Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 19:00, шпаргалка

Описание работы

Сущность и функции финансов

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, и финансовых активов в результате чего формируются фонды денежных средств у субъектов хозяйствования, государства и финансовых посредников, которые используются на финансирование расширенного производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Файлы: 1 файл

shpargalki_finansy_i_finansovyi_rynok.docx

— 272.61 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность  и функции финансов

 

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, и финансовых активов в результате чего формируются  фонды денежных средств  у субъектов хозяйствования, государства и финансовых посредников, которые используются на финансирование расширенного производства,   материальное   стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов отражается в тех процессах, которые происходят  в разнообразных формах в  общественной жизни и сопровождаются движением денежных средств.

Признаки финансов:

  • Денежный  характер финансовых отношений (важнейший признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Следовательно, если нет денег, то не может быть и финансов)
  • Распределительный  характер денежных отношений (важный признак, потому что областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного производства - распределение, на которой происходит распределение стоимости вновь созданного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый  из которых должен получить свою долю в произведенном продукте)
  • Перераспределительный характер денежных отношений  (существует первичное распределение и перераспределение. При первичном распределении сначала выделяют в составе выручки от реализации фонда заработной платы,  амортизационных отчислений, ремонтного фонда, прибыли. При перераспределении происходит перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования: уплата налогов в бюджет и внебюджетные фонды, уплата налогов гражданами страны, формирование страховых фондов)
  • Возможность увеличения стоимости финансовых активов

Функции финансов:

  • Распределительная: Сущность заключается  в направлении финансовых ресурсов в те сферы, где в них существует потребность в данный момент времени. Объектами этой функции являются: Стоимость ВВП, накопленная часть национального богатства, финансовые активы. Субъекты: юр. и физ. лица, государство
  • Создания общественного богатства: Способность финансовых активов создавать новую стоимость на финансовых рынках
  • Контрольная: Способность финансов количественно отображать ход распределительного процесса, позволяет систематически  контролировать  складывающиеся в обществе  стоимостные пропорции. Происходит контроль за распределением и перераспределением  накопленной части национальных финансовых ресурсов и ВВП
  • Регулирующая: Связана с вмешательством государства через финансы (госрасходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства
  • Стабилизирующая: Обеспечение для всех организаций и граждан стабильных условий в экономических и социальных процессах посредством Эффективной денежно-кредитной политики, бюджетно-финансовой политики и т.д.

 

 

  1. Сущность финансовой системы и управление финансами

 

Финансово - кредитная система РБ - совокупность финансовых институтов, с помощью

которых осуществляется формирование, распределение и перераспределение финансовых активов государства.

Выделяют:

  • Бюджетную система (Регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь)
  • Банковскую система (национальный банк, иные банки, кредитно-финансовые организации)
  • Финансовые средства внебюджетных фондов
  • Финансовые средства организаций
  • Финансовые средства граждан

Финансовая система РБ состоит из:

    • Государственных финансов (бюджет и внебюджетные фонды)
    • Финансового рынка
    • Финансов организации (Финансы коммерческих, страховых, общественных и бюджетных организаций)
    • Финансов граждан

Государственные финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств

Финансы организаций - совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения денежных доходов субъектов хозяйствования и их использования на цели расширенного воспроизводства, материальное обеспечение работающих и выполнение обязательств перед  финансово-кредитной системой

Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов и денежных инструментов, которые направляют потоки денег от собственников сбережений к заемщикам

Финансы страховых организаций - совокупность экономических отношений по  поводу формирования и распределения денежных доходов страховых организаций формируемых

 за счет страховых  взносов

Принципы построения финансовой системы:

  • единство;
  • сбалансированность всех звеньев финансовой системы;
  • самостоятельность каждого звена финансовой системы;
  • полнота поступлений в соответствующий фонд финансовой
  • системы.

Органы управления фин-й сист.:

  • Общего управления финансами (Президент, Национальное Собрание, совет министров)
  • Оперативного управления финансами (Минфин, Нацбанк)
  • Отраслевого управления финансами (финансовые управления, финансовые отделы организаций, министерств, ведомств)
  •  
  1. Бюджетное устройство Республики Беларусь и принципы построения бюджетной системы

 

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения

реализации задач и функций государства;

Бюджетная  система  – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ.

Бюджетная система РБ:

  1. Республиканский бюджет:
    • Республ-й фонд охраны природы
    • Республ-й фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки
    • Фонд национального развития
    • Фонд универсального обслуживания
    • Фонд организации сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья
    • Инновационные фонды
  1. Местные бюджеты
      1. Бюджеты областного уровня
        • Областные бюджеты (бюджеты базового уровня: районные бюджеты; городские: городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения. Бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские)
        • Бюджет г. Минска (городской бюджет, районные бюджеты городского подчинения)

 

Принципы построения бюджетной системы:

  • Единства (означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой, денежной системой,  бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности);
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме);
  • сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);
  • гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, исполнения закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год);
  • самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета);
  • эффективности использования бюджетных средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за некоторыми исключениями);
  • достоверности бюджетов (означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ);
  • адресности и целевого назначения бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);
  • ответственности участников бюджетного процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса)

 

4.Сущность и значение бюджета

 

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства;

Признаки бюджета:

    • сфера действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств
    • участники отношений, один из которых всегда государство,  которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их, а  вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов
    • безвозмездность движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов  а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением

Основными характеристиками бюджета являются:

  • экономическая сущность
  • Бюджетная классификация (это систематизированная группировка доходов, расходов и  источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных  и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов)
  • материальное содержание (объемы  доходов и расходов бюджета)

Существуют факторы, которые определяют материальное содержание бюджета:

    1. объективные (уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные и социальные особенности)
    2. субъективные (тип государства, приоритеты развития, уровень развития экономической науки, экономическая  политика правительства)

 

 

  1. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды Республики Беларусь

 

государственный  внебюджетный  фонд  -  составная  часть государственных финансовых средств и представляет собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению;

целевой   бюджетный   фонд  -  фонд  денежных  средств, образуемый  в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета  за  счет  доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений  от  конкретных  видов  доходов  или  иных  поступлений и используемый по целевому назначению

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

ЦФ – это фонды, создаваемые в республиканском бюджете для обеспечения целевого финансирования тех функций белорусского государства, которым отдается приоритет в текущем финансовом году: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, продовольствия и аграрной науки, республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития и др.

 

В РБ определены следующие целевые бюджетные фонды:

  • государственный фонд содействия занятости;
  • республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
  • республиканский и местные фонды охраны природы;
  • республиканский и местные дорожные фоны;
  • республиканский фонд «Энергосбережение»;
  • местные жилищно – инвестиционные фонды;
  • фонд социальной защиты населения.

 

  1. Доходы республиканского и местных бюджетов

 

Доходы республиканского и местных бюджетов формируются за счет:

  • налоговых доходов (республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов)
  • безвозмездных поступлений(Поступления от иностранных государств, международных организаций, от другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов)
  • взносы на государственное социальное страхование
  • неналоговые доходы(доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы и другие неналоговые доходы)

Доходы республиканского и местных бюджетов бывают:

  • Закрепленные (доходы, поступающие в республиканский или местные бюджеты в полном объеме)
  • Регулирующие (доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего  уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов)

Доходы республиканского и местных бюджетов формируются за счет:

  • Собственных доходов (акцизы, патентные пошлины, экологический налог налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским и международным лотереям.)
  • Регулирующие доходы, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, и межбюджетных трансфертов (налог на прибыль, налог на доходы, налог на добавленную стоимость и др.)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"