Характеристика и правовое регулирование деятельности счетной палаты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", согласно которому Счетная палата РФ является постоянно действующим и подотчетным Федеральному Собранию органом государственного финансового контроля.11 В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, БК РФ12, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и другими законами. Счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями на федеральном уровне. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………. 6
Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ ……… 10
Состав и структура Счетной палаты РФ …………………….. 20
ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………….. 28
Виды деятельности Счетной палаты РФ ……………………… -
Организация работы Счетной палаты РФ …………………….. 31
Проблема взаимодействия Счетной палаты с иными органами исполнительной власти ………………………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….. 44

Файлы: 1 файл

курсовая кп.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

Кроме того, согласно ст.21 ФЗ, Счетная палата должна систематически анализировать итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета.9

На основе полученных данных Счетная  палата разрабатывает предложения  по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы  Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной  Думы. Для выполнения возложенных  на Счетную палату задач она взаимодействует  с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные  органы Президента РФ и Правительства  РФ, правоохранительные и налоговые  органы, контрольные органы субъектов  РФ, Центральный банк РФ и его  контрольно-ревизионное управление. Министерство финансов РФ и его контрольно - ревизионные службы и иные государственные  контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять  по ее запросам информацию о результатах  проводимых ревизий и проверок.

При проведении контрольно - ревизионной  деятельности в пределах своей компетенции  Счетная палата вправе привлекать к  участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а так же на договорной основе - негосударственные  аудиторские службы и отдельных  специалистов.

В целом закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию права  государства легитимными путями обеспечивать общественные финансовые интересы. Цели и задачи Счетной  палаты РФ реализуются в ходе выполнения ею установленных законом функций.10

    1. Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ

Согласно Конституции Российской Федерации для осуществления  контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и  Государственная дума образуют Счетную  палату, состав и порядок деятельности которой определен Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", согласно которому Счетная палата РФ является постоянно действующим и подотчетным Федеральному Собранию органом государственного финансового контроля.11 В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, БК РФ12, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и другими законами. Счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями на федеральном уровне. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.13

Организационная независимость Счетной  палаты выражается в самостоятельном  решении внутренних вопросов своей  деятельности - распределение обязанностей между аудиторами, функций и взаимодействие структурных подразделений аппарата, порядок подготовки и проведение операций всех видов и форм контрольной  и иной деятельности определяются регламентом  Счетной палаты, утверждаемым ее Коллегией. Коллегия также утверждает структуру  Счетной палаты и ее штатное расписание.14

Функциональная независимость  Счетной палаты проявляется в  том, что она самостоятельно устанавливает  сроки, объемы и способы проведения контрольных мероприятий, строит свою работу на основе годовых и текущих  планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего и системного контроля над исполнением бюджета. Это право Счетной палаты - формировать план - обеспечивает возможность проводить подлинно системный контроль над всеми государственными средствами, а не растрачивать свои силы на не имеющие существенной финансовой значимости проверки.15

В то же время Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию. Обладаю организационной  и функциональной независимостью от законодательного органа государственной  власти, Счетная палата тем не менее  нацелена на содействие в осуществлении  им своих задач, обеспечении Федерального Собрания достоверной, объективной  информацией о финансовом положении  государства. Так обязательному  включению в планы и программы  работы Счетной палаты подлежат поручения  Совета Федерации и Государственной  думы, обращения не менее 1/5 от общего числа членов Совета Федерации и  депутатов Государственной Думы. Подотчетность также выражается в обязанности Счетной палаты регулярно представлять Совету Федерации  и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета  и результатах проводимых контрольных  мероприятий, заключения или ответы на основании поручений Совета Федерации  и Государственной Думы. Таким  образом, организационная и функциональная независимость Счетной палаты не противоречат друг другу.16

Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.17

Законность - один из ключевых принципов функционирования контрольно счетных органов. Поскольку одной из основных задач Счетной палаты является надзор за законностью использования государственных финансов, сама она в этом плане должна быть безупречна. Принцип законности находит свое отражение в первую очередь в том, что своей деятельностью Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом " о Счетной палате Российской Федерации", другими законами Российской Федерации. Суть законности состоит в неукоснительном, точном и повсеместном соблюдении этих правовых актов как самой Счетной палатой, так и всеми ее должностными лицами. Нарушение закона - основание для освобождения от должности руководящих работников палаты: Председателя, заместителя Председателя и аудиторов.18

Объективность - определяющее условие эффективной контрольной работы. Без него теряется смысл контроля. Принцип объективности означает, что в основу деятельности Счетной палаты должно быть положено изучение реальных фактов, исключение возможности влияния субъективного мнения на принятие тех или иных решений, беспристрастность и непредвзятость в оформлении полученных результатов. Объективность обеспечивается несколькими способами. Это - установление высоких квалификационных требований к лицам претендующим на ответственные должности (высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов); а также требований направленных на то, чтобы не допустить влияния личных и корпоративных интересов высших должностных лиц Палаты на ее деятельность (Председатель заместитель председателя счетной палаты не могут состоять в родственных связях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного суда РФ, Председателем Верховного суда РФ, Председателем Высшего Арбитражного суда РФ; не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Правительства, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности). Большое значение для обеспечения объективности имеет право членов Коллегии Счетной палаты на особое мнение, ответственность инспекторов за достоверность результатов проводимых ими проверок. Принцип объективности тесно связан с принципами законности, независимости и гласности, так как объективная оценка результатов проводимых мероприятий возможна только при соблюдении этих принципов.19

Независимость Счетной палаты, кроме вышесказанного, выражается также в гарантиях профессиональной независимости руководства Палаты. Председатель, заместитель Председателя, аудиторы могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая их назначила, и только в определенных законом случаях. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.20

Одним из необходимых условий для  самостоятельной работы Счетной  палаты является ее финансовая независимость, так как финансовые ограничения  одновременно влекут за собой ограничение  деятельности. Эта независимость  в определенном смысле страхует контрольный  орган от внешнего вмешательства  в его деятельность с использованием финансовых рычагов. Лимская декларация указывает, что высший орган финансового  контроля должен быть обеспечен финансовыми средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него задач; наделен правом обращаться с просьбой о выделении необходимых финансовых средств непосредственно в государственный орган, принимающий решение по национальному бюджету; наделен правом использовать, в пределах своих полномочий, денежные средства, выделенные для него отдельной строкой бюджета.21

Требования Лимской декларации находят отражения в российском законодательстве. Средства на содержание Счетной палаты предусматриваются  в федеральном бюджете отдельной  строкой. Финансирование производится на основе предоставляемых Счетной  палатой годовых смет расходов. БК РФ предусматривает порядок преодоления  возможных разногласий в процессе утверждения размеров финансирования. В случае возникновения разногласий  между Счетной палатой РФ, контрольными органами субъектов РФ и органа исполнительной власти, составляющими бюджет, в  связи с составлением смет расходов соответствующих органов орган  исполнительной власти одновременно с  проектом бюджета представляет проекты  смет бюджетов, предложенные указанными органами.22

Гласность является одним из основных принципов деятельности всех контрольно - счетных органов по смыслу их существования, поскольку они прямо или опосредованно образуются обществом и представляют его интересы. Принцип гласности позволяет обществу реализовать свое право знать, кто и каким образом распоряжается общественными финансовыми и материальными ресурсами. Гласность оказывает большое влияние на эффективность работы Счетной палаты, поскольку в условиях гласности результаты проводимых ею контрольных мероприятий ставятся под общественный контроль. Принцип гласности получает свое практическое воплощение в нормах Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".23

Основными формами обеспечения  гласности являются: представление  в Совет Федерации и Государственную  Думу ежегодного отчета о работе Счетной  палаты, оперативных отчетов об исполнении федерального бюджета за квартал, полугодие  и год, отчетов о результатах  проведенных контрольных и экспертно - аналитических мероприятий, ответов  на поступившие запросы; направление  материалов по результатам контрольных  мероприятий в адрес Президента РФ, Правительства РФ, должностных  лиц органов государственной  власти; направление предписаний  и представлений по результатам  контрольных мероприятий; опубликование  ежегодного отчета Счетной палаты; проведение пресс - конференций, брифингов; публикация материалов о деятельности Счетной палаты в средствах массовой информации, как в России, так  и за рубежом.24

Однако абсолютной гласности в  работе контрольно - счетного органа быть не может. Законом предусмотрены  определенные меры по защите конфиденциальной информации. Материалы по результатам  проверок, связанные с сохранением  государственной тайны, представляются палат Федерального Собрания на закрытых заседаниях. При проведении ревизий  и проверок должностные лица Счетной  палаты не должны предавать гласности  свои выводы до завершения ревизии  и оформления заключения; должностные  лица и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизии  и проверок. Только при выполнении работ, поручаемых счетной палатой. Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемые гласности, а также за разглашение государственной тайны.25

Счетная Палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Объектом контроля со стороны Счетной Палаты Российской Федерации выступают средства федерального бюджета, федеральных бюджетных фондов, федеральная собственность.26

Особо выделены полномочия Счетной Палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

- управлением и обслуживанием  государственного долга;

- законностью, рациональностью  и эффективностью использования  иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской  Федерации от иностранных государств  и финансовых организаций;

- эффективностью размещения централизованных  финансовых ресурсов выдаваемых  на возвратной основе;

- предоставление государственных  кредитов, а также предоставлением  средств на безвозмездной основе  иностранным государствам и международным  организациям;27

Закон определяет круг субъектов на который распространяются контрольные  полномочия Счетной Палаты. В него входят:

  • все государственные органы (в том числе их аппарат) и учреждения, органы управления федеральными бюджетными фондами;
  • органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
  • общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.28

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и  их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения е деятельности.29

Информация о работе Характеристика и правовое регулирование деятельности счетной палаты РФ