Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
рассмотреть механизм финансирования отрасли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ
4
1.1.
Понятие и структура машиностроения в РФ
4
1.2.
Нормативно-правовая база
14
1.3.
Анализ современного состояния машиностроения в РФ
17
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ
27
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
27
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
28
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
31
3.1.
Проблемы машиностроительной отрасли
31
3.2.
Перспективы машиностроительной отрасли
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Санкт-петербургский  государственный 

инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра финансов и банковского  дела

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

 

финансы

 

на тему «Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения»

 

 

 

 

Выполнила:

(Фамилия  И.О.)

студентка курса, срок обучения

 

Специальность

 

группа № зачетной книжки

 

Подпись:__________________________________________

 

 

Преподаватель:

 

Должность:________________________________________

 

Оценка:________________ Дата:______________________

 

Подпись:__________________________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 

3

ГЛАВА 1.

СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ  МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ 

4

1.1. 

Понятие и структура  машиностроения в РФ 

4

1.2.  

Нормативно-правовая база 

14

1.3. 

Анализ современного состояния машиностроения в РФ 

17

ГЛАВА 2.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ 

27

2.1.

Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения 

27

2.2.

Методы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения 

28

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 

31

3.1.

Проблемы машиностроительной отрасли 

31

3.2.

Перспективы машиностроительной отрасли 

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

44


 

 

 

 

 

   

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство всегда, во всех странах оказывало ключевое влияние  на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики.

Производство  промышленной продукции составляет одну из самых крупных частей валового внутреннего продукта. В России этот показатель около 30%. Промышленность, в частности машиностроение, обеспечивает национальную безопасность, производя такую продукцию военно-промышленного комплекса, как вооружение и военную технику, глобальные системы слежения, наведения, раннего предупреждения и др.

Машиностроение неотделимо от научно-технического и технологического комплексов. Машиностроение в ХХI веке стало как материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа.

Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.

На основании цели были сформулированы следующие задачи:

  1. изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
  2. рассмотреть механизм финансирования отрасли;
  3. выявить основные проблемы отрасли;
  4. разработать пути дальнейшего развития данной отрасли и пути решения существующих проблем.

 

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ

1.1. Понятие и структура машиностроения в РФ

 

В развитой рыночной экономике  машиностроительная отрасль традиционно  носит социально-ориентированный и инфраструктурный оттенок, с учетом достижений технического прогресса может регулировать конкурентные условия для большинства отраслей промышленности. Представляет интерес, какое место занимает отечественное машиностроение в российской экономике, каким образом  на него повлияли экономические кризисы, каковы перспективы развития.

Массовая приватизация и рост цен  на продовольствие, металл, сырье, топливо  в 1990-х г.г. привели к тому, что  большинство предприятий машиностроительной отрасли приостановили свою деятельность и стали нерентабельными, за исключением предприятий оборонной промышленности. Либеральная экономическая политика, базирующаяся на принципе ухода государства из рыночной экономики, привела к развалу обрабатывающей промышленности России. «В России практически сложился так называемый сырьевой курс развития – бесперспективный для индустриальной державы»1. Доля добывающего и обрабатывающего секторов в ВВП в динамике имеют противоположную тенденцию развития (см. рис. 1).

Следует отметить, что в советской экономике темп роста обрабатывающей промышленности опережал темп роста добывающей промышленности. Например, по сравнению с 1980 г., в 1987 г. он составил 131% по промышленности в целом, 115% - в добывающей и 132% - в обрабатывающей2.

Рисунок 1 - Доля добывающего и обрабатывающего  секторов в ВВП

 

В настоящее время  удельный вес машиностроения в структуре  обрабатывающих отраслей  российской экономики составляет около 20%  (в 2009 г. удельный вес машиностроения в  структуре обрабатывающего сектора составил 19,07%). За счет функционирования машиностроения было создано в 2000 г. 13,3% ВВП, в 2005 – 8,2% ВВП, в 2010 – 7,8% ВВП (см. рис. 2). В 2010 г. показатели экономического  развития отрасли приближаются к уровню 2005 г. Для расчетов по машиностроению применена номенклатура видов экономической деятельности в разрезе группировок ОКВЭД: 29 (без 29.6) Производство машин и оборудования (без оружия), 30 Производство офисного оборудования и вычислительной техники, 31 Производство электрических машин и электрооборудования, 32 Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, 33 Производство медицинских изделий, 34 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, 35 Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств.

 

Рисунок 2 - Доля машиностроения в обрабатывающих производствах и в ВВП

Экспертами Минэкономразвития  составлена прогнозная оценка структуры  отраслей отечественной промышленности (табл. 1).

 

Таблица 1 - Структура промышленного производства в ценах 2010 года, %

 

 

По прогнозам, в течение  последующих трех лет будет наблюдаться  незначительное повышение доли машиностроения в структуре промышленного производства (в 2014 г. относительно 2011г. на 2,5 п.п.). Но, как свидетельствует мировой опыт, если на машиностроение приходится менее 25% стоимости всей производимой промышленной продукции, то обеспечить сбалансированное развитие экономики в целом сложно.

Российские машиностроительные предприятия в последнее десятилетие  столкнулись с рядом серьезных проблем: недозагруженностью производственных мощностей, вытеснением с внутренних рынков отечественных производителей машин и оборудования иностранными, слабой (по сравнению с зарубежной) инновационной деятельностью, низким уровнем заработной платы квалифицированных кадров, крайней изношенностью основных производственных фондов. Поэтому в настоящее время в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья основное место занимают машины и оборудование.

На их долю в 2000 г. приходилось 36,3%, а в 2009 г. - 46% его общего объема3.

Выпуск продукции отечественного машиностроения сокращался вплоть до 1996 г.

Начиная с 1999 г., на фоне снижения валютного курса рубля и удорожания импорта он стал увеличиваться. В 2009 г. объем реализованной продукции в реальном выражении на 22,6% превысил уровень 2000 г. Характерно, что по данным 2007 г. в списке 20-ти крупнейших по объему реализации продукции российских компаний не было ни одной машиностроительной компании, тогда как нефтяную и нефтегазовую промышленность представляли 6 компаний. По данным 2011 г. эта картина сохраняется.

Одним из основных экономических  показателей развития отрасли является оборот организаций. Напомним, что в  оборот организаций включается стоимость  отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей). В 2009 г. по сравнению с 2005 г. в реальном выражении оборот машиностроения вырос только на 3,4%, в 2010 г. –на 23,7%.

Количество действующих  организаций в отрасли за период с 2000 г. по 2009 г. сократилось на 9,5%, однако доля прибыльных организаций к их общему числу в 2010 г. увеличилось  на 24,4% по сравнению с уровнем 2009 г. Отраслевой сальдированный финансовый результат в реальном выражении в 2009 году сократился на 66,8% по сравнению с уровнем 2000 г., а в 2010 г. – на 44,5%. 

В России рентабельность машиностроительной продукции гораздо  ниже рентабельности продукции других отраслей и среднего показателя по промышленности. В 2009 году в российском машиностроении она составляла 5,8%, в 2010 – 7,4%; в добывающей промышленности, соответственно – 28,2% и 35,5%, металлургическом производстве – 14,8% и 18,7, электроэнергетике – 6,8% и 7,2%, нефтеперерабатывающей отрасли – 26,3% и 23,1%4.

К числу факторов, оказавших  негативное воздействие на развитие российского машиностроения, также  относится динамика изменения отраслевой структуры цен.

Ценовой фактор оказывает воздействие на перераспределение добавленной стоимости между отраслями. «Именно изменение отраслевой структуры цен…, обеспечило высокую рентабельность добывающих отраслей, и поставило обрабатывающие отрасли на грань выживания».5 За счет ценового фактора выросла за 1990-2000 гг. доля нефтедобывающей отрасли в общей структуре российской промышленности, а доля машиностроения сократилась почти вдвое6. Перераспределение за счет ценового фактора и в последующие годы в пользу добывающего сектора объясняется тем, что цены на первичные ресурсы продолжали и продолжают расти опережающими темпами. Рост цен по отрасли к среднему росту цен по промышленности в 2009 г. по сравнению с показателями 2000 г. составил 0,95, что свидетельствует о снижении привлекательности отечественной продукции машиностроительного профиля. Для справки: аналогичный показатель для нефтеперерабатывающей отрасли составил – 1,04, добывающей – 1,2, пищевой – 1,04, легкой промышленности – 1 (см. рис. 3).

 

Рис. 3 - Относительный рост цен по отраслям промышленности к среднему росту цен по промышленности (2009 г./2000 г.)

 

Рост рентабельности добывающих отраслей приводит к увеличению расходов, связанных с производством  машиностроительной продукции. В итоге  «происходит не только дополнительный рост цен на технику, но и снижение рентабельности ее производства, сокращение… объемов производства и закупок»7

Инвестирование средств  в российское машиностроение становится менее привлекательным, особенно по сравнению  c  предприятиями отечественного ТЭК.

Материально –  техническая  база многих предприятий отрасли  требует обновления.

Степень износа основных фондов за период 2000-2009 гг. варьируется  в диапазоне 46-53% и достигла своего максимума в 2002 г8.

Машиностроения, как ведущая  отрасль российской промышленности, испытывает острый дефицит финансовых ресурсов для воспроизводства основного капитала (табл. 2).

 

Таблица 2 - Структура инвестиций по отраслям промышленности (в %)

 

Удельный вес инвестиций в основной капитал по машиностроению в общем объеме инвестиций сокращается. Следовательно, выпускать конкурентоспособную продукцию на такой производственной базе затруднительно. Иными словами, можно было как-то конкурировать по соотношению цена/качество, при низких материальных издержках, но не в условиях уже начавшегося (и прогнозируемого на будущее) роста цен естественных монополий, тянущего за собой удорожание сырья и материалов.

Среднемесячная заработная плата в машиностроении в реальном выражении за рассматриваемый период растет быстрее, чем по промышленности в целом, поскольку ее уровень всегда был намного ниже, чем в других отраслях. Так, среднемесячная заработная плата в реальном выражении по промышленности в целом в 2009 г. по сравнению с уровнем 2000 г. увеличилась в 2,3 раза, в секторе добычи топливно-энергетических ресурсов –  в 2,1 раза, в металлургическом производстве –  в 1,6 раза, в химическом производстве – в 2,5 раза, в машиностроении – в 2,9 раза, в секторе производства пищевых продуктов – в 2,6 раза (см. табл. 3).

Низкий темп роста заработной платы приводит к ухудшению качественного состава научно-производственных кадров отрасли. Средний возраст ИТР на большинстве машиностроительных предприятий – 50-60 лет.

Российское машиностроение располагает значительным экспортным потенциалом.

Несмотря на все экономические  трудности и проблемы, по экспорту оно занимает в стране второе место  после топливно-энергетического  комплекса.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения