Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
рассмотреть механизм финансирования отрасли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ
4
1.1.
Понятие и структура машиностроения в РФ
4
1.2.
Нормативно-правовая база
14
1.3.
Анализ современного состояния машиностроения в РФ
17
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ
27
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
27
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
28
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
31
3.1.
Проблемы машиностроительной отрасли
31
3.2.
Перспективы машиностроительной отрасли
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

Государственные инвестиции в машиностроение в 2009 г. по отношению  к 2008 г. увеличились в 1,7 раза (табл. 4). Но распределение выделенных средств  среди подотраслей отечественного машиностроения происходит крайне неравномерно – их основная часть направляется на реанимирование отечественной автомобильной промышленности. Еще одной негативной тенденцией является значительное уменьшение доли бюджетных средств, выделенных машиностроению, в общей сумме бюджетных средств промышленности: в 2005 г. – 16%, в 2009 г. – 5,8%.

В последнее время  Правительство России создает условия  для привлечения иностранного капитала. По нашему мнению, западные инвесторы  вряд ли будут вкладывать средства в разрушенный реальный сектор российской экономики. Объектом привлечения иностранного капитала был и остается добывающий сектор российской промышленности (табл. 5).

 

Таблица 4 - Государственные инвестиции, млрд. руб.

 

Таблица 5 - Прямые иностранные инвестиции в российской промышленности, млн. долл.

 

Как видно из данных таблицы 5, объем прямых иностранных инвестиций в российскую промышленность в рассматриваемом  периоде увеличивается. Положительная  динамика, характерная как для  добывающего сектора, так и для обрабатывающего сектора, наблюдается до 2007 года включительно. В 2008-2009 гг. объем прямых иностранных инвестиций сократился. Если рассматривать структуру распределения средств, то доля прямых иностранных вложений по отрасли «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» (76,6%, 37,6%, 43% в 2007-2009 гг. соответственно) значительно превышает аналогичный показатель по машиностроительной отрасли (3%, 10,2%, 19,3% в 2007-2009 гг. соответственно). Для 2009 г. характерно повышение интереса к российскому машиностроению со стороны иностранных инвесторов: их доля возросла почти вдвое по отношению к показателю 2008 г.

Но увеличение притока  прямых иностранных инвестиций (в 2008 г. по сравнению с аналогичным  показателем 2007 г. в 2,5 раза, в 2009 г. по отношению к показателю 2008 г.- на 6%) не позволяет даже частично решить проблемы отрасли. Для того чтобы «оживить» российское машиностроение, необходимо стимулировать рост текущих расходов. Для этого необходимо использовать простаивающие производственные мощности и другие нереализованные ресурсы.

Нельзя не согласиться  с мнением генерального директора  ОАО "Бузулуктяжмаш" Николая Ансанова и генерального директора ОАО "Завод бурового оборудования» Александра Медведева. В качестве первоочередных шагов государства на пути реанимирования отечественного машиностроения, они предлагают следующие:

1. понижение ставки  НДС до 10-12% и предоставление рассрочки  его уплаты при пересечении  таможенных границ;

2. замораживание цен на энергоносители на 2 года (приостановление действия

Постановления правительства  № 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ".

Но это далеко не исчерпывающий  перечень необходимых действий. Кризисное  финансовое состояние российских машиностроительных предприятий предполагает разработку государственными органами управления комплекса косвенных методов регулирования и инвестиционных стимулов. К ним стоит отнести взаимодействие банковского и реального сектора экономики, различные налоговые стимулы. Как показывает практика, они оказываются достаточно неэффективными в рамках российской действительности.

Финансовые ресурсы  российских банков ограничены. Основным направлением деятельности банковского  сектора сегодня является кредитование оборотных активов и текущей деятельности предприятий, не приносящее обновление и повышение рентабельности производства.

В данной ситуации банковский кредит является источником средств, необходимых  для обеспечения работоспособности  предприятия. Но ввиду замораживания  финансовых ресурсов из-за растущей задолженности предприятий по непогашенным кредитам, банковская система нуждается в пополнении своего капитала, источником которого выступают внешние заимствования.

В условиях кризиса 2008-2009 г.г. банковский кредит стал недоступен многим предприятиям реального сектора экономики, в том числе и машиностроительным. Этому способствовали высокие процентные ставки, что было необходимо для снижения оттока капитала из России и снятия давления на валютный рынок20. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями предприятиям в рублях, составили в среднем в 2008 г. на срок погашения до года – 12,2%, свыше 1 года – 13,1% ; в 2009 г. соответственно: 15,3%и 15,4%. В 2010 г. средняя стоимость кредитных ресурсов снизилась и составила: на срок погашения до года –  10,8%, свыше 1  года  –  12%, за первое полугодие 2011 г. соответственно: 8,5% и 10,6%. Поскольку рентабельность большинства обрабатывающих предприятий в настоящее время не превышает 10%, становится понятным, почему кредиты для них недоступны. Простое воспроизводство предприятия осуществляют за счёт собственных средств, а инвестиционные программы вынуждены свёртывать из-за отсутствия долгосрочных ресурсов.

В складывающихся условиях одной из главных антикризисных мер выступает гибкая налоговая политика. В первую очередь, она должна включать снижение и отмену налогов на ту часть прибыли, которая направляется на инвестиции в основной капитал, а также налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, наукоемких производств и предприятий обрабатывающей промышленности.

Для выхода на докризисный уровень  развития необходимо стимулировать  расширение внутреннего спроса, что  станет спасением как в целом  для российской экономики, так и  для машиностроения в частности. Мероприятия, разработанные Правительством РФ, с целью расширения внутреннего спроса (рост гособоронзаказа; повышение зарплат в государственном секторе и индексация пенсий; денежная «накачка рынков развитых стран», которая привела к росту цен на нефть и другие сырьевые товары) могут обеспечить развитие в течение 2-3 лет. Долгосрочные стратегические решения по обеспечению устойчивого экономического роста находятся на стадии разработки.

