Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.

Содержание работы

Ведение………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства ………….5
Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система ………..5
Бюджетная система дореволюционной России ………………………………9
Бюджетная система СССР …………………………………………………….14
Бюджетные основы России в настоящее время ……………………………..20
Бюджеты Российской Федерации …………………………………………….24
ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации ..30
2.1. Финансово - бюджетный федерализм ……………………………………….30
2.2. Принципы межбюджетных отношений ……………………………………...33
2.3. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации ……………36
2.4. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу ...40
Заключение…………………………………………………………………………46
Список использованных источников и литературы……………………………. 44

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

• единство бюджетной системы;

• разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельность бюджетов разных уровней;

• полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

• общее покрытие расходов бюджета;

• гласность;

• достоверность бюджета;

• адресность и целевой  характер использования бюджетных  средств.

1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим является  принцип самостоятельности всех  бюджетов:

1) право законодательных  (представительных) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов;

5) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования  дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  в ходе исполнения законов  (решений) о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов.

4. Полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  означает, что все доходы и  расходы бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные  обязательные поступления подлежат  отражению в бюджетах, бюджетах  государственных внебюджетных фондов  в обязательном порядке и в  полном объеме. Все государственные  и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных  средств, средств государственных  внебюджетных фондов, аккумулированных  в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета  - каждый бюджет должен быть  сбалансирован, т. е. объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлении из источников  финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы  власти и получатели бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  определенного бюджетом объема  средств.

7. Общее покрытие расходов  означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой  доходов из источников финансирования  его дефицита.

8. Гласность - это обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для  общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо  внутри законодательного (представительного)  органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной  власти.

9. Достоверность бюджета  означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой  характер бюджетных средств, - бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных  целей.

1.5. Бюджеты Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно наиболее важные бюджеты в структуре бюджетной системы России.

Консолидированный бюджет. Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.

В ст. 165 Бюджетного кодекса  РФ также отмечается обязанность  Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. 
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджета субъектов Российской Федерации.

В свою очередь консолидированный  бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целомРоссийской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

Бюджетные показатели используются:

1. Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при  определении величины нормативов  отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов Российской Федерациии размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей  консолидированных бюджетов и  при анализе формирования и  использования централизованного  финансового фонда страны, т. е.  суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.  Так, используя показатель консолидированного  бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства

3. Без расчета показателей  консолидированных бюджетов невозможно  сводное финансовое планирование, так как многие показатели  сводного финансового баланса  государства и территориальных  сводных финансовых балансов  берутся из консолидированных  бюджетов. В доходной части баланса  используются следующие бюджетные  данные: налог на добавленную  стоимость и акцизы, подоходный  налог с физических лиц, налог  на имущество, налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции  и доходы от внешнеэкономической  деятельности, средства бюджетных  целевых фондов, отчисления на  воспроизводство минерально-сырьевой  базы, доходы от государственной  собственности или деятельности, включая доходы от продажи  имущества. Расходная часть сводного  финансового баланса включает  следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

4. Большую роль играют  показатели консолидированных бюджетов  в перспективном планировании  в целом и перспективном финансовом  планировании в частности. При  разработке прогнозов экономического  и социальногоразвития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов. 
Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных  бюджетов используются также  при расчетах, характеризующих различные  виды обеспеченности жителей  страны, территорий, например, бюджетные  расходы на одного жителя на  медицинское обслуживание, образование  и другие среднедушевые бюджетные  доходы. В свою очередь среднебюджетные  показатели являются критериями  для сравнительного анализа состояния  отдельных территорий. Показатели  консолидированного бюджета страны  используются для сравнения с  аналогичными показателями других  государств. 
Федеральный бюджет. Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения внутреннего  валового продукта и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными  слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. 
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач  федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР "Об основах  налоговой системы" 1991 г. и Налоговым кодексом Российской федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Региональные бюджеты. Региональные бюджеты - центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъектаРоссийской Федерации.

В современных условиях все  в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие  наблюдается регионализация экономических  и социальных процессов. Все в  большей мере функции регулирования  этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. 
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. 
Местные бюджеты. Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные, представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется  и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной  и пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом  обеспечения жизнедеятельности  населения. 
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации