Характеристика и правовое регулирование деятельности счетной палаты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", согласно которому Счетная палата РФ является постоянно действующим и подотчетным Федеральному Собранию органом государственного финансового контроля.11 В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, БК РФ12, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и другими законами. Счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями на федеральном уровне. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………………………………. 6
Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ ……… 10
Состав и структура Счетной палаты РФ …………………….. 20
ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………………………….. 28
Виды деятельности Счетной палаты РФ ……………………… -
Организация работы Счетной палаты РФ …………………….. 31
Проблема взаимодействия Счетной палаты с иными органами исполнительной власти ………………………………………… 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….. 44

Файлы: 1 файл

курсовая кп.docx

— 79.75 Кб (Скачать файл)

- иной обязательной финансовой  отчетности, представляемой рядом  министерств и ведомств, Банком  России и кредитными организациями,  уполномоченными осуществлять операции  со средствами федерального бюджета;

- обобщением результатов контрольных  мероприятий, осуществляемых по  поручениям палат Федерального  Собрания и по инициативе Счетной  палаты;

- методом выборочных экспресс-проверок  с целью уточнения отдельных  параметров исполнения бюджета;

- с помощью экспертных оценок.

Оперативный контроль осуществляется в течении всего года. На основе сопоставления оперативных данных по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой, составляется ежеквартальный (нарастающим итогом) оперативный отчет об исполнении федерального бюджета за три, шесть, девять и 12 месяцев. Этот отчет, после утверждения коллегией Счетной Палаты, направляется в Государственную Думу и Совет Федерации.

В рамках последующего контроля Счетная Палата осуществляет комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Ревизия осуществляется на основе анализа и обработки максимально возможного числа первичных платежных документов и проверки достоверности отчетных данных, полученных в ходе встречных проверок участников бюджетного процесса. Ревизию осуществляет специально сформированная рабочая группа, состоящая из нескольких десятков функциональных подгрупп.

По результатам комплексной  документальной ревизии составляется несколько сотен первичных актов, а также сводный акт. Итоги  ревизии служат основанием для подготовки Счетной палатой заключения на проект представляемого Правительством Российской Федерации в Государственную  Думу закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год.46

Таким образом, Счетная Палата осуществляет многогранную деятельность, которую объединяет важная деталь – все виды деятельности Счетной Палаты связаны с контролем над финансами.

Из всего сказанного в данной главе следует, что Счетная Палата имеет строго определенные рамки полномочий, выполняет разнородную деятельность.

 

2.2 Организация работы Счетной  палаты

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты.

Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. 

Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
Проект годового плана рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по обращению не менее одной пятой от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты.47

Счетная палата является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи  с роспуском Государственной  Думы. Местонахождение Счетной палаты - город Москва.48

Все сотрудники Счетной Палаты также имеют определенный статус: Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Воздействие на должностных лиц  Счетной палаты с целью воспрепятствовать  исполнению ими своих служебных  обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета  либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную  законодательством Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты, заместитель  Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Они  могут быть досрочно освобождены  от должности решением той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила, в случаях:

1) нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

2) личного заявления об отставке;

3) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) достижения ими возраста 65 лет;

5) формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, при этом решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Представления об освобождении от должности  Председателя Счетной палаты и должности  заместителя Председателя Счетной  палаты вносит в соответствующие  палаты Федерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации.49

2.3 Проблема взаимодействия Счетной  палаты с иными органами исполнительной  власти

Для современной России, стремящейся стать полноправным членом мирового сообщества, очень важно построить подлинно правовое демократическое государство. Чтобы добиться этого, нужна эффективная система государственного финансового контроля, основанная на принципах, учитывающих потребности и государства, и гражданского общества. 50

Только в демократическом правовом государстве организация государственного финансового контроля ориентирована на удовлетворение потребностей всего общества и выражается в наиболее эффективном распоряжении государственными финансовыми и материальными ресурсами. Эффективное использование государственных финансовых средств и материальных ресурсов является обязательным условием нормальной хозяйственной деятельности, осуществления государственных социально-экономических программ и обеспечения экономической безопасности страны, а в конечном счете, прочности государства . Конечно, такой контроль только тогда будет эффективным, когда он будет объективным и независимым от тех органов исполнительной власти, которые распоряжаются государственными средствами. 51

Принятая в декабре 1993 г. Конституция РФ (ст. 101) установила норму, предполагающую создание независимого от Правительства РФ органа государственного финансового контроля – Счетной палаты РФ. Федеральным законом «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г. указанный орган был создан. Однако место Счетной палаты в системе органов финансового контроля Российской Федерации до сих пор нормативно не закреплено. Действующее законодательство дает лишь косвенные указания в данной области. 

