Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
изучить существующие формы и методы воздействия государственных финансов;
рассмотреть механизм финансирования отрасли;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РФ
4
1.1.
Понятие и структура машиностроения в РФ
4
1.2.
Нормативно-правовая база
14
1.3.
Анализ современного состояния машиностроения в РФ
17
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ОТРАСЛЬ МАШИНОСТРОЕНИЯ
27
2.1.
Формы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
27
2.2.
Методы воздействия государственных финансов на отрасль машиностроения
28
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
31
3.1.
Проблемы машиностроительной отрасли
31
3.2.
Перспективы машиностроительной отрасли
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3 - Среднемесячная заработная плата по отраслям промышленности, руб.

 

По торговле технологиями с зарубежными странами машиностроение является лидером по числу заключенных соглашений по экспортным операциям. На его долю в 2009 г. приходится 101 соглашение или 49,8% от общего их количества по промышленности в целом. Стоимость предмета соглашений -  16% от общей суммы сделок, что в абсолютном выражении составляет 38,5 млн. долл. По импортным операциям в этом же периоде на долю рассматриваемой отрасли приходится 16,9% от общего количества сделок в промышленности, стоимость которых оценивается в 154 млн. долл. (6% от общей суммы сделок)9. Эта информация создает искаженное представление о востребованности отечественной продукции машиностроительного профиля за рубежом. Основная группа товаров, идущая на экспорт, – продукция ВПК.

Рассматривая в целом  структуру экспорта российской экономики, необходимо отметить, что доля минеральных продуктов увеличилась с 42,5% в 1995 году до 64,7% в 2007 году, тогда как доля машин, оборудования и транспортных средств сократилась с 10,2% до 5,6%10.

Некоторые специалисты  для оценки деятельности отечественного машиностроения выделяют 4 группы отраслей: группа отраслей инвестиционного машиностроения; группа предприятий тракторного и с/x  машиностроения, машиностроения для (АПК) и предприятий легкой промышленности;  электротехника, приборостроение, станкостроение; автомобильная промышленность11.

Эксперты Минпромтора  предлагают к этим группам добавить пятую – предприятия оборонного профиля12. Для стимулирования развития отрасли, по - мнению экспертов, необходимо применять разные ставки налогов для сырьевых и несырьевых отраслей. Также изменить ситуацию в отрасли помогут такие инструменты промышленной политики как госзаказ, прямое государственное финансирование.

Некоторые авторы считают  целесообразным анализировать состояние  отрасли в целом на примере развития трех типичных подотраслей машиностроения: автомобилестроения, станкостроения, энергетического машиностроения13. По их мнению, в автомобилестроении сборочные производства иностранных производителей обеспечивают 40% общего объема продаж иномарок. В отрасли применяются изношенные производственные технологии, не соблюдаются нормы токсичности выхлопа, существуют высокие таможенные барьеры. Станкоинструментальная промышленность больше других нуждается в модернизации. «Без нее невозможно полноценное участие в модернизации… не только автомобилестроения, но и других отраслей машиностроения»14. Например, металлорежущих станков, по данным Росстата, в 1980 г. было выпущено 216 тыс. шт., в 1987 г. - 156 тыс. шт.; в 2000 г. – 8,9 тыс. шт.; в 2009 г. - 1,9 тыс.шт..

Сокращение производства станков означает уменьшение объема выпуска практически всей номенклатуры, как машиностроительной продукции, так и продукции ряда других отраслей (металлургической, химической и т.д.). В последние 20 лет проблема модернизации станочного парка большинства машиностроительных предприятий решалась за счет закупок оборудования иностранного производства преимущественно предыдущего технологического уклада. Энергетическое машиностроение длительное время оставалось самой конкурентоспособной отраслью благодаря невысокой стоимости факторов производства по сравнению с зарубежными аналогами и способности производить уникальную продукцию в соответствие с требованиями заказчика. В настоящее время экспортный потенциал энергетического машиностроения сокращается.

За период 1990-2009 г.г. доля отечественных производителей на глобальном рынке энергетического оборудования сократилась с 12 – 13% до 1,5 – 2 %15. В основном на экспорт идет продукция атомного машиностроения. Причина сокращения экспорта – треть всех технологий, которые применяются в энергетическом машиностроении –устаревшие.

Подводя итог, можно утверждать, что основополагающим фактором выживания  отечественного машиностроения является повышение инновационной активности.

 

1.2. Нормативно-правовая база

 

Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими отрасли машиностроения и металлообработки, являются:

1. Положение о Федеральном  Агентстве по Промышленности

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №285.

Федеральное агентство по промышленности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической промышленности и др.

2. Положение о Федеральном Агентстве по Техническому Регулированию и Метрологии

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №285.

Осуществляет закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической и машиностроительной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Агентством. А также распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

3. Положение о Федеральном Агентстве по Промышленности

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №285.

Осуществляет в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний машиностроительной техники, создания новых машиностроительных технологий.

4. Постановление Правительства от 8 апреля 2004 года №190

Вопросы Федерального Агентства по Промышленности.

Оказывает государственные  услуги в сфере развития и обеспечения производственной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе с использованием новейших мировых достижений науки и техники.

Техническое обслуживание машиностроительной отрасли.

6. Постановление от 15 апреля 1994 г. № 322 о федеральной  инновационной программе «Российская  инжиниринговая сеть технических  нововведении».

В целях создания сети инжиниринговых центров по внедрению научно-технических нововведений, повышения темпов научно-технического прогресса и содействия ускорению структурной перестройки экономики России Правительство Российской Федерации постановляет проект федеральной инновационной программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» с содействия Комитета Российской Федерации по машиностроению и других соответствующих органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.

7. Постановление Правительства  РФ от 19 июня 1994 г. N 738 «О Федеральной  программе машиностроения для агропромышленного комплекса России».

Направить Комитету Российской Федерации по машиностроению, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным  отраслям промышленности, и другим министерствам и ведомствам, участвующим  в реализации Федеральной программы машиностроения для агропромышленного комплекса России, средства государственной поддержки, в том числе валютные, для подготовки и освоения производства новой техники, реконструкции и технического перевооружения имеющихся мощностей.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекать собственные бюджетные средства, внебюджетные источники финансирования, ресурсы предприятий местной промышленности, проектные, научно-исследовательские, конструкторские и другие организации к реализации Федеральной программы развития машиностроения для агропромышленного комплекса России.

8. Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ (ред. от 30 декабря 2004 года) «Об Электроэнергетике» (принят ГД ФС РФ 21 февраля 2003 года).

Один из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года

Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.

Необходимы и шаги по развитию атомной энергетики - энергетики, основанной на безопасных реакторах  нового поколения. Необходимо укрепить позиции России на мировых рынках атомного машиностроения, максимально  используя здесь знания, навыки, новейшие технологии и международную кооперацию. Решению этой задачи должна служить и реструктуризация самой электроэнергетики.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что государство создало законодательную базу для регулирования, поддержания и развития электроэнергетической отрасли. Законодательная система должна способствовать формированию «нравственного климата» в обществе, влияние которого выходит за рамки чисто юридической ответственности за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления.

 

1.3. Анализ современного состояния машиностроения в РФ

 

Существует несколько  сценариев развития машиностроения16. Каждый из них имеет свои особенности, общим является необходимость активного государственного регулирования.

В Государственной комплексной  программе развития машиностроения России (далее Программа), принятой в 2008 году, предполагаемый на ближайшую перспективу объем внутреннего рынка машиностроительной продукции, включая оборонную, прогнозировался специалистами в размере 30-40 млрд. долл. и в дальнейшем, с развитием потребностей отраслей экономики, должен возрасти, что потребовало бы увеличения объемов производства в отрасли уже к 2010 году в 3,3 раза, в том числе, продукции инвестиционного машиностроения - в 4,4 раза.

В программе в качестве первоочередных задач рассматриваются:

1. интенсивная модернизация  машиностроения и его технического перевооружения;

2. подготовка и переподготовка  кадрового потенциала с формированием  нового инженерно-технического и  управленческого поколения;

3. создание условий  для повышения инвестиционной  привлекательности машиностроительных  предприятий и обеспечения притока частных инвестиций в машиностроение.

Финансовый кризис внес свои коррективы в реализацию мероприятий  Программы. С марта 2009 года сократился выпуск инвестиционной продукции –  технологического оборудования, станков, строительной техники. В среднем от прошлогоднего объема производства – наполовину. Таким образом, российское машиностроение, поднявшееся на пике инвестиционного спроса в 2007 г. до 90% от начального постсоветского уровня 1993 года, теперь снова близко к своему абсолютному «дну» – уровням 1997 или 1999 годов. По признанию экспертов, в обозримом будущем кризис в отрасли (как следствие инвестиционного спада) только будет нарастать.

По мнению аналитиков из Центра макроэкономического анализа  и краткосрочного прогнозирования, на сегодняшний день машиностроение считается одним из самых проблемных секторов и там, за исключением совсем небольших точечных сегментов, перспективы неутешительные. Проблема идет еще из советских времен — технологически Россия не была лидером и тогда. Но даже в тех отраслях, где дела были неплохи, — энергомашиностроении, авиастроении, судостроении — мы за прошедшие 20 лет не воспроизводили заделы, жили на том, что есть.

В целом 2009 г. ознаменовался  существенным ухудшением состояния  российской экономики: сильно сократился ВВП (на 7,9%; в 2008 г. – рост на 5,6%); значительно снизились инвестиции (-17%; в 2008 г. – рост на 9,8%); возросла на треть численность безработных. Кризис оказал негативное воздействие на качественные характеристики экономики: в 2008 г. на фазе спада самые большие потери понесли инвестиционно-ориентированные секторы17, в том числе и машиностроение. Для справки: в машиностроении снижение инвестиций в реальном выражении (с учетом ИПЦ) в 2009 г. относительно значений 2008 г. составило -26% (в 2008 г. относительно показателей 2007 г. –  рост на 19%). Кризис усилил структурную отсталость экономики. Причем, максимальные масштабы спада (30-40%) отмечены в производстве машиностроительной продукции, а минимальные – в топливно-энергетических отраслях и пищевой промышленности. Снижение доходности бизнеса в первой половине 2009 г. характерно практически для всех отраслей экономики, но в большей степени затронуло производство стройматериалов, металлургию и машиностроение. Отрицательный уровень рентабельности в первом квартале 2009 г. характерен для всех подотраслей отечественного машиностроения: -2% - «производство машин и оборудования», -3% -«производство электрооборудования», -22% - «производство транспортных средств».

Отметим ряд факторов, оказавших существенное влияние на глубину и тяжесть кризиса отечественного машиностроения:18

- отсутствие масштабных комплексных инвестиций в машиностроение в течение 30 лет;

- перекос реализованных проектов в сторону приобретения оборудования, отсутствие модернизации инжиниринга, системы управления предприятием, подготовки персонала;

- во главе угла зачастую стоит не новый продукт и модернизации под него, а увеличение производственной мощности под выпуск устаревшего продукта.

По оценкам экспертов19, в целом правительство оказалось не готовым к экономическому кризису, и не смогло противопоставить ему заранее выработанную программу государственной поддержки экономики, в частности, отсутствует программа государственных инвестиций, которая позволила бы вернуться большинству предприятий на докризисный уровень производства. Лимит государственных капитальных вложений в целом по экономике по ФАИП на 2008 г. составил 449 млрд. руб., что на 173 млрд. руб. меньше, чем в 2007 г. «Государственный капитал должен работать, – пишет Н.Я. Петраков. – Это и будет гораздо лучшим фондом для будущих поколений, чем деньги на счетах в ЦБ или где-то еще».

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику отрасли машиностроения