Центральный Банк РФ и проводимая им денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является детальное рассмотрение денежно-кредитной политики в России.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
- Во-первых, изучить содержание и цели денежно-кредитной политики, факторы, определяющие равновесие на денежном рынке, а также концепции и особенности формирования денежно-кредитной политики в России;
- Во-вторых, исследовать организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ;
- В-третьих, проанализировать основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I
Денежно-кредитная политика как важнейшее направление экономической политики государства ……………………………………………………………5
1. Содержание и цели денежно-кредитной политики ………………………….5
2. Факторы, определяющие равновесие на денежном рынке …………………8
3. Концепции и особенности формирования денежно - кредитной политики в России ……………………………………………………………………………10
Глава II
Организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ ………………………………………………...................................................17
1. Роль и функции Центрального Банка РФ в реализации денежно – кредитной политики……………………………………………………………..17
2. Методы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ………….19
3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ….23
3.1 Система резервных требований……………………………………………23
3.2 Процентная политика………………………………………………………..30
3.3 Рефинансирование кредитных организаций……………………………….35
3.4 Операции на открытом рынке……………………………………………...48
3.5 Валютные интервенции……………………………………………………..53
Глава III
Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……………………………55
1. Сценарии макроэкономического развития и прогноз платежного баланса55
2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………………….59
3. Политика валютного курса…………………………………………………...63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы………………………………………………………………68
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ефимкиной Татьяны Ф-41.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

Операции на открытом рынке больше приспособлены к  кратковременным конъюнктурным  колебаниям по сравнению с учетной  политикой.

На открытом рынке  центральные банки используют два  основных вида операций: прямые сделки и соглашения РЕПО.

Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг. Такого рода сделки не имеют срока погашения. Процентные ставки устанавливаются на аукционе.41

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Прямые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО, или парных (иногда они еще называются мисматчевые), центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться.

По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные.

Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки.

Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки РЕПО.

Банком России сделки РЕПО широко применялись с 1996-го до финансового кризиса 1998 года. Предметом сделок были государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов (ОФЗ).

Условием заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера итогам торгов в пределах лимита, установленного Банком России. То есть сделки заключались только тогда, когда обязательства дилера превышали объем предварительно задепонированных в торговой системе денежных средств. После кризиса Банк России разрешил проведение междилерского РЕПО — заключение сделок РЕПО с ГКО – ОФЗ между дилерами, отвечающими определенным критериям. Предполагалось, что это позволит Банку России снизить объем денежной эмиссии за счет более оперативного перераспределения банковских резервов.

Применение операций открытого рынка как инструмента  денежно-кредитной политики зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг. После финансового кризиса 1998 года Банк России не имеет такой возможности. Операциям препятствует отсутствие в портфеле Центрального банка РФ государственных бумаг, пользующихся спросом. Их возобновление будет зависеть от принятия Правительством РФ решения о переоформлении достаточной части портфеля в бумаги с рыночными характеристиками.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигациями. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит. Вместе с тем небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использовать их как базовый инструмент для операций. Все чаще стал обсуждаться вопрос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

Следует отметить, что  принятие решения Банком России о  допуске того или иного актива или обязательства, того или иного эмитента для использования в банковских операциях не должно быть связано с конкретным эмитентом или с конкретным активом. В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от некоторых субъектов Российской Федерации. Эти эмитенты обращаются в Центральный банк Российской Федерации с просьбой включить их активы в перечень ценных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.42

Включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале действительно дает положительный результат. Ценные бумаги эмитента попадают в Ломбардный список Центрального банка Российской Федерации – список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО. Это может вызвать повышение привлекательности таких ценных бумаг, рост активности торгов с ними.

Однако Центральный  банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить эти ценные бумаги в Ломбардном списке вечно. При малейшем неблагоприятном изменении обстоятельств финансового положения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабильность рынка ценных бумаг. Во избежание такой ситуации на рынке ценных бумаг он принял решение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои операции. Кроме того, у него нет возможности отслеживать финансовое положение каждого эмитента, чтобы определить, насколько его облигации целесообразно оставлять в ломбардном списке.

Специфика регулирования  российского фондового рынка  такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг Московского межбанковского центра. Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Для поддержания ликвидности  рынка государственных ценных бумаг  Банк России использует «операции РЕПО». Банк России может предоставить денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т.е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет 2 дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.43

В рамках проводимой работы по постепенному сокращению использования антикризисных инструментов и сроков предоставления ликвидности Банк России в апреле 2010 года приостановил проведение аукционов по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки 6 месяцев и более. В июне 2010 года Советом директоров Банка России было принято решение о приостановлении с 1 октября 2010 года проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2011 года – на все сроки.

В апреле 2010 года также  были приняты решения о приостановлении проведения аукционов РЕПО на сроки 6 и 12 месяцев, операций ломбардного кредитования на аукционной основе на срок 12 месяцев и операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, на срок от 181 до 365 календарных дней. В сентябре 2010 года Банком России принято решение о приостановлении начиная с 1 октября 2010 года операций по предоставлению ломбардных кредитов на аукционной основе на срок 6 месяцев.44

3.5. Валютные интервенции

Валютные интервенции  используются в качестве аналога  операций на открытом рынке. Они представляют собой покупку-продажу иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или уменьшения денежной массы. В принципе механизм валютных интервенций мало чем отличается от операций открытого рынка – продажа долларов Банком России уменьшает банковские резервы, покупка увеличивает.

Однако применение этого  инструмента имеет свои особенности. Валютные интервенции воздействуют на курс рубля по отношению к доллару. Продажа долларов центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка – к его понижению. Таким образом, центральный банк может корректировать краткосрочные колебания курса национальной валюты. Стоит отметить, что динамика курса национальной валюты в долгосрочной перспективе определяется факторами, не поддающимися контролю со стороны центрального банка, и в этом случае его попытки воздействовать на курс национальной валюты могут привести к истощению валютных резервов. Если центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и, соответственно, над предложением денег. Поэтому, предполагая, что операции на внутреннем валютном рынке сохранят роль «оперативного канала регулирования» банковских резервов, Банк России планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент — валютные свопы, позволяющие корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.45

Своп — это валютная операция купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Осуществляя покупку иностранной валюты у банков в виде свопа, Банк России фактически кредитует банки.

Кроме рассмотренных  выше традиционных денежно-кредитных  инструментов в рамках денежно-кредитной  политики могут также использоваться ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

Управление наличной денежной массой представляет собой  регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком. Использование Банком России этого инструмента непосредственно связано с вхождением России в международное экономическое сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

Банк России имеет  право устанавливать прямые количественные ограничения, которые в западной практике называются селективным контролем. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.46

 

Глава III  Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов

1. Сценарии макроэкономического развития и прогноз платежного баланса

 

В 2010 году улучшились внешние условия для российской экономики. Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение в 2011-2013 годах роста мировой экономики темпами, близкими к ожидаемым в 2010 году показателям (не менее 4%). Восстановление внешнего спроса будет поддерживать положительную динамику отечественного производства и экспорта товаров. Однако не исключаются более пессимистичные сценарии выхода мировой экономики из рецессии и развития международной торговли.

В экономике  европейских стран – торговых партнеров России, входящих в зону евро, сохранение в прогнозный период отрицательных разрывов выпуска будет способствовать сдерживанию развития инфляционных процессов. Это ограничит риск ускорения роста цен в стране. В 2011 году не предполагается существенного изменения среднегодового уровня процентных ставок на денежных рынках по инструментам, номинированным в евро и долларах США. Ожидается, что в среднесрочный период соотношение между процентными ставками в России и зарубежных странах будет служить созданию условий для притока капитала в российскую экономику. Тем не менее сохраняется риск оттока капитала.47

Одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть. В этой связи Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2013 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель (рис. 3.1).

В этом случае в 2011 году темп прироста реальных располагаемых  денежных доходов населения может  замедлиться до 2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%.

В качестве второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель.

Предполагается  также, что меры по стимулированию экономического роста и модернизации, рост банковского кредитования будут способствовать восстановительным процессам в экономике. Согласно этому варианту в 2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%.

В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение в 2011 году цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель.

В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров ожидается повышение инвестиционной активности. В 2011 году прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,0%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения – 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8%.

 

 

 

 

 

 

Цены на  нефть сорта  «Юралс» (долларов США за баррель)

 

Рис. 3.1

 

В 2012-2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0%

В первом варианте прогноза в 2011 году ожидается резкое падение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса (до 4,7 млрд. долларов США) и существенное сокращение сальдо баланса товаров и услуг (до 49,7 млрд. долларов США) (Приложение 1). Условия второго варианта предполагают менее масштабное снижение профицита счета текущих операций – до 35,7 млрд. долларов США и баланса товаров и услуг – до 86,4 млрд. долларов США. При более благоприятной ценовой конъюнктуре топливно-энергетического рынка в третьем варианте на фоне роста положительного сальдо баланса товаров и услуг до 121,0 млрд. долларов США профицит счета текущих операций составит 67,3 млрд. долларов США.

Дефицит баланса  доходов и текущих трансфертов  в разных вариантах прогнозируется в диапазоне 45,0-53,7 млрд. долларов США.

Сальдо счета  операций с капиталом и финансовыми  инструментами в 2011 году в условиях первого варианта предполагается отрицательным  в сумме 13,0 млрд. долларов США. В рамках второго и третьего вариантов опережающий рост внешних обязательств российской экономики по сравнению с соответствующими активами обусловит его положительное сальдо в размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза предполагаются государственные внешние заимствования, при которых положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,0 млрд. долларов США. Результирующая движения частного капитала по вариантам различается: в первом варианте чистый отток капитала оценивается в 15,0 млрд. долларов США, во втором и третьем вариантах нетто-приток может составить 10,0-20,0 млрд. долларов США.

Информация о работе Центральный Банк РФ и проводимая им денежно-кредитная политика