Шпаргалка по "Валютным операциям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Валютные операции"

Файлы: 1 файл

валютные операции.docx

— 66.44 Кб (Скачать файл)

 

по ставке ЛИБОР в обмен  на получение процентов по фиксированной  ставке с целью извлечения прибыли  в виде разницы между ними. При  этом сторона, имеющая среднесрочные  вложения по фиксированному проценту, но краткосрочные пассивы или  пассивы по пересматриваемому проценту, страхует свой процентный риск (процентную позицию), "покупая" долгосрочную фиксированную ставку, или наоборот. Документация по операциям "своп" сравнительно стандартизирована, включает условия их прекращения при неплатежах, технику обмена обязательствами, а также обычные пункты кредитного соглашения. Они дают возможность получать необходимую валюту, компенсировать временный отлив капиталов из страны, регулировать структуру валютных резервов, в том числе официальных.

24. История формирования  российского валютного рынка.

Становление высокоэффективной экономики Российского государства невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

 

Российский валютный рынок  начал формироваться в 80_е годы. В истории валютного рынка  России условно можно выделить четыре этапа.

 

Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами  валютной монополии государства. В  это время имела место полная централизация валютных доходов  от экспорта, который в свою очередь  был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых  рынках выступали государственные  внешнеторговые объединения. Выручка  от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все  международные расчеты СССР - Внешторгбанка  СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование  доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных  золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения  средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в  соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных  им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.

 

К основным недостаткам существующего  валютного рынка в России можно  отнести:

 

1) полная изолированность  внутреннего товарного и денежного  рынка от мировых рынков товаров,  услуг и капиталов;

 

2) централизация управления  валютными ресурсами государства;

 

25. Современное состояние  и тенденции развития российского  валютного рынка. 3) минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной «копилки» государства.

 

Все это объективно не требовало  систем валютного регулирования, характерных  для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В  целом это было не регулирование  как таковое, а, прямое администрирование, государственное «командование».

 

Второй этап развития валютного  рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической  деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право  прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться  система так называемых «валютных  отчислений», когда поступления  в иностранной валюте делились в  определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую  в «валютные фонды» (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число  участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в  осуществлении этой деятельности существенно  возросли в 1987-1988 годах с началом  бурного развития совместного (с  участием иностранного капитала) предпринимательства  на территории страны.

 

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую  экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число  независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного  регулирования (его роль, наряду с  другими функциями, фактически выполняла  Государственная внешнеэкономическая  комиссия Совета Министров СССР), и  источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров  СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств  и ведомств. Нарушение «планового»  характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических  связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к  пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций  органа валютного регулирования  одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта  специального закона о валютном регулировании.

 

Третий этап развития валютного  рынка в России можно связать  с вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «0 валютном регулировании». На уровне закона впервые в юридическую  практику были введены такие понятия  валютного регулирования как  «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные  с движением капитала».

 

Законом были установлены  основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной  валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции  банковской системы (Госбанка СССР и  уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными  ресурсами. В законе впервые провозглашено  гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены  основные положения порядка осуществления  валютных операций резидентами и  нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного  контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения  об отчетности по валютным операциям  и ответственности за нарушение  валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования  был определен Государственный  банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств.

 

С начала 1991 года также получил  бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой, который ранее находился в  зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось  важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в  области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию  и проведение операций по купле-продаже  иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская  валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская  межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская  межбанковская валютная биржа и  Ростовская межбанковская валютная биржа.

 

Таким образом, анализируя нормативные  акты, которые были изданы на протяжении становления валютного рынка, можно  сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи  в сторону унификации применяемых  при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более  точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В настоящее время  можно с уверенностью сказать, что  валютный рынок в России вышел  на качественно новый уровень  своего развития, когда каждый субъект  хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного  рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в  целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.

 

25.Современное  состояние и тенденции развития  российского валютного рынка.

 

28.Органы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

 

 

Статья 5. Органы валютного  регулирования

 

1. Органами валютного регулирования  в Российской Федерации являются  Центральный банк Российской  Федерации и Правительство Российской  Федерации.

 

2. Для реализации функций,  предусмотренных настоящим Федеральным  законом, Центральный банк Российской  Федерации и Правительство Российской  Федерации издают в пределах  своей компетенции акты органов  валютного регулирования, обязательные  для резидентов и нерезидентов.

 

Если порядок осуществления  валютных операций, порядок использования  счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного  регулирования в соответствии с  настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета  открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При  установлении требования об использовании  специального счета органы валютного  регулирования не вправе вводить  ограничения, не предусмотренные настоящим  Федеральным законом.

 

3. Не допускается установление  органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных  разрешений.

 

Не допускается установление органами валютного регулирования  требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных  частью 3 статьи 12, частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

 

4. Центральный банк Российской  Федерации устанавливает единые  формы учета и отчетности по  валютным операциям, порядок и  сроки их представления, а также  готовит и опубликовывает статистическую  информацию по валютным операциям.

 

5. Центральный банк Российской  Федерации, Правительство Российской  Федерации, а также специально  уполномоченные на то Правительством  Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти  осуществляют все виды валютных  операций, регулируемых настоящим  Федеральным законом, без ограничений.

31.Паспорт сделки как основной документ валютного контроля

Паспорт сделки —базовый документ валютного контроля, оформляется, если проводятся валютные операции между резидентом и нерезидентом.

 

  Основания для оформления  паспорта сделки:

за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые  работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому  контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом;

при предоставлении резидентами  займов в иностранной валюте и  в валюте РФ нерезидентам, а также  при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

Случаи, когда не надо оформлять  паспорт сделки, если контракт заключен:

между нерезидентами и  физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами  валютных операций по контракту;

между нерезидентом и кредитной  организацией - резидентом;

между нерезидентом и федеральным  органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций;

между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает  в эквиваленте 5 тыс. долларов США  по курсу иностранных валют к  рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений  и дополнений.

 

 

Порядок оформления паспорта сделки    

 

Резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке.

 В случае если резидент  осуществляет все валютные операции  по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте,  паспорт сделки оформляется в  территориальном учреждении Банка  России по месту государственной  регистрации резидента (по месту  регистрации - для физического  лица).

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк одновременно следующие обосновывающие документы:

1) Два экземпляра паспорт  сделки;

2) Контракт (договор), являющийся  основанием для проведения валютных  операций по контракту (кредитному  договору);

3) Разрешение органа валютного  контроля на осуществление валютных  операций по контракту (кредитному  договору), а также на открытие  резидентом счета в банке-нерезиденте,  в случаях, предусмотренных актами  валютного законодательства РФ;

Информация о работе Шпаргалка по "Валютным операциям"