Так, Конституция РФ не содержит прямых предписаний, характеризующих правовое положение Счетной палаты. Регламентируя деятельность национального высшего органа финансового контроля, законодатель включает специализированные предписания функционирования Счетной палаты РФ в состав пятой главы Конституции «Федеральное собрание». Тем самым создается взаимосвязь между Счетной палатой и системой представительных органов страны. Данная взаимосвязь подтверждается и в абз. 1 ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате РФ», где указано, что Счетная палата образуется Федеральным Собранием РФ и подотчетна ему. При этом Счетная палата не находится в структуре Федерального Собрания.52 Из текста ч. 5 ст. 101 Конституции вовсе не следует вывод, что образуемая органом законодательной власти – Федеральным Собранием – Счетная палата РФ сама является органом законодательной власти. 53

Бюджетный кодекс РФ определяет место Счетной палаты следующим образом: 

-  Счетная палата орган государственного или муниципального финансового контроля; 54

- Счетную палата участник бюджетного процесса, обладающий бюджетными полномочиями на федеральном уровне. 55

Нет единого мнения о правовом положении Счетной палаты РФ и в научных трудах. Можно выделить по крайней мере четыре точки зрения, касающиеся статуса Счетной палаты, ее места в государственном механизме и взаимоотношений с другими органами власти в процессе ее реформирования. 

Первый подход обосновывает необходимость сохранения того места, которое сейчас занимает Счетная палата: она должна оставаться формой парламентского контроля при признании ее организационной и функциональной независимости и подотчетности палатам. При этом предлагается уточнить полномочия Счетной палаты, заместителей председателя Счетной палаты и ее аудиторов таким образом, чтобы они вытекали из различий деятельности палат Федерального Собрания, избирающих указанных лиц.

По мнению Л. Войтенко, одного из сторонников такой позиции, это позволит влиять на власть через представителей субъектов РФ в Совете Федерации. Кроме того, автор считает нужным создать вертикаль контроля Счетных палат путем образования окружных (в федеральных округах) и других ее подразделений. Предполагается, что Счетная палата РФ как одна из форм парламентского контроля должна обладать относительной самостоятельностью при выборе методов финансового контроля и определении направлений проводимых ею проверок. 

Сторонники второго подхода предлагают, по сути, превратить Счетную палату РФ в орган не только парламентского, но и президентского финансового контроля. Они считают целесообразным предоставить не только палатам Федерального Собрания, но и Президенту РФ право давать определенные поручения по поводу тех или иных направлений проверок Счетной палаты. Так, отмечая внесенные в Государственную Думу предложения по совершенствованию организации и деятельности этого органа, а также его компетенции, сторонники этого подхода, с одной стороны, акцентирует внимание на подчиненности Счетной палаты Конституции и законам, а с другой – предлагает усилить ее отчетность как перед палатами Федерального Собрания, так и перед Президентом РФ, предоставив ему право давать обязательные поручения для включения их в план работы палаты. Такая точка зрения подкупает тем, что, по мнению авторов проекта, результативность финансового контроля должна существенно повыситься. Однако имеются и определенные возражения.  
Если исходить из современной нормативной основы, то сразу же возникает вопрос о том, какие правовые средства имеются у Президента РФ для воздействия на Счетную палату. Такие средства Конституция РФ предоставляет лишь палатам Федерального Собрания, которые ее формируют и перед которыми она отчитывается о результатах своей деятельности. Они вправе досрочно отзывать председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты. Для предоставления определенных прав Президенту РФ сторонники этой позиции предлагают изменить порядок формирования Счетной палаты следующим образом: Президент РФ назначает председателя, который в свою очередь представляет кандидатуру своего заместителя и аудиторов на утверждение палат Федерального Собрания. Однако предоставление Президенту РФ указанных прав и изменение порядка формирования Счетной палаты не может быть установлено путем принятия такого проекта без предварительного внесения изменений в Конституцию РФ, а такое предложение никем не вносится из-за опасения за целостность Конституции. 

Кроме того, хотя по Конституции главой исполнительной власти является Правительство РФ, фактически всю систему федеральной исполнительной власти возглавляет Президент РФ. Ему же непосредственно подчинено значительное число отраслевых и функциональных органов государственного управления. Принятие указанных выше предложений поставит Счетную палату перед трудным выбором объектов своей финансовой проверки без прямого поручения Президента РФ и будет способствовать ослаблению контроля за финансовой деятельностью всей системы органов исполнительной власти. 

Информация о работе Характеристика и правовое регулирование деятельности счетной палаты РФ