Причем, предложенные мероприятия  обеспечили несбалансированный посткризисный  рост с точки зрения отраслевой структуры. Обрабатывающие производства, в отличие от сырьевых, до сих пор не восстановили ни уровня доходности, ни докризисных объемов производства, инвестиции во время кризиса сократились в наибольшей степени. Для справки: прирост инвестиций в основной капитал в 2009 г. по отношению к показателям 2008 г. по промышленности в целом составил -6%; в добывающих отраслях - -5%; в обрабатывающих производствах - -13%; в металлургии - -15%; по машиностроению - -17%.

Для преодоления кризиса основной стратегической задачей российского правительства должно быть восстановление и интенсивный рост внутренних рынков потребления промышленной продукции. Это возможно только при реализации множества крупных инфраструктурных проектов, которые обеспечат внутренний спрос.

Инфраструктурные проекты могут  касаться строительства дорог, энергетических объектов, трубопроводных систем, нефтедобывающих  платформ, авиастроения, автомобилестроения, судостроения и многого другого. Объединяет большинство программ и проектов то, что их реализация базируется на продукции машиностроения.

Скорейшая его модернизация становится системным фактором, определяющим экономическое  состояние России в ближайшем будущем.

На наш взгляд, реформирование отечественного машиностроения должно начинаться с обновления его материально-технической  базы. Изношенность основного капитала является ключевой проблемой, тормозящей развитие отрасли.

 

Таблица 6 - Структура инвестиций в основной капитал машиностроения по источникам финансирования

 

Основную часть инвестиций в основной капитал машиностроения составляют собственные средства (табл. 6). Поэтому преодоление проблемы изношенности основных фондов следует  начать, в первую очередь, с оптимизации внутренних источников воспроизводства основного капитала. Управление амортизационными отчислениями предполагает реформирование амортизационной политики. Ключевым моментом здесь является изменения способа начисления амортизации как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Традиционно в нашей стране используется линейный способ начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Основные его преимущества: простота счета и богатый опыт использования. Однако, на наш взгляд, основополагающим критерием экономического обоснования выбора способа начисления амортизации должна стать величина чистой прибыли. К тому же, применение нелинейных способов начисления амортизации позволяет аккумулировать  значительную часть стоимости объектов основных средств в первые годы их эксплуатации, следовательно, обновление основного капитала происходит более интенсивно.

Оценить целесообразность использования возможных вариантов  сочетания способов начисления амортизации  можно, рассчитав величину налоговых  платежей по каждому из них.

С целью более эффективного управления внутренними инвестиционными  ресурсами в воспроизводство  основного капитала авторами предлагается внесение следующих изменений в  действующее налоговое законодательство:

1. разработка методики оценки объектов имущества для целей налогообложения по рыночной цене, чтобы устранить несовпадение его фактической и налоговой стоимости (НК РФ ст. 257);

2. расширить «границы» использования амортизационной премии (НК РФ, ст. 258.2).

Руководство Российской Федерации определило стратегические задачи перехода от сырьевой экономики к инновационной. Названы пять приоритетных направлений, развитие которых находится под прямым контролем президента. Это вопросы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения (включая разработку новых видов топлива), ядерные технологии, фармацевтика и медицинская промышленность, современные информационные технологии и программное обеспечение, а также космическая отрасль и телекоммуникации. Очень странно, что машиностроение не попало в «первую пятерку», ведь общий процесс модернизации российской экономики невозможно представить без продукции машиностроительной отрасли.

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ

2.1. Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения

 

К средствам государственного регулирования можно отнести:

  1. Государственные финансы (государственный бюджет, перераспределенный в национальный доход).
  2. Сбор и переработка хозяйственной информации.
  3. Государственный сектор в экономике (Государственный Центральный Банк, кредиты, запасы, страхование).

Субъектами государственного регулирования экономики являются все государственные: министерства, ведомства, органы юстиции; полугосударственные: региональные органы и органы местного регулирования.

Объектами государственного регулирования являются цены, инфляция, отрасли, доходы, безработица и т.д.

Пределы государственного регулирования определяются эффективностью рыночной экономики, обычно сводятся к  следующим действиям государства:

    • выработка экономической политики
    • управление предприятиями и организациями, которые составляют государственную собственность
    • установление правовых основ рынка и ценовой политики
    • регулирование внешних экономических отношений

Формы государственных финансов:

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и  безвозвратной основе.

Субвенция - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

Выбор форм государственного регулирования  финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий.  

 

2.2. Методы воздействия государственных финансов на отрасли экономики

 

 

Методами государственного регулирования являются:

1. Проактивная модель, которая включает комплекс мер, направленных на улучшение экономического положения населения (влияют прямо и косвенно).

2. Реактивная модель  включает систему поддержки и  защиты наиболее уязвимых социальных  групп и слоев населения в  процессе их адаптации к изменяющимся  условиям рынка.

К прямым методам государственного воздействия на экономику относятся: административные методы государственных дотации, субвенции, субсидии; государственные программы финансирования социальной сферы, введение обязательных норм и нормативов (санитарные, экологические), государственные заказы и антимонопольные законы (штрафные санкции, контроль над ценами, доходами и качеством продукции, регистрация предприятий). Прямое вмешательство государства проявляется также в  принятии законодательных актов, призванных  упорядочить  и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической  политики могут быть направлены на:

    • стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
    • обеспечение полной занятости;
    • стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов и рабочей силы;
    • воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;
    • поддержку устойчивого экономического роста;
    • перераспределение доходов
    • и некоторые другие цели.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения