Центральный Банк РФ и проводимая им денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является детальное рассмотрение денежно-кредитной политики в России.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
- Во-первых, изучить содержание и цели денежно-кредитной политики, факторы, определяющие равновесие на денежном рынке, а также концепции и особенности формирования денежно-кредитной политики в России;
- Во-вторых, исследовать организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ;
- В-третьих, проанализировать основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I
Денежно-кредитная политика как важнейшее направление экономической политики государства ……………………………………………………………5
1. Содержание и цели денежно-кредитной политики ………………………….5
2. Факторы, определяющие равновесие на денежном рынке …………………8
3. Концепции и особенности формирования денежно - кредитной политики в России ……………………………………………………………………………10
Глава II
Организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ ………………………………………………...................................................17
1. Роль и функции Центрального Банка РФ в реализации денежно – кредитной политики……………………………………………………………..17
2. Методы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ………….19
3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ….23
3.1 Система резервных требований……………………………………………23
3.2 Процентная политика………………………………………………………..30
3.3 Рефинансирование кредитных организаций……………………………….35
3.4 Операции на открытом рынке……………………………………………...48
3.5 Валютные интервенции……………………………………………………..53
Глава III
Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……………………………55
1. Сценарии макроэкономического развития и прогноз платежного баланса55
2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………………….59
3. Политика валютного курса…………………………………………………...63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы………………………………………………………………68
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ефимкиной Татьяны Ф-41.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

Если же денежно-кредитная политика гибкая, то рост предложения денег может быть скорректирован центральным банком, т.е. для того чтобы не вызвать повышения процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег.6

     Предположим  теперь, что спрос на деньги  меняется, а предложение остается неизменным. Если, например, спрос на деньги поднялся вследствие роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте (цены) денег (номинальной ставке процента). При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента. При гибкой денежно-кредитной политике увеличение спроса на деньги может компенсироваться ростом денежного предложения для того, чтобы не повышалась процентная ставка.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной  политики. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями, и он нежелательный, то с помощью  денежно-кредитной политики можно сгладить эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.7

   Рассматривая  денежный рынок, мы предполагали, что скорость обращения денег  постоянна. Но она может меняться  и меняется под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что отражается и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах. Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, то он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (возрастает) скорость обращения денег.8

 

3. Концепции и особенности формирования  денежно - кредитной политики в России

 

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства  с рыночными моделями экономики  используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

• политика кредитной  экспансии, или «дешевых» денег;

• политика кредитной  рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия  центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Знание теоретических  основ и концепций денежно-кредитной политики еще не означает автоматической возможности ее эффективной разработки и достижения поставленных целей.9

Практические аспекты  формирования денежно-кредитной политики предполагают разработку целого ряда вопросов, из которых можно выделить следующие:

• выбор конкретной тактической  цели денежно-кредитной политики, «работающей» наиболее эффективно на достижение стратегической цели;

• выбор приоритетного  объекта денежно-кредитной политики: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег;

• насколько независим  центральный банк в разработке и проведении денежно-кредитной политики;

• будет ли центральный  банк жестко следовать выработанным установкам денежно-кредитной политики (денежной программе) или станет их менять в зависимости от складывающихся тенденций развития экономики, т. е. будет проводить так называемую дискреционную денежно-кредитную политику, предполагающую свободу действий;

•   как учитываются временные лаги денежно-кредитной политики;

• как проведение денежно-кредитной политики влияет на инфляционные тенденции.

Кроме того, важное значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики имеет  стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой  составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России

весьма затруднен. Это  связано с тем, что, с одной  стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации.10

За последние 10-15 лет  экономическая ситуация в России кардинально

изменилась. Изменился  и подход к реализации денежно-кредитной  политики. Если в начале периода  реформ решения, принимаемые в области  денежно-кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что  приводило к дестабилизации в  экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации, хотя до сих пор политика Банка России не до конца последовательна и часто не согласуется с мнением ряда специалистов в области экономики.

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно- кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макро-экономических пропорций.

Банк России следует принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем, при реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, сильно зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, сегодня не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос.11

Счет движения капитала платежного баланса нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использовать режим управляемого плавающего валютного курса, прежде всего, в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, который аккумулирует дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.

Выбор приоритетных объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег.

В большинстве стран  с развитой рыночной экономикой и  развитыми финансовыми рынками  центральные банки, по крайней мере в краткосрочном периоде, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы.

Для повышения эффективности  денежно-кредитного регулирования  Банк России в дальнейшем намерен  перейти к воздействию на уровень  ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов.

Для воздействия на ликвидность  банковской системы он учитывает  изменения в спросе банковской системы  на резервы и стремится использовать процентные ставки, роль которых в  денежно-кредитной политике будет  возрастать.

Использование процентной ставки как механизма денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целевому ориентиру развития экономики, приводит к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в кредитовании предприятий.

Вместе с тем необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры  кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям  в налоговой сфере, так как  в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп», а также используется при расчете штрафов и пени, ставок налогов и налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. За рубежом изменение учетной ставки наполовину и даже на четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики.

Этот весьма тонкий механизм настройки России пока не слишком  доступен.

При воздействии на предложение  денег в рамках денежно-кредитной  политики центральный банк проводит политику поддержания плановых темпов роста денежной массы за счет связывания излишних денежных средств на счетах Правительства Российской Федерации (в том числе в Стабилизационном фонде) и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.12

Разработка центральным  банком денежно-кредитной политики определяется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой, а именно: применение преимущественно рыночных или административных методов контроля.

В соответствии с Федеральным  законом от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведении денежно-кредитной политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования денежно-кредитной политики в значительной мере опирается на собственные прогнозы экономического развития.13

Функциональная независимость  центрального банка приводит к необходимости  осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в соответствии с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого решения может служить резкое повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998г. с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в качестве цели денежно-кредитной политики на 1998 год было заявлено постепенное снижение ставки рефинансирования. После преодоления «пика» кризиса ставка была снова снижена и имела тенденцию к уменьшению.

Банк России исходит  из того, что показатели денежной программы  не являются жестко заданными и при  необходимости для достижения конечной цели денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока/оттока капитала, а также от изменения других факторов.

Таким образом, денежно-кредитная  политика должна иметь стратегию  и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры. Так, в разделе документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» проводится количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности достижения их с помощью определенных мероприятий или посредством их корректировки.14

 

Глава II Организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ

1. Роль и функции Центрального Банка РФ в реализации денежно – кредитной политики

 

Центральный банк Российской Федерации находится в собственности государства. Участие других субъектов, включая коммерческие банки, в этой собственности не предусмотрено.

Банк России осуществляет следующие функции:

  • во взаимодействии с правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  • осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений,
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.15

Информация о работе Центральный Банк РФ и проводимая им денежно-кредитная политика