Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система Российского государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую социальную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.
Наиболее важным для членов общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование системы пенсионного обеспечения, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более чем 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца [48].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Система пенсионного обеспечения: основные понятия и подходы
1.2. Типология пенсионных систем: сравнительный анализ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Предпосылки реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.2. Общая характеристика пенсионной реформы: причины, цель и задачи
2.3. Правовое обеспечение пенсионной реформы на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо выделить и ряд решаемых в ходе реализации реформы задач. Первая из них - задача повышения доходов Пенсионного фонда, из которого производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. Поэтому первая задача пенсионной реформы - вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказываемого получения доходов.

Конечно же, понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из конвертов, страховых схем и т.п. Поэтому вторая задача пенсионной реформы - создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого нужно отказаться от нынешней системы учета пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережение их в банке или страховой компании. Сегодня условия для этого создаются тем, что рост заработной платы опережает по темпам рост любого другого источника доходов. А значит и регулярная индексация пенсий в связи с повышением средней заработной платы в стране с темпом 20-30 проц. в год позволит обеспечить рост пенсионных прав гражданина больше, чем вклад в банке.

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав - в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т.д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиваться их изменения [31, 120].

Решив эти основные и ряд еще более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель - более простую, более удобную для расчетов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Новую пенсионную модель ее противники часто называют накопительной. Это неправда: новая модель, которая должна быть создана в результате реформы, - такая же распределительная, как и действующая сегодня. И основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, будет расходоваться в ней же на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.

В то же время между двумя распределительными моделями есть и серьезные отличия. Рассмотрим наиболее существенные из них.

 Отличие первое:

  • в старой модели зарплата свыше 2 тыс. рублей при назначении пенсии не учитывается и направляется на перераспределение - в пользу тex, кто получает меньше (хотя тариф в размере 28 проц. взимается с полного размера зарплаты). А при назначении пенсии учитывается заработок лишь за часть лет трудового стажа;
  • в новой модели зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. На перераспределение будет направляться только половина тарифа - 14 процентов. Вторая половина (14 проц.) накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником.

Иными словами, новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.

Отличие второе:

  • старая система является в основе своей системой социального вспомоществования и поэтому не столько распределительной, сколько перераспределительной - как между группами с разным уровнем доходов, так и между регионами-донорами, вносящими в пенсионную систему больше, чем получают из нее, и регионами-реципиентами, выплачивающими пенсию за счет дотаций из Пенсионного фонда. В итоге, почти в 40 регионах России средняя пенсия приближается по размерам к региональной средней зарплате. А в крупных регионах-донорах пенсия значительно отстает от прожиточного минимума пенсионера;
  • новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размеров заработной платы.

Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.

Отличие третье:

  • старая пенсионная модель рано или поздно создает конфликт поколений. Поскольку возможность выполнения государством своих обязательств перед пенсионерами в ней зависит от соотношения работающих и пенсионеров (за счет взносов двух работающих выплачиваете; пенсия одному пенсионеру), то при сохранении старой модели и ухудшающейся демографической ситуации в России остается только повышать пенсионный тариф, А он уже и без того стал тяжким обременение для экономики;
  • новая модель позволяет создать условия для партнерства поколений. В ней более молодые, работающие поколения всем объемом пенсионного налога и основной массой пенсионных взносов будут обеспечивать выплату пенсии нынешним пенсионерам и тем, кто будет выходить на пенсию в дальнейшем.

И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере будет финансироваться за счет взносов следующих поколений [15, 77]. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.

При этом новая модель должна остаться такой же распределительной, как и старая. Но пенсионные обязательства государства перед гражданином будут, первое, персонифицированы и, второе, напрямую зависеть от размеров получаемых доходов [24, 14]. Иными словами, пенсия в новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им. Для этого нужно:

  • учитывать все заработанные гражданином пенсионные права и все сделанные за него взносы на протяжении всех лет его трудовой деятельности (а не в последние два года, как это делалось до сих пор);
  • снять все ограничения по размеру зарплаты, учитываемой при назначении пенсии особенно когда мы говорим о страховой ее части (тоже на протяжении всей трудовой деятельности);
  • обеспечить равные для всех социальные гарантии материального обеспечения в виде государственного пособия по старости (таким пособием должна стать базовая пенсия, предусмотренная концепцией новой пенсионной модели);
  • ввести в систему государственного пенсионного страхования и страхование от инвалидности и потери кормильца, которое давало бы этим категориям I достойную пенсию;
  • провести существенное сокращение - до пяти лет - минимального обязательного стажа для получения базовой пенсии (при нынешнем состоянии рынка труда требовать от работника 20- или 25-летнего стажа нереально).

Есть и другие, более частные отличия. Пока же можно констатировать одно: новая модель - не радикальное опровержение ныне действующей, а просто ее достаточно серьезная модификация. Но эта модификация позволяет сохранить позитивные, нужные обществу стороны нынешней модели и в то же время - заменить ее устаревшие, негативные элементы, подрывающие доверие к пенсионной системе, на новые, отвечающие особенностям первых десятилетий XXI века, когда новая модель будет работать.

Основное направление реформы пенсионной системы - сделать ее страховой, чтобы размер пенсии зависел от количества лет уплаты страховых взносов в пенсионную систему и от сумм этих страховых взносов [33, 18].

Подводя итог, можно выделить главную цель реформы пенсионного обеспечения - создание в Российской Федерации пенсионной системы, обеспечивающей гарантированное достойное и стабильное материальное обеспечение граждан в старости, при наступлении инвалидности и в случае потери кормильца.

Исходя из этой цели, определяются главные задачи по основным направлениям реформирования пенсионной системы.

Первой важной задачей реформирования является увеличение денежных поступлений в пенсионную систему.

Второй важной задачей реформирования стало создание системы государственного управления пенсионным обеспечением, обеспечивающей, во-первых, эффективное управление пенсионными средствами, во-вторых, реализацию пенсионных прав граждан в полном объеме, в-третьих, контроль общества и государства за функционированием пенсионной системы.

Третьей основной задачей реформирования пенсионной системы является создание механизма финансирования пенсий, обеспечивающего максимальную финансовую устойчивость пенсионной системы от воздействий внешних неблагоприятных факторов, и, в первую очередь, от старения населения страны. Для решения этой проблемы, в качестве одной из мер, предлагается внедрение накопительных механизмов финансирования пенсий [46, 45].

Таким образом, реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.

Пенсионная реформа должна обеспечить:

  • наглядность системы образования пенсии в течение всего процесса трудовой деятельности;
  • экономическое стимулирование более позднего выхода на пенсию;
  • реальную взаимосвязь трудового заработка (внесенных обязательных отчислений) и трудовой пенсии;
  • создание основы для долгосрочного инвестирования в стране;
  • плавный, естественный переход к накопительной системе;
  • учет всего заработка в течение всего трудового стажа;
  • возможность граждан самостоятельно, дополнительно финансировать пенсию.

 

 

2.3. Правовое обеспечение  пенсионной реформы на современном этапе: проблемы и перспективы

В период с 2001 по 2005 годы в Российской Федерации была проведена реформа пенсионной системы путем принятия ряда законодательных и подзаконных актов.

Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 22.08.2004 №122ФЗ «о внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».

Указанным законом внесены значительные изменения в законодательство Российской федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности пенсионного фонда Российской Федерации.

Основным нововведением этого Закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступление страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Таким образом, очевидно, что реформирование пенсионной системы было бы не возможно без закрепления страховых принципов ее организации, которые в свою очередь не возможны без индивидуального (персонифицированного) учета поступлений от каждого застрахованного гражданина. Персонифицированный учет представляет собой достаточно новый для нашей страны, но, как показывает мировой опыт, единственно возможный механизм получения достоверных сведений для целей пенсионного страхования.

Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Пенсионное обеспечение - одна  из главных гарантий социальной  защиты граждан. В последние два  десятилетия в странах с развитой  рыночной экономикой происходит  реформирование пенсионных систем. Необходимость реформ вызвана  устойчивой тенденцией роста доли населения пенсионного возраста и соответственно увеличением нагрузки на работающее население по содержанию нетрудоспособных.

Информация о работе Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации