Эффективность использования финансовых ресурсов предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы – дать оценку эффективности использования финансовых ресурсов организации, выявить и оценить влияние факторов, оказывающих влияние на изменение эффективности использования финансовых ресурсов, а также резервы повышения эффективности использования финансовых ресурсов на конкретном экономическом объекте. В качестве объекта исследования выбрано ООО «Торговый Дом Альвин».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть теоретические и методические аспекты оценки экономической эффективности использования финансовых ресурсов организации; рассмотреть экономическую характеристику ООО «Торговый Дом Альвин»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………5
1 Сущность и роль финансовых ресурсов в деятельности предприятий розничной торговли……………………………………………………………………..8
1.1 Понятие финансовых ресурсов, их сущность и структура в сфере розничной торговли……………………………………………………………………..8
1.2 Источники формирования финансовых ресурсов для субъектов розничной торговли………………………………………………………………………..21
1.3 Методы определения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия розничной торговли………………………………………...32
2 Финансовый анализ эффективности финансовых ресурсов ООО «Торговый Дом Альвин»…………………………………………………………………..36
2.1 Общая характеристика, охрана труда и техника безопасности ООО «Торговый Дом Альвин»…………………………………………………………..36
2.2 Финансовый анализ ООО «Торговый Дом Альвин»…………………...42
2.3 Анализ состава и эффективности использования финансовых ресурсов ООО «Торговый Дом Альвин»…………………………………………………….51
3 Пути улучшения эффективности использования финансовых ресурсов ООО «Торговый Дом Альвин»…………………………………………………….61
3.1 Основные проблемы управления финансовых ресурсов ООО «Торговый Дом Альвин»…………………………………………………………………..61
3.2 Направления совершенствования управления финансовыми ресурсами, для повышения эффективности ООО «Торговый Дом Альвин»………………..64
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий для ООО «Торговый Дом Альвин»…………………………………………………………………68
Заключение……………………………………………………………..75
Список использованных источников…………………………………78

Файлы: 1 файл

Результат-1.doc

— 632.50 Кб (Скачать файл)

Централизованные финансовые ресурсы посредством перераспределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) сосредоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджетных фондах, Фонде социальной защиты населения. Некоторые из них формируются в виде отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений по социальному страхованию и других денежных поступлений от населения.

Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в централизованном фонде финансовых ресурсов государства – государственном бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важнейших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие реального сектора экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирование обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др.

Формирование как децентрализованных, так и централизованных фондов финансовых ресурсов государства является результатом расщепления и последующего распределения чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства. Корни и истоки формирования этих групп фондов едины – чистый доход, его первичное распределение и последующее перераспределение.

Переход к рыночным отношениям требует, с одной стороны, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов и соответствующего увеличения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении; с другой стороны, коренная перестройка экономики вызывает необходимость централизации финансовых ресурсов и направления их в приоритетные отрасли, нуждающиеся в существенной государственной финансовой поддержке.

Сбалансированными можно считать такие финансовые отношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирование процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе – рост доходов бюджета. В настоящее время налоговая нагрузка на экономику остается достаточно высокой, но в перспективе за 2010–2015 гг. она будет постепенно сокращаться.

Таким образом, финансовые ресурсы сегодня –неотъемлемая часть субъектов всех уровней: как государства, так и рядовых предприятий. Централизованные фонды как правило подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, а децентрализованные – в фондах предприятия.

 

 

 

1.2 Источники формирования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. Финансовые результаты: доход, выручка, прибыль

Источниками формирования финансовых ресурсов является совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия.


 

Рисунок 1.3 Источники  образования финансовых ресурсов предприятия

Источник: Собственная  разработка на основе  [1]

 

Принципиально все источники  финансовых ресурсов предприятия розничной торговли можно представить в виде следующей последовательности:

-собственные финансовые  ресурсы и внутрихозяйственные резервы,

-заемные финансовые  средства,

-привлеченные финансовые  средства.

Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия розничной торговли. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия розничной торговли.

Собственный капитал

Прежде всего, предприятие  розничной торговли ориентируется на использование внутренних источников финансирования.

Собственные внутренние средства включают:

-уставный капитал,

-добавочный капитал,

-нераспределенную прибыль.

Организация уставного  капитала, его эффективное использование, управление им – одна из главных и важнейших задач финансовой службы предприятия. Уставный капитал – основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия – величину уставного капитала. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.

Увеличить (уменьшить) уставный капитал можно за счет выпуска  в обращение дополнительных акций (или изъятия из обращения какого-то их количества), а также путем увеличения (уменьшения) номинала старых акций.

К добавочному капиталу относятся:

-результаты переоценки  основных фондов;

-эмиссионный доход  акционерного общества;

-безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

-ассигнования из бюджета  на финансирование капитальных  вложений;

-средства на пополнение  оборотных фондов.

Нераспределенная прибыль  эта прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная в процессе ее распределения на потребление собственниками и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Привлеченные средства предприятий розничной торговли – средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может  осуществляться выплата владельцам этих средств дохода, и которые могут не возвращаться владельцам. К ним относят: средства, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставной фонд предприятия розничной торговли; средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грантов и долевого участия; средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств, физических и юридических лиц.

Заемный капитал

Для покрытия потребности  в основных и оборотных фондах в ряде случаев для предприятия становится необходимым привлечение заемного капитала. Такая потребность может возникнуть по независящим от предприятия причинам. Ими могут быть необязательность партнеров, чрезвычайные обстоятельства, реконструкция и техническое перевооружение производства, отсутствие достаточного стартового капитала, наличие сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции и другие причины.

Таким образом, заемный  капитал, заемные финансовые средства – это привлекаемые для финансирования развития торгового предприятия  на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

Заемный капитал по сроку  подразделяется на:

-краткосрочный;

-долгосрочный.

Как правило, заемный капитал сроком до одного года относится к краткосрочному, а больше года – к долгосрочному. Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия – за счет краткосрочного или долгосрочного капитала необходимо обсуждать в каждом конкретном случае. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

По источникам финансирования заемный капитал подразделяется на:

-банковский кредит;

-размещение облигаций;

-ссуды юридических  лиц под долговые обязательства;

-лизинг

Долгосрочный банковский кредит, размещение облигаций и ссуды  юридических лиц являются традиционными инструментами заемного финансирования.

Банковские кредиты  предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.

Многие предприятия  розничной торговли, независимо от формы собственности, создаются с весьма ограниченным капиталом. Это практически не позволяет им в полном объеме осуществлять уставные виды деятельности за счет собственных средств и приводит к вовлечению ими в оборот значительных кредитных ресурсов.

Кредитуются не только крупные  инвестиционные проекты, но и затраты на текущую деятельность: реконструкцию, расширение, переформирование производств, выкуп коллективом арендованной собственности и другие мероприятия.

Сущность лизинга состоит  в следующем. Если предприятие не имеет свободных средств на покупку оборудования, оно может обратиться в лизинговую компанию. В соответствии с заключенным договором лизинговая компания полностью оплачивает производителю (или владельцу) оборудования его стоимость и сдает в аренду предприятию-покупателю с правом выкупа (при финансовом лизинге) в конце аренды. Таким образом, предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которая постепенно погашается в результате отнесения платежей по лизингу на себестоимость продукции. Лизинг позволяет предприятию получить оборудование, начать его эксплуатацию, не отвлекая средства от оборота. В рыночной экономике использование лизинга составляет 30% – 40% от общей суммы заемных средств. Принятие решения в отношении лизинга базируется на соотношении величины лизингового платежа с платой за использование долгосрочного кредита, возможностью получения которого располагает предприятие.

Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов является чистый доход хозяйствующих субъектов, основной формой выражения которого является прибыль. Она выступает важнейшим источником формирования финансовых ресурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспроизводство, и участвует в формировании доходной базы бюджета. В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Она наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на размеры, будут способствовать укреплению финансов.

На прибыль влияет комплекс факторов, не одинаковых по экономической сущности, значимости и степени детализации, действующих в разные годы и взаимно помогающих друг другу. Необходимо постоянно держать под контролем факторы, воздействующие на прибыль на уровне предприятий.

Как многофакторный показатель прибыль неоднородна по своему составу. Она представляет собой результат производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Прибыль претерпевает глубокие изменения на разных стадиях производства и реализации продукции. Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является общая прибыль, включающая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), от операционных результатов, а также превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами.

Роль каждого фактора в увеличении прибыли на отдельных предприятиях далеко не одинакова. Более других влияют на размеры прибыли ценовые факторы, рост производства, внедрение новой техники, изменение структуры и ассортимента продукции, относительное сокращение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений, отраслевые и природные факторы, снижение или рост прибыли от операционных результатов, убытки от внереализационной деятельности, увеличение (уменьшение) прибыли в остатках товарной продукции.

Различают прибыль промышленных и сельскохозяйственных организаций, предприятий торговли и связи, подрядных и строительных, торговли и потребительской кооперации, организаций жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения.

С развитием банков и страховых коммерческих структур все большую роль играет прибыль банков и страховых организаций как результат их деятельности в виде превышения доходов над расходами.

В структуре общественного производства получила развитие предпринимательская деятельность физических лиц, которые также получают доходы и прибыль.

Таким образом, среди всех источников пополнения финансовых ресурсов как на уровне государства, так и на уровне предприятия чистая прибыль имеет главенствующую роль.

Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. Один из главных финансовых результатов является выручка– это сумма денежных средств, поступившая на расчетный счет предприятия за отгруженную продукцию и иные материальные ценности, выполненные работы, и услуги.


Рисунок 1.4 Элементы выручки

Источник: Собственная  разработка на основе [5]

 

 Факторы, влияющие на величину выручку от реализации продукции:

  • в сфере производства:
    • объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции ее качества и конкурентность, ритмичность.
      • в сфере обращения:
  • уровень применяемых цен;
  • ритмичность отгрузки;
  • своевременное оформление платежных документов;
  • соблюдение договорных условий и т. д.

Информация о работе Эффективность использования финансовых ресурсов предприятия розничной торговли