Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:54, лекция

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансам и налогообложению"

Файлы: 1 файл

Вопросы к зачету по предмету финансы и налогооблажение ККЛ.docx

— 66.92 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность и функции финансов.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения государством функций и задач. Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы,  с развитием товарно-денежных отношений. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы выполняют следующие  функции:

  1. распределительную;
  2. контрольную;

Распределительная функция  финансов заключается в распределении НД по различным направлениям: по уровням (федеральный, региональный, местный); по отраслям, по субъектам. Распределение НД происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть доходов, полученных в одних сферах экономики и направляет в другие, в том числе социальную сферу.

Контрольная функция проявляется в контроля за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Это позволяет оценить эффективность распределительной функции, определить соблюдение законодательства.

 

  1. Финансовые отношения

Финансовые  отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • м/у хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • м/у хоз. субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • м/у хоз. Субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хоз. Субъектов при формировании и использовании целевых денежных фондов;
  • м/у отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • м/у гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

 

  1. Финансовая система и ее элементы

Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Система подразделяется на 2 сферы: централизованные финансы  и децентрализованные финансы.

 

 

 

 

 

 

 



 













 

 

Централизованные  финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе.

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств.

Централизованные финансы играют ведущую роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного  хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики  и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а  также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

 

  1.  Сущность управления финансами, цели и задачи.

 

 

Управление  финансами  является   составной   частью   общей   системы управления   социально-экономическими   процессами.   Оно   направлено    на совершенствование системы  отношений,  призванных  нормализовать  финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления  финансами  – финансовая  устойчивость  и финансовая независимость,  проявляющиеся   в   макроэкономической   сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга,  твердости национальной валюты, в  сочетании  экономических  интересов  государства  и  всех  членов общества.

В управление  финансами  выделяются  объекты  и  субъекты  управления, а также финансовый механизм.

Объектами  выступают разнообразные виды  финансовых   отношений,   которые образуют финансовую систему.

Субъекты управления  финансами  – совокупность всех  организационных  структур,  осуществляющих  управление   финансами   – финансовый аппарат.

Финансовый механизм (методы воздействия): финансовая политика, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль и др.

Управление  финансами  осуществляется  на  всех   уровнях   финансовой системы.  Оно  бывает  общегосударственным,  которое   устанавливает   общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики,  налоговой,  валютной  и  денежно-кредитной политики    и   управление   финансами   отдельных   субъектов управления.

 

  1. Субъекты управления финансами 

 

Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию.

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления  финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство Российской Федерации;

Федеральная налоговая служба РФ;

Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

 

 

  1. Специальные органы государственного финансового управления

 

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство  финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства

Федеральное казначейство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба РФ, как орган государственного управления, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему.  Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Центральный банк РФ (Банк России).— юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России — федеральная собственность. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

  1. Финансовая политика: цели, задачи

 

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают  экономика в целом, а также  отдельные составные части: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Финансовая  политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Финансовую  политику можно рассматривать как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов.

Главная цель государственной финансовой политики – создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В разработке финансовой политики в России участвуют  все ветви гос власти. Но приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу. Разрабатывает финансовую политику Правительство РФ.

 

 

  1. Направления финансовой политики

 

В качестве важнейших составляющих финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемых бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"