Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:54, лекция

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансам и налогообложению"

Файлы: 1 файл

Вопросы к зачету по предмету финансы и налогооблажение ККЛ.docx

— 66.92 Кб (Скачать файл)

 

  1. Финансовый механизм

Финансовая политика реализуется  посредством финансового механизма, который представляет собой часть  хозяйственного механизма. Он включает:

• совокупность организационных  форм финансовых отношений;

• порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

• методы финансового планирования;

• формы управления финансами  и финансовой системой;

• финансовое законодательство.

 

  1. Финансовый контроль: субъекты, цель, значение

 

Финансовый  контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Целью финансового контроля является обеспечение законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Значение  финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

1) соблюдение  установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами

2) экономическая  обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

Субъекты  финансового контроля: Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации, Министерство Финансов, Федеральная Налоговая Служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба бюджетного надзора, Федеральная таможенная служба, Счетная Палата и др.

 

 

  1. Методы и  виды финансового контроля

 

В ходе финансового  контроля применяются разнообразные методы, т. е. приемы и способы его осуществления. К ним относятся:

1) ревизии - наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки ее законности и целесообразности. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Ревизии подразделяются на несколько видов: плановые, внезапные, документальные, фактические, полные (сплошные, фронтальные), выборочные (частичные), комплексные, тематические и др.

2) проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий.

3) Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

4) обследования Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос

5) Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

6) рассмотрение финансовых планов, заявок, отчетов, заслушивание информации должностных лиц и др.

Финансовый  контроль подразделяется на несколько  видов по разным основаниям. В зависимости  от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.

В зависимости  от волеизъявления субъектов контрольных  правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Так, в зависимости  от особенностей правового статуса  субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский.

 

 

  1. Бюджетная система, ее элементы

 

Бюджетная система Российской Федерации - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К внебюджетным фондам относят: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Каждое государство  имеет свою организацию бюджетной  системы (структуры) и принципы ее построения, т. е. бюджетное устройство. Бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.

Для бюджетной  системы федеративного государства, каковым является Россия, характерны три уровня — федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации (государственные бюджеты) и местные (муниципальные) бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет  муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

 

 

  1.  Бюджетное устройство. Принципы бюджетной системы

 

Бюджетная система Российской Федерации  основана на следующих принципах:

единства бюджетной системы  Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

результативности и эффективности  использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:

прозрачности (открытости):

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

 

  1. Понятие межбюджетных отношений

 

Межбюджетные  отношения - взаимоотношения по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные  отношения осуществляются с помощью  межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные трансферты могут быть в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Дотация— это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.

Субвенция— это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидия – это денежные средства, выделенные из вышестоящего бюджета для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия в них. Субвенции и субсидии подлежат возврату в случае их нецелевого использования, а также неиспользования в установленные сроки.

Межбюджетные  отношения также представлены бюджетным  кредитом. Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств в другой бюджет для финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основах

 

  1. Бюджет и его характеристики

 

В материальном аспекте бюджеты представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Бюджет (с экономической точки зрения) представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

Бюджет (с юридической точки зрения)— это основной финансовый план формирования, распределении и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный план является законом.

Роль бюджета  выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т. е. для выполнения задач общего значения в рамках соответствующей территории.

 

  1. Доходы бюджета

 

Доходы  бюджета:

  1. Налоговые (налог на прибыль, НДС, акциз, НДПИ и др.)
  2. Неналоговые (от использования гос собственности, от продажи гос собственности, от внешнеэкономической деятельности, штрафы, компенсации, конфискации в пользу государства и др.)
  3. Безвозмездные поступления.

 

 

  1. Расходы бюджета.

 

Расходы бюджета

  1. Общегосударственные вопросы
  2. Обслуживание госдолга
  3. Национальная оборона
  4. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  5. Национальная экономика
  6. ЖКХ
  7. Охрана окружающей среды
  8. Образование
  9. Культура, кинематография
  10. Средства массовой информации
  11. Здравоохранение,
  12. Физическая культура и спорт
  13. Социальная политика
  14. Межбюджетные трансферты

 

 

    1. Бюджетный дефицит (профицит)

 

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его  преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

В 90-е годы дефицит государственного бюджета России достиг уровня 20% доходов  и превысил 5% ВВП. Основными причинами  его были: низкая эффективность производства, большие расходы на конверсию, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные  бюджетные механизмы, разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР.  С 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. Затем  использовались различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

С 2000 по 2008 гг. федеральный бюджет исполнялся с профицитом, т.е. доходы превышали расходы. Причина – высокие цены на мировом рынке на углеводородной сырье (основной доход федерального бюджета – нефтегазовые доходы), а также высокий спрос. Профицит был использован на погашение внешнего долга, а также на формирование Стабилизационного фонда, которые в 2008 г. был преобразовании в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Вновь с бюджетным дефицитом страна столкнулась в 2009 г., его причиной послужил финансовый кризис, в результате которого снизилась цена и спрос на мировом рынке на углеводородное сырье, снижение прибыли предприятий, рост банкротства.

 

    1. Источники финансирования дефицита бюджета

 

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  1. Доходы  от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ
  2. Бюджетные кредиты, предоставленные федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в валюте РФ;
  3. Кредиты полученные в валюте РФ от кредитных организаций;
  4. Кредиты полученными в валюте РФ от международных финансовых организаций;
  5. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
  6. Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"