Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 11:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"

Файлы: 1 файл

shporgalka_po_gosniku.doc

— 721.50 Кб (Скачать файл)

 

Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации  и ее функции.

БС-3) БС РФ основана на принципах:1. Принцип единства бюджетной системы РФ: единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования БС РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации БС РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов БС РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов БС РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов БС РФ. 2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами БС РФ: закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами БС РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (ОГВ) (органов местного самоуправления - ОМСУ) и органов управления государственными внебюджетными фондами (ВФ) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. 3. Принцип самостоятельности бюджетов означает: - право и обязанность ОГВ и ОМСУ: самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; - право ОГВ и ОМСУ: устанавливать в соответствии с налоговым законодательством налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, осуществляемых за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов БС РФ); предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными ОГВ и ОМСУ, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; - недопустимость: установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов БС РФ, одновременно за счет средств двух и более бюджетов БС РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; введения в действие в течение текущего финансового года ОГВ и ОМСУ изменений бюджетного законодательства и (или) налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов БС РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах; изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов. 4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (МО) означает определение бюджетных полномочий ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (МБ), определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. 5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. 6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. 7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов: расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: - субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов БС РФ; - средств целевых иностранных кредитов (заимствований); - добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; - расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; - расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; - отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению начиная с очередного финансового года. 9. Принцип прозрачности (открытости) означает: - обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) ОГВ, представительных органов МО; - обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) ОГВ (представительные органы МО), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов; - стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. 10. Принцип достоверности бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств: бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. 12. Принцип подведомственности расходов бюджетов: получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и ЛБО только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и ЛБО распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. 13. Принцип единства кассы: зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ, муниципальными правовыми актами ОМСУ за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, МО, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

 

 

 

Внебюджетные  фонды, их экономическая сущность и  содержание.

БС-5) Внебюджетные фонды – это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение. Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан. К государственным ВФ относятся: ПФРФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. Государственные ВФ предназначены для реализации следующих конституционных прав граждан: - права на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи; - права на социальное обеспечение по возрасту; - права на социальное обеспечение в случае безработицы; - права на социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, указанных законодательством РФ о социальном обеспечении. Хотя ВФ представляют собой составную часть БС РФ, они обладают рядом характерных признаков: - средства ГВФ не входят в состав бюджетов всех уровней БС РФ и изъятию не подлежат; - расходование средств ГВФ осуществляется исключительно на цели, определённые законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность; - средства ГВФ находятся в федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ. Пенсионный фонд РФ (ПФР). Образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Направления деятельности ПФР: - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; - организация работы по взысканию с работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; - капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; - проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; - разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. В бюджет ПФР зачисляются следующие доходы: 1. Налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами БС РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60%. 2. Неналоговые доходы:- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; - страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; - недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР; - доходы от размещения средств ПФР; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба. 3. Безвозмездные поступления: - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР; - безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; - прочие поступления. Средства ПФР расходуются на следующие цели: - выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в т. ч. гражданам выезжающим за пределы РФ; - выплату пособий по уходу за ребёнком возрасте старше полутора лет; - оказание органами соцзащиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; - финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, др. мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

ФСС РФ.Образован  в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхования. Основные задачи ФСС:  - обеспечение гарантированных государством пособий (по временной нетрудоспособности; по беременности и родам);  - участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; - осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС; - разработка совместно с Минздравсоцразвития РФ и Минфином РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; - организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; - сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. В бюджет ФСС зачисляются следующие доходы: 1. Налоговые доходы: - ЕСН - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в ФСС; - доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами БС РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением УСН, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением УСН, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением УСН, - по нормативу 20%; ЕНВД для отдельных видов деятельности - по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%. 2. Неналоговые доходы: - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации; - доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба. 3. Безвозмездные поступления: - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС; - прочие поступления.Средства ФСС расходуются на следующие цели: - выплату пособий; - оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребёнком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им 18 лет; оплату путёвок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ или СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание; -  частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности; -частичную оплату путёвок в детские оздоровительные лагеря (в РФ) для детей работающих граждан; - частичное содержание детско-юношеских спортивных школ; - оплату проезда к месту лечения и обратно; и др.

ФОМС. образован  одновременно с созданием системы  медицинского страхования в РФ в  соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 г. «Об обязательном медицинском  страховании в РСФСР». ФОМС структурно состоит Федерального ФОМС и территориальных  ФОМС.

ФФОМС реализует государственную политику в области ОМС граждан как составной части государственного социального страхования. Основные задачи ФФОМС: - финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счёт средств ОМС; - обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объёма и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ; - аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС. Бюджет ФФОМС образуется за счёт следующих доходов:1. Налоговые доходы: - ЕСН - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в ФФОМС; - доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами БС РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением УСН, - по нормативу 0,5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением УСН, - по нормативу 0,5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением УСН, - по нормативу 2%; ЕНВД для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2%. 2. Неналоговые доходы: - недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС; - доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; 3. Безвозмездные поступления: - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФФОМС; - прочие поступления. В ТФОМС зачисляются следующие доходы: 1. Налоговые доходы: - ЕСН - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в ФФОМС; - доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами БС РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением УСН, - по нормативу 4,5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением УСН, - по нормативу 4,5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением УСН, - по нормативу 18%; ЕНВД для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4%; 2. Неналоговые доходы: недоимки и пени по взносам в ТФОМС; - доходы от размещения временно свободных средств ТФОМС; - штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; 3. Безвозмездные поступления: - межбюджетные трансферты из ФФОМС; - м.т. из бюджетов субъектов РФ, передаваемые ТФОМС.

 

 

 

Характеристика  основных составных частей бюджета.

БС-7) Доходы бюджета - ден ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соотв-ии с зак-вом РФ в распоряжение ОГВ РФ, субъектов РФ и ОМСУ. Основным признаком доходной части бюджета является безвозмездность поступающих ср-в. Что касается безвозвратности поступающих ср-в, то здесь сущ-ют возм-ти возвращ-я ср-в, уплач-х по тому или иному н-гу сверх положенного по з-ну. По эк-му содерж-ю все доходы б-та делятся на 2 осн-ые группы налоговые доходы и неналог доходы и безвозмездные перечисления. Налоговые доходы форм-ся за счет нал-х отч-ий, имеют закон-но (нормативно) установленные %ные отчисл-я от налогооблагаемой базы и  распред-е между б-тами различного ур-ня. В наст время налог доходы составляют 80-90%  доходной части ФБ и б-тов субъектов РФ. Неналоговые доходы – форм-ся за счет ненал-х поступлений, к кот относятся: доходы от продажи гос и мун собст-ти, от оказанных платных услуг, сдачи в аренду и использ-я гос и мун им-ва, кредиты, штрафов и т.д. Расходы бюджета - ден ср-ва, направляемые на финн-ое обеспеч-е задач и ф-ций гос-ва и мест-го самоуправл-я. Основной признак расходов бюджета – это их целевое назначение и четкое структурирование в рамках утвержденной класс-ции. В России имеют место следующие виды расходов: - ассиг-ий на содерж-е бюдж-х учр-ний; - ср-в на оплату товаров, р. и у, выполняемых ФЛ и ЮЛ по гос-ым или мун-ым контрактам; - трансфертов населению, включающих в себя: бюдж-х кредитов ЮЛ (в т.ч. налог-х кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате н-гов и платежей и других обяз-в); - субвенций и субсидий ФЛ и ЮЛ; - инвестиций в УстКап-лы действующих или вновь создаваемых ЮЛ; - бюдж-х ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюдж системы РФ, гос внеб фондам; - кредитов и займов внутри страны за счет гос-х внеш-х заимствований;  - кредитов иностр-ым гос-вам; - ср-в на обслуживание долговых обяз-в, в т.ч. гос или мун гарантий. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятть. К капитальным относят следующие ср-ва: расходы, предназначенные для инвестиций, ср-ва, предоставляемые в кач-ве бюдж-х кредитов на инвестиционные цели ЮЛ,  другие расходы б-та, включенные в капитальные расходы б-та в соответствии с эк-ой класс-цией расходов б-тов РФ. Текущие расходы б-тов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование ОГВ, ОМСУ, бюдж-х учр-ний, оказание гос-ой поддержки другим б-там и отдельным отраслям эк-ки в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционир-е. Дефицит бюджета - превышение расходов б-та над его доходами. В случае принятия бюджета на очередной фин год с дефицитом соотв-щим законом (решением) о б-те утверждаются ист-ки финн-я дефицита б-та. Способы фин-я дефицита госб-та: 1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация); 2) увеличение налог-х поступлений в госб-т. 3) выпуск займов. В случае монетизации дефицита доход гос-ва от печатания денег возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В рез-те все эк-ие агенты платят своеобразный инфляционный н-г, и часть их доходов перераспределяется в пользу гос-ва через возросшие цены. Монетизация дефицита госб-та может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осущ-ся в других формах, например в виде расширения кредитов ЦБ гос-ым предприятиям по льготным ставкам % или в форме отсроченных платежей. Проблема увеличения налог-х поступлений в гос б-т выходит за рамки собств-го фин-я бюдж-го дефицита, т.к. разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообл-я. Если дефицит госб-та фин-ся с помощью выпуска гос-х займов, то увелич-ся средняя рыночная ставка %, что приводит к сниж-ю инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребит-х расходов. Ист-ками фин-я дефицита ФБ явл-ся: 1) внутр ист-ки в следующих формах: - кредиты, полученные от кредит-х орг-ций в валюте РФ; - гос-ые займы, осущ-мые путем выпуска ц/б от имени РФ; - бюджетные ссуды и бюдж-ые кредиты, полученные от б-тов других ур-ней бюдж сист РФ; - поступления от продажи им-ва, находящегося в гос-ой собств-ти; - сумма превышения доходов над расходами по гос-ым запасам и резервам; - изменение остатков ср-в на счетах по учету ср-в фед-го б-та; 2) внеш ист-ки в следующих формах: - гос-ые займы, осущ-емые в иностр валюте путем выпуска ц/б от имени РФ; - кредиты прав-в иностр-х гос-тв, банков и фирм, м/ународ-х фин-х орг-ций, предоставленные в иностр-ой валюте, привлеченные РФ. Ист-ками фин-я дефицита б-та субъекта РФ м.б. внутр ист-ки в следующих формах: - гос-ые займы, осущ-емые путем выпуска ц/б от имени субъекта РФ; - бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж системы России; - кредиты, полученные от кредитных орг-ций; - поступления от продажи им-тва, находящегося в гос-ой собств-ти субъекта РФ; - изменение остатков ср-в на счетах по учету средств б-та субъекта РФ. Ист-ками -я дефицита местного б-та м.б. внутр ист-ки в следующих формах: - мун-ые займы, осущ-емые путем выпуска мун-х ц/б от имени МО; - кредиты, полученные от кредитных орг-ций; - бюдж ссуды и бюдж кредиты, полученные от б-тов др ур-ней бюдж сист РФ

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"