Характеристика и правовое регулирование деятельности счетной палаты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", согласно которому Счетная палата РФ является постоянно действующим и подотчетным Федеральному Собранию органом государственного финансового контроля.11 В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, БК РФ12, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и другими законами. Счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями на федеральном уровне. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………. 6
Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ ……… 10
Состав и структура Счетной палаты РФ …………………….. 20
ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………….. 28
Виды деятельности Счетной палаты РФ ……………………… -
Организация работы Счетной палаты РФ …………………….. 31
Проблема взаимодействия Счетной палаты с иными органами исполнительной власти ………………………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….. 44

Файлы: 1 файл

курсовая кп.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального  образования

Владимирский  Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Юридический институт

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

По дисциплине: Конституционное право

На тему: «ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ  ПАЛАТЫ РФ»

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила:   ст-ка гр.ЗЮп-111

                                                                                                 Агамирова Л.М.

                                                                         Приняла:        доцент

     Абрамова О.К.

 

 

 

 

Владимир 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………….   3

  1. ПРИНЦИП  ФОРМИРОВАНИЯ  СЧЕТНОЙ  ПАЛАТЫ                                                                                                                                                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  …………………………………………….  6
    1. Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ  ………  10
    2. Состав и структура  Счетной  палаты  РФ  ……………………..  20
  2. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  …………………………………………..   28
    1. Виды деятельности  Счетной палаты  РФ  ………………………  -
    2. Организация работы Счетной палаты РФ  ……………………..  31
    3. Проблема взаимодействия Счетной палаты с иными органами  исполнительной власти  …………………………………………  34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………….  41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  ………………………………………..  44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Укрепление российской государственности  объективно определяет активизацию  контрольной деятельности парламента во всех сферах государственной жизни, в том числе в бюджетно-финансовой, социальной и контрольной сферах. Эффективный и действенный финансовый контроль - необходимое условие существования сильного государства и важный фактор государственного строительства. Пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность, не будет повышена ее результативность, вряд ли удастся решить накопившиеся социально-экономические, политические, организационно-управленческие проблемы страны. Эффективный контроль за расходованием государственных средств является необходимым условием сильной демократической власти.

Актуальность темы курсовой работы определяется не только необходимостью усиления финансового контроля, но и совершенствования порядка формирования Счетной палаты РФ, исследованием путей повышения эффективности ее деятельности.

Основная идея образования Счетной  палаты — реализация прав государства  законными путями обеспечить защиту своих финансовых интересов и  финансовых интересов своих граждан, приумножать и эффективно использовать государственные финансовые средства, принадлежащие на праве собственности  Российской Федерации. Ими являются государственная казна Российской Федерации, средства федеральных внебюджетных фондов, имущество, находящееся в  федеральной собственности. Гражданам  должны быть гарантированы безопасное вложение личных средств в инвестиции и государственные ценные бумаги, защита от злоупотреблений при инвестировании.1

Основными задачами осуществления  финансового контроля Счетной палатой  являются не только проведение ревизий  и проверок расходования денежных средств  в строгом соответствии с предусмотренными целями, но и выявление экономической  эффективности расходов, что в  ближайшем будущем, по мнению Председателя Счетной палаты РФ С.В.Степашина, будет  являться приоритетным направлением деятельности Счетной палаты.

Объектом исследования является теоретический и эмпирический материал, в котором отражается правовая природа счетной палаты, принципы и общие условия ее организации и деятельности.

   Предмет исследования можно обозначить как конституционно-правовое опосредование статуса органов государственного финансового контроля.

Цель настоящей работы - полное и всестороннее изучение правового регулирования деятельности Счетной палаты РФ.

В соответствии с указанной целью  мной поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть принцип формирования Счетной палаты РФ;
    • раскрыть конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ;
    • дать полный и всесторонний анализ порядка деятельности Счетной палаты РФ;
    • выявить виды деятельности Счетной палаты РФ;
    • исследовать организацию работы Счетной палаты РФ;
    • проанализировать  проблемы взаимодействия Счетной палаты с иными органами исполнительной власти.

Для того что бы более полно изучить  выбранную мной тему я использовала общенаучные, частно-научные и частно-правовые методы, такие, как:

  • историко-правовой;
  • формально-юридический; 
  • метод сравнительного правоведения;
  • другие современные методы познания, разработанные наукой и апробированные практикой.

Достижение поставленной цели исследования предполагает следующую структуру курсовой работы:

Введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, цели, используемые методы изучения, приведен анализ изученности  темы в специальной литературе и  статьях различных ученых-правоведов.

Построение глав происходит на основе деления каждой из двух глав на два  и три параграфа, в которых  рассматриваются более конкретные вопросы, обозначенные в собирательном  названии глав.

Заключение  содержит основные выводы о результатах  проделанного исследования.

Курсовую  работу завершает список используемой литературы, включающий нормативно-правовую базу исследования, специальные научные  издания, а также научные статьи правоведов, посвященные изучению данной темы.

В основу курсовой работы  легли  научные работы по теории государства  и права, по конституционному праву  России и зарубежных стран С.С.Алексеева, М.В.Баглая, И.В.Гранкина, В.Д.Зорькина, Д.А.Ковачева, и др.

В курсовой работе учтены и проанализированы все новейшие изменения законодательства, которые приняты в последние годы.

Компетенция Счетной палаты РФ определяется с использованием не только Конституции  РФ и закона "О Счетной палате РФ", но и множества новых документов, что позволило определить ее полномочия наиболее полно.

    1. ПРИНЦИП  ФОРМИРОВАНИЯ  СЧЕТНОЙ  ПАЛАТЫ                                                                                                                                                 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О значении, которое придается во всем мире контролю парламента за расходованием  государственных средств, говорит  тот факт, что такой контроль был  изначальной функцией представительных органов зарубежных стран задолго  до создания парламентов в этих странах. Впоследствии формы и методы финансового  контроля парламентов многократно  менялись. В настоящее время во многих странах созданы для этой цели специальные парламентские  органы, помимо финансовых (бюджетных) постоянных комиссий парламентов и  парламентских ревизоров. В целом  ряде государств парламенты (иногда совместно  с исполнительной властью) создали  счетные (контрольно-счетные) палаты, наделенные известной степенью самостоятельности, главной задачей которых является осуществление контроля за расходованием  бюджетных ассигнований.2

С целью унификации их полномочий, порядка образования, структуры, разграничения  функций с другими финансовыми  контрольными органами была создана  специальная международная организация  высших органов государственного финансового  контроля - ИНТОСАИ, в которую вошли счетные (контрольно-счетные) палаты многих государств.3 К Лимской декларации ИНТОСАИ присоединилась и Счетная палата РФ, созданная в соответствии с Конституцией Российской Федерации4 и принятым специальным Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 февраля 1995 года.5

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Задачи и функции всех контрольно счетных органов в России в  основном идентичны задачам и  функциям Счетной палаты РФ, определенным Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации". В соответствии со ст.2 ФЗ, задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.6

Законом установлено, что в процессе реализации поставленных перед Счетной  палатой задач она осуществляет контрольно - ревизионную, экспертно - аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля над исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что  предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля над исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
  • подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
  • подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.7

В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения  законности производственно - хозяйственной  деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и  федерального бюджета.

Законом подробно регламентируется порядок  подготовки экспертных заключений Счетной  палаты. В частности, Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:

  • проекту федерального бюджета, обоснованности его доходности и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга дефицита федерального бюджета;
  • проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
  • проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.8

Информация о работе Характеристика и правовое регулирование деятельности счетной палаты РФ