Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:14, курсовая работа
Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система Российского государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую социальную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.
Наиболее важным для членов общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование системы пенсионного обеспечения, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более чем 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца [48].
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Система пенсионного обеспечения: основные понятия и подходы
1.2. Типология пенсионных систем: сравнительный анализ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Предпосылки реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.2. Общая характеристика пенсионной реформы: причины, цель и задачи
2.3. Правовое обеспечение пенсионной реформы на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо выделить и ряд решаемых в ходе реализации реформы задач. Первая из них - задача повышения доходов Пенсионного фонда, из которого производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. Поэтому первая задача пенсионной реформы - вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказываемого получения доходов.
Конечно же, понятно, что без серьезных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить зарплаты из конвертов, страховых схем и т.п. Поэтому вторая задача