Центральный Банк РФ и проводимая им денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является детальное рассмотрение денежно-кредитной политики в России.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
- Во-первых, изучить содержание и цели денежно-кредитной политики, факторы, определяющие равновесие на денежном рынке, а также концепции и особенности формирования денежно-кредитной политики в России;
- Во-вторых, исследовать организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ;
- В-третьих, проанализировать основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I
Денежно-кредитная политика как важнейшее направление экономической политики государства ……………………………………………………………5
1. Содержание и цели денежно-кредитной политики ………………………….5
2. Факторы, определяющие равновесие на денежном рынке …………………8
3. Концепции и особенности формирования денежно - кредитной политики в России ……………………………………………………………………………10
Глава II
Организационные основы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ ………………………………………………...................................................17
1. Роль и функции Центрального Банка РФ в реализации денежно – кредитной политики……………………………………………………………..17
2. Методы денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ………….19
3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ….23
3.1 Система резервных требований……………………………………………23
3.2 Процентная политика………………………………………………………..30
3.3 Рефинансирование кредитных организаций……………………………….35
3.4 Операции на открытом рынке……………………………………………...48
3.5 Валютные интервенции……………………………………………………..53
Глава III
Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……………………………55
1. Сценарии макроэкономического развития и прогноз платежного баланса55
2. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………………….59
3. Политика валютного курса…………………………………………………...63
Заключение………………………………………………………………………65
Список литературы………………………………………………………………68
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ефимкиной Татьяны Ф-41.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

• средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;

• средства кредитных  организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;

• средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);

• кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе  просроченные кредиты и проценты по ним;

• депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;

• депозиты (до востребования  и срочные) Министерства финансов России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней;

• депозиты (до востребования  и срочные) предприятий и организаций

всех типов (в том  числе нерезидентов);

• депозиты (до востребования  и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;

• остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе  нерезидентов), расчеты с Министерством финансов России и т. д.;

• выпущенные банками  ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя  и банковские акцепты и др.);

• остатки средств  на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитивные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).

Остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда; по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются.23

Другим элементом системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

Норма резервирования непосредственно  отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

Денежно-кредитная политика, как правило, ориентирована на поддержание наиболее целесообразной структуры денежной массы, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.

Уровень норматива обязательного  резервирования в России периодически пересматривается.

С 25 марта 2011 года, норма  обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФ составляет:

  • По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 5,5 %
  • По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 4,0 %
  • По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 4,0 %
  • Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) — 0,6
  • Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ) — 1

Коэффициент усреднения обозначает долю объема фонда обязательных резервов, которой банк распоряжаться  не может ни при каком условии. При этом, оставшейся частью фонда банк может распоряжаться, но таким образом, чтобы среднемесячный объем средств в Банке России был не меньше расчетной величины фонда.

Таким образом, с депозита, размещенного в коммерческом банке  гражданином РФ или юридическим  лицом, банк хранит 4,0 % в Центральном Банке РФ в качестве резерва.24

В целом же можно отметить, что эффективность данного элемента системы обусловливается особенностями его применения в конкретной экономической ситуации. Ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы обязательного резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема.

Важным элементом системы  обязательного резервирования является способ расчета обязательных резервов и их поддержания на определенном уровне.

Способ расчета обязательных резервов включает определение периода составления расчета, набора элементов и алгоритма расчета.

Период, за который определяется необходимый объем резервов, называется расчетным периодом. Чем короче расчетный период, тем ближе сумма обязательных резервов к реальному состоянию привлеченных ресурсов. Вместе с тем частое проведение расчетов создает определенные технические трудности в условиях увеличения объемов и развития форм привлечения банками средств, поскольку требуется частый пересмотр состава привлеченных ресурсов.

Для российских банков расчетный  период составляет 1 месяц (для банков США – 2 недели).

Основными элементами расчета обязательных резервов являются: база резервирования, исчисленная за определенный расчетный период, и норма резервирования. База резервирования исчисляется на ежедневной основе, но в расчет принимается как усредненная величина.

Исходя из этих двух составляющих алгоритм расчета суммы обязательных резервов следующий: средний за расчетный период объем привлеченных ресурсов, включенных в базу резервирования, умножается на устанавливаемую центральным банком ставку (норму) резервирования.

От способа расчета  объема обязательных резервов следует отличать способ их поддержания или способ выполнения требований по обязательному резервированию.

Банковская практика знает два таких способа. Первый предполагает поддержание расчетной  величины обязательных резервов на все даты внутри установленного периода на определенном уровне, второй ориентируется на принцип усреднения, предполагающий отклонение внутри соответствующего периода необходимой (расчетной) величины обязательных резервов.

Первый способ основан  на раздельном хранении обязательных и добровольных резервов. В этом случае расчетная величина систематически

пересчитывается применительно  к установленным расчетным периодам, применяется порядок периодического регулирования фактически сформированного резерва для обеспечения требуемой суммы, вводится контроль за правильностью, полнотой и своевременностью формирования обязательных резервов.

Второй способ появился как развитие первого, способствуя повышению гибкости системы обязательного резервирования. Его особенность состоит в том, что банки должны соблюдать необходимую величину обязательных резервов не на конкретную дату, а за период. Внутри периода банки могут иметь сумму обязательных резервов как ниже, так и выше расчетной величины. Данный способ предполагает хранение обязательных резервов вместе с добровольными резервами на одном счете в центральном банке.

В целях недопущения  преднамеренного или непреднамеренного нарушения правил формирования расчетной величины обязательных резервов Банк России осуществляет систематический контроль за полнотой и своевременностью перечисления средств на специальный счет и соблюдением условий усреднения обязательных резервов.

При выявлении нарушений  обязательного резервирования уполномоченное учреждение Банка России взыскивает штраф, оформленный специальным предписанием. Кроме того, для кредитных организаций, пользующихся правом на усреднение, выявленные в ходе проверок недостатки имеют следствием отмену такого права.25

В 2010 году Банк России в  качестве инструмента прямого регулирования ликвидности применял нормативы обязательных резервов (резервные требования), которые составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств.

По состоянию  на 1 октября 2010 года обязательные резервы  кредитных организаций, депонированные на отдельных счетах в Банке России, составили 182,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2010 года на 30,8 млрд. рублей, или на 20,3%.

Кредитные организации  в январе-октябре 2010 года активно  использовали усреднение обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов, установленный Банком России на уровне 0,6, позволял кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России.26

3.2. Процентная политика

В мировой экономической  практике процентная политика центрального банка является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики.

Она проводится по двум направлениям:

1) регулирование займов коммерческих банков у центрального банка

2) депозитная политика центрального банка.

Проводя кредитование коммерческих банков, центральные банки выступают кредиторами последней инстанции, становятся участниками межбанковского рынка, выполняют свою функцию как органы денежно-кредитного регулирования.

С помощью процентной политики центральный банк получает возможность:

• воздействовать на спрос и предложение на денежном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;

• регулировать уровень  ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;

• регулировать объем  денежной массы в стране;

• предоставлять кредитным  институтам экстренную финансовую помощь.

Изменяя процентную ставку по своим кредитам и депозитам, центральные  банки могут оказывать воздействие  на состояние денежно-кредитного рынка и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политики дешевых или дорогих денег.

Политикой дешевых денег  центральные банки уменьшают  процентные ставки по кредитам, выдаваемым коммерческим банкам. В свою очередь, производители и инвесторы могут получать дешевые кредиты уже через коммерческие банки на развитие производства. Политика дешевых денег означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она обычно сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета.27

Проведение процентной политики может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. Установление официальной учетной ставки – это косвенный метод, а изменение условий переучета векселей (повышение требований к их качеству, ограничение круга переучитываемых ценных бумаг, введение лимитов переучета) – прямой метод проведения процентной политики.

Аналогично установление базовой ставки рефинансирования –  это косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – прямой (административный) метод.

Ставка рефинансирования – процентная ставка, применяемая центральным банком в его операциях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупке государственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческих векселей. С помощью этого инструмента денежно-кредитной политики центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые центральный банк использует при предоставлении кредитов банкам в порядке рефинансирования. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Официальная учетная  ставка – это плата, взимаемая  центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В то же время данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов центрального банка, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше учетная ставка, тем больше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Официальная учетная  ставка является для деловых кругов страны своего рода барометром экономической обстановки. Так, рост учетной ставки дает банкам побуждающий сигнал о намерении центрального банка проводить курс на сокращение деловой активности. Если же банки не следуют этому намеку центрального банка и продолжают наращивать свою кредитную активность, то в ход пускаются более жесткие меры.28

В России в соответствии с Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

При этом могут устанавливаться  одна или несколько процентных ставок по различным видам операций:

• ломбардным кредитам;

• кредитам «овернайт»;

Информация о работе Центральный Банк РФ и проводимая им денежно-кредитная политика