибыли. При этом предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распоряжаясь финансовыми результатами своей деятельности, формируя производственные и социальные фонды, изыскивая необходимые средства для инвестиций, в том числе и с использованием финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.[6] 
 
От состояния финансов коммерческих предприятий существенно зависит обеспеченность общегосударственных денежных фондов финансовыми ресурсами. В свою очередь, различные предприятия могут использовать в своей деятельности банковский кредит, фонды страхования, бюджетные ресурсы, иногда и государственный кредит.[7] 
 
Финансы некоммерческих организаций принимают косвенное участие в воспроизводственных процессах, поскольку цели функционирования таких организаций не связаны напрямую с получением прибыли. Деятельность некоммерческих организаций состоит в предоставлении общественно значимых услуг, потребление которых сопровождается сильными внешними эффектами для всего общества и каждого конкретного его члена. К таким услугам относятся, прежде всего, сфера национальной безопасности, образование, здравоохранение и т. п. 
 
Государство, принимая соответствующие законы и нормативные акты, воздействует через финансовую систему на формирование и централизованных, и децентрализованных финансовых ресурсов. Для этого используются такие инструменты, как налоги, система кредитования, механизм ценообразования и т. д. 
 
Общегосударственные финансы органично связаны с другими звеньями финансовой системы. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является валовой внутренний продукт, создаваемый в сфере производства, далее посредством налогообложения формируется бюджет и социальные внебюджетные фонды. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется предприятиями не только за счет собственных средств, но и с возможным привлечением прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита. 
 
Кроме того, финансы предприятий связаны и с кредитной системой. При недостатке собственных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, предприятия используют банковские кредиты. 
 
Для решения своих финансово-экономических задач предприятия могут также привлекать средства других хозяйствующих субъектов, наиболее распространенным из которых является выпуск ценных бумаг - акций, облигаций и др.[8] 
 
Таким образом, единая сущность финансовой системы обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

2. Управление финансами  и финансовая политика

 
Управление финансами - это сознательное воздействие органов управления на финансы страны, территорий и хозяйствующих субъектов, направленное на достижение и поддержание сбалансированности и устойчивости финансовой системы. Управление финансами включает в себя управление бюджетами, государственными внебюджетными фондами, государственным кредитом и другими звеньями финансовой системы.[9] 
 
Государственное управление финансами является одной из основных функций любого государства, реализация этой функции достигается путем создания адекватного экономическим условиям финансового механизма. 
 
Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства, которая включает определение целей и задач, направленных на формирование, распределение и перераспределение национального богатства для обеспечения воспроизводственного процесса.[10] 
 
Финансовая политика является частью экономической политики государства. Существуют также такие направления государственной политики, как внешняя, внутренняя, военная, техническая, социальная и др. 
 
В составе финансовой политики выделяют бюджетную и кредитно-денежную политику. Бюджетная политика содержит налоговую и таможенную политику, а также политику государственных расходов и политику управления государственным долгом. Кредитно"денежная политика включает учетную политику (управление процентными ставками по кредитам) и резервную политику (управление нормами обязательных банковских резервов). 
 
Приоритетом бюджетной политики на современном этапе социально-экономического развития нашей страны является обеспечение собственной платежеспособности государства, для чего необходимо привести обязательства государства в соответствие с имеющимися у него финансовыми ресурсами. Избыточные обязательства должны быть сокращены, а не подлежащие отмене - выполнены. С этой целью будет определен перечень предприятий, которые должны быть обеспечены услугами естественных монополий за государственный счет, остальные же предприятия должны самостоятельно оплачивать такие услуги. Такой же порядок пользования услугами естественных монополий должен быть распространен и на домашние хозяйства, которым в перспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, а все расходы будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйств или их семейных бюджетов. 
 
Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются субсидиями. Субсидии - достаточно распространенное явление - и в российской, и в зарубежной практике государственного регулирования экономики. Наиболее часто встречаются ценовые и инвестиционные субсидии. 
 
Ценовые субсидии предоставляются для снижения цен на конкретные товары и услуги, например, на горючее и минеральные удобрения для сельского хозяйства.  
 
Инвестиционные субсидии компенсируют часть капиталовложений инвестора в объект, входящий в государственную экономическую программу. В качестве такого объекта может выступать отрасль, развивающийся район, научные исследования, освоение новых зарубежных рынков и др.[11] 
 
В ближайшее время должны существенно уменьшиться государственные субсидии на поддержку предприятий жилищно-коммунального хозяйства, предполагается уменьшение инвестиционных субсидий в дорожное строительство и на целевые комплексные программы, также будут уменьшаться субсидии, выделяемые отдельным промышленным предприятиям на региональном и местном уровнях. 
 
Еще один вид субсидий - поддержка нерентабельных субъектов хозяйствования, покрытие их убытков или финансирование независимо от их рентабельности. На самом деле значительное число государственных компаний хронически не покрывают свои затраты, поэтому государство не только ежегодно покрывает дефицит от их текущей деятельности, но и выделяет субсидии на модернизацию и расширение таких предприятий. Например, в странах Западной Европы особенно крупные бюджетные субсидии выплачивались государственным железным дорогам, почте и телеграфу. 
 
К проблеме функционирования нерентабельных государственных предприятий вплотную подошли и в нашей стране. Предполагается также продолжать сокращение избыточных федеральных обязательств. Так, недавно произошла отмена большинства категориальных льгот, эта мера должна компенсироваться повышением реальной заработной платы и денежного довольствия. 
 
Тем не менее, региональные бюджеты, если они имеют такие возможности, могут вводить собственные льготы, в том числе и взамен отмененных федеральных. 
 
В соответствии с проводимой бюджетной политикой государство концентрирует свои усилия на выполнении базовых функций, и, прежде всего, на финансировании социальной сферы, обеспечивающей систему социальной защиты населения и инвестиции в человеческий капитал. Для этого государство проводит мероприятия по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, прежде всего, врачам и учителям, увеличивает размеры пенсий, социальных пособий и стипендий. Осуществляется и целый ряд других финансовых мер, направленных на борьбу с бедностью.[12] 
 
В системе мероприятий по реализации налоговой политики важным звеном является повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы, предполагающее выравнивание условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков за счет отмены имеющихся необоснованных налоговых льгот, отмены неэффективных налогов (прежде всего налога с продаж), корректировки порядка определения налоговой базы по отдельным налогам. 
 
Также предполагается существенное упрощение процедуры обжалования решений и действий налоговых органов, в том числе путем создания специализированных коллегий адвокатов по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. 
 
Важным направлением налоговой политики является дальнейшее снижение налогового бремени. Эта задача может быть решена с помощью снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и снижения ставки налога на добавленную стоимость. Приоритетным направлением налоговой политики является и упрощение налоговой системы, сокращение числа налогов и сборов, унификация правил исчисления отдельных налогов и порядка их уплаты.[13]

3. Органы государственного  управления финансами

 
В государственном управлении финансами  участвуют законодательные и  исполнительные органы власти, обладающие соответствующими полномочиями в части  регулирования финансовой деятельности государства. 
 
Президент Российской Федерации как глава государства: 
 
- обеспечивает в области управления финансами согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации; 
 
- регламентирует функционирование финансовой системы страны путем утверждения законов о федеральном бюджете, государственных внебюджетных фондах, налоговой системе; 
 
- определяет систему финансово-экономических отношений между Центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и т. д. 
 
Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы - рассматривает и утверждает законы, связанные с развитием финансовой системы: 
 
- о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты; 
 
- о выпуске государственных займов; 
 
- об изменении финансовых обязательств государства; 
 
- о федеральном бюджете; 
 
- о государственных внебюджетных фондах.[14] 
 
Общее руководство организацией финансов в стране осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Его основными функциями является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере: 
 
- бюджетной деятельности; 
 
- налоговой деятельности; 
 
- страховой деятельности; 
 
- валютной деятельности; 
 
- банковской деятельности; 
 
- государственного долга; 
 
- аудиторской деятельности; 
 
- бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; 
 
- производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; 
 
- таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств; 
 
- инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии; 
 
- организации и проведения лотерей, азартных игр и пари; 
 
- производства и оборота защищенной полиграфической продукции; 
 
- финансового обеспечения государственной службы; 
 
- противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.[15] 
 
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральных служб, находящихся в его ведении: 
 
- Федеральной налоговой службы; 
 
- Федеральной службы страхового надзора; 
 
- Федеральной службы финансово-бюджетного надзора; 
 
- Федеральной службы по финансовому мониторингу; 
 
- Федерального казначейства, а также контроль над исполнением Федеральной таможенной службой (которая находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. 
 
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие основные функции: 
 
- контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 
 
- контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 
 
- контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; 
 
- контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; 
 
- контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов; 
 
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 
 
- представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. 
 
Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. 
 
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие функции: 
 
- контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; 
 
- валютный контроль.[16] 
 
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. 
 
Федеральное казначейство осуществляет следующие правоприменительные функции: 
 
- обеспечение исполнения федерального бюджета; 
 
- кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 
 
- предварительный и текущий контроль над проведением главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета операций с этими средствами. 
 
Основными функциями Федеральной таможенной службы в части управления финансами являются: 
 
- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов; 
 
- контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов; 
 
- осуществление мер по их принудительному взысканию.[17] 
 
Управление рынком ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации. Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам таковы: 
 
- осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг; 
 
- обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
 
- контроль и надзор за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, их управляющих компаний и специализированных депозитариев, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также за деятельностью товарных бирж и бюро кредитных историй.[18] 
 
Особое место в системе управления финансами со стороны органов власти принадлежит Счетной палате Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации в своей деятельности не зависит от Правительства, наделена широкими полномочиями - выполняет контрольные, экспертно-аналитические и информационные функции - и подотчетна Федеральному Собранию Российской Федерации.[19] 
 
Основными задачами, которые выполняет Счетная палата Российской Федерации, являются: 
 
- контроль над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 
 
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 
 
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 
 
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 
 
- регулярное представление информации о ходе исполнения федерального бюджета, полученной в ходе проводимых контрольных мероприятий, Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации. 
 
Сфера осуществления полномочий Счетной палаты Российской Федерации включает: 
 
- государственные органы Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды; 
 
- органы местного самоуправления, предприятия, организации (в том числе финансово-кредитные организации и страховые компании), если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета либо если они пользуются федеральной собственностью или имеют налоговые, таможенные льготы.[20] 
 
Основной формой контроля со стороны Счетной палаты Российской Федерации является проведение ревизий и тематических проверок, информация о результатах которых поступает в Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. При выявлении нарушения законов, которые предусматривают уголовную ответственность, Счетная палата направляет материалы проверок в правоохранительные органы. 
 
Для принятия мер по устранению нарушений, выявленных Счетной палатой, руководителю проверяемой организации направляется представление, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. 
 
В ведущих зарубежных странах основными органами государственного управления финансами являются, как и в Российской Федерации, парламент и министерство финансов, кроме того, как правило, работает и независимый орган финансового контроля.[21]

Заключение

 
Подводя итоги, можно сказать, что  финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств. 
 
Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:  
 
- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;  
 
- совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. 
 
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. 
 
Итак, мы можем сделать вывод: финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач. 
 
Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.  
Список использованной литературы: 
1. Боровка В.А., Мурвшова С.В. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Бизнес-Пресса, 2010. – 608 с. 
 
2. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. – СПб.: Питер, 2007.  
 
- 224 с. 
 
3. Дьяконова М.Л., Ковалева Т.М., Кузьменко Т.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: КноРус, 2007. – 376 с. 
 
4. Загородников С.В. Финансы и кредит: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – 286 с. 
 
5. Литовченко В.П., Соловьев В.И. Финансы и кредит. – М.: НИ-ВШУ, 2006. – 186 с. 
 
6. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010. –575 с. 
 
7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 544 с. 
 
8. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. – М.: Юнити, 2008. – 399с. 
 
9. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Финансы и кредит: учебное пособие. – М.: РИОР, 2007. – 288 с.

 

 

 
[1] Литовченко В.П., Соловьев В.И.  Финансы и кредит. – М.: НИ-ВШУ, 2006.

 
[2] Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы  и кредит. – М.: Юнити, 2008.

 
[3] Литовченко В.П., Соловьев В.И.  Финансы и кредит. – М.: НИ-ВШУ, 2006.

 
[4] Дьяконова М.Л., Ковалева Т.М., Кузьменко  Т.Н. Финансы и кредит: Учебник.  – М.: КноРус, 2007.

 
[5] Литовченко В.П., Соловьев В.И.  Финансы и кредит. – М.: НИ-ВШУ, 2006.  

 
[6] Загородников С.В. Финансы и  кредит: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009.

 
[7] Литовченко В.П., Соловьев В.И.  Финансы и кредит. – М.: НИ-ВШУ, 2006.

 
[8] Литовченко В.П., Соловьев В.И.  Финансы и кредит. – М.: НИ-ВШУ, 2006.

 
[9] Романовский М.В., Врублевская  О.В. Финансы, денежное обращение  и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2006.

 
[10] Брайчева Т. В. Государственные финансы России. – СПб.: Питер, 2007.

 
[11] Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010.

 
[12] Литовченко В.П., Соловьев В.И.  Финансы и кредит. – М.: НИ-ВШУ, 2006.

 
[13] Литовченко В.П., Соловьев В.И.  Финансы и кредит. – М.: НИ-ВШУ, 2006.

 
[14] Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010.

 
[15] Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010.

 
[16] Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010.

 
[17] Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010.

 
[18] Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010.

 
[19] Боровка В.А., Мурвшова С.В. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Бизнес-Пресса, 2010.

 
[20] Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010.

 
[21] Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Финансы  и кредит: учебное пособие. –  М.: РИОР, 2007.


Информация о работе Финансовая система России