Центральный Банк РФ и проводимая им денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является детальное рассмотрение денежно-кредитной политики в России.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
- Во-первых, изучить содержание и цели денежно-кредитной политики, факторы, определяющие равновесие на денежном рынке, а также концепции и особенности формирования денежно-кредитной политики в России;
- Во-вторых, исследовать организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ;
- В-третьих, проанализировать основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I
Денежно-кредитная политика как важнейшее направление экономической политики государства ……………………………………………………………5
1. Содержание и цели денежно-кредитной политики ………………………….5
2. Факторы, определяющие равновесие на денежном рынке …………………8
3. Концепции и особенности формирования денежно - кредитной политики в России ……………………………………………………………………………10
Глава II
Организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ ………………………………………………...................................................17
1. Роль и функции Центрального Банка РФ в реализации денежно – кредитной политики……………………………………………………………..17
2. Методы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ………….19
3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ….23
3.1 Система резервных требований……………………………………………23
3.2 Процентная политика………………………………………………………..30
3.3 Рефинансирование кредитных организаций……………………………….35
3.4 Операции на открытом рынке……………………………………………...48
3.5 Валютные интервенции……………………………………………………..53
Глава III
Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……………………………55
1. Сценарии макроэкономического развития и прогноз платежного баланса55
2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………………….59
3. Политика валютного курса…………………………………………………...63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы………………………………………………………………68
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ефимкиной Татьяны Ф-41.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

     При формировании  концепции и определении целевых  ориентиров денежно-кредитной политики  Банк России базируется на анализе развития экономики за предшествующий  период и ее прогноза на предстоящий, программы социально-экономического развития страны на средне срочную перспективу, текущих задач, содержащихся в проекте федерального бюджета. Поэтому документ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включает следующие разделы:

  • концептуальные    принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики. При разработке денежно-кредитной Политики Банк России исходит,  прежде всего, из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечении устойчивости национальной валюты. Основной целью денежно-кредитной политики Центральный банк считает постепенное снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
  • краткая характеристика состояния экономики.
  • прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики;
  • сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год;
  • прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год;
  • целевые ориентиры собственно денежно-кредитной политики на предстоящий год (с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов);
  • показатели денежной программы на предстоящий год. В ней приводятся, прежде всего, показатели по денежной базе и источникам ее формирования: за счет чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, включая чистый кредит правительству и чистый кредит банкам, и за счет чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики для достижения целевых ориентиров.16

Разработка денежно-кредитной  политики Банком России проводится в  соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.17

 

2. Методы денежно-кредитной политики Центрального Банка

 

Методы денежно-кредитной  политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Современную систему методов денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от связи  метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы — это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.

Реализация этих методов  дает наиболее быстрый эффект с точки  зрения контроля центрального банка  за максимальным объемом или ценой  депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются.

Применение прямых методов  денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов  денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они  могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Кроме того, следует учитывать  то, что денежно-кредитная политика является частью общей экономической политики государства и влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдерживание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэкономического характера. Например, если таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со стороны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, то это приводит к «натурализации» экономических отношений, появлению денежных суррогатов, к расширению «теневой экономики».

В свою очередь, расширение «теневой экономики, означает рост недоимок платежей в бюджет и, как следствие, увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам.18

Следует учитывать и то, что со временем прямые методы воздействия  на участников денежного рынка в  случае «неблагоприятного» с микроэкономической точки зрения влияния их на хозяйственную деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Прямые методы денежно-кредитной  политики могут также вызвать  усиление бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Переход к преимущественно косвенным  методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым  процессом финансовой либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике. В 80-х годах этот переход происходил в большинстве стран с развитой рыночной экономикой без каких-либо проблем и обратных тенденций.

Этому способствовала и благоприятная макроэкономическая ситуация. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными обусловливалось реформами в банковских системах, направленными на либерализацию их функционирования.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Индивидуальные меры контроля, применяемые  к отдельно взятому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам.

Кредитный контроль за отдельными банками (например, за банками, кредитующими определенные отрасли или регионы) оказывает искажающее влияние на рынки.

Применение в практике центральных  банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.19

 

3. Инструменты денежно-кредитной  политики Центрального Банка РФ

 

Воздействие субъектов  денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики:

• изменение норматива  обязательных резервов, или так называемых «резервных требований»;

• процентная политика центрального банка, т. е. изменение механизма

заимствования средств  коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

• рефинансирование кредитных  организаций;

• операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.20

3.1. Система резервных требований

Обязательные резервы  – это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Они относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Воздействие резервных  требований на денежную сферу отличается от воздействия других инструментов денежно-кредитной политики. Изменение резервных требований не изменяет банковские резервы и денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственно денежную массу. Повышение нормы резервов снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу. В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов.

И наоборот, снижение нормы  резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики.21

Система обязательного  резервирования состоит из определенных элементов. Поскольку обязательное резервирование используется государством для реализации целей денежно-кредитной политики, существует определенная правовая основа построения рассматриваемой системы.

Прежде всего, это –  банковское законодательство конкретной страны. В соответствующих законах центральным банкам вменяется в обязанность проводить денежно-кредитное регулирование, в том числе посредством обязательного резервирования. Основные правила осуществления обязательного резервирования конкретизируются в нормативных документах центральных банков, в них также определяются формы контроля за своевременностью и полнотой резервирования средств со стороны кредитных институтов, непосредственно занимающихся таким резервированием.

Поскольку нормативное  регулирование носит характер предписаний, обязывающих кредитные институты придерживаться определенных правил резервирования, данный инструмент денежно-кредитного регулирования относят к административным формам регулирования. Вместе с тем содержательную сторону обязательного резервирования определяет совокупность элементов, носящих исключительно экономический характер, поэтому данный инструмент следует считать экономическим.

К числу законодательных  актов, определяющих применение обязательного резервирования в России, относятся: Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок  резервирования привлеченных ресурсов, относятся: Положение от 29 марта 2004 г. №255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и свое временностью резервирования; решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов.

Исходной экономической  составляющей системы обязательного  резервирования служит база резервирования, определяющая состав привлеченных средств, участвующих в расчете объема обязательных резервов.22

В Российской Федерации  состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

• депозиты до востребования  предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

Информация о работе Центральный Банк РФ и проводимая им денежно-кредитная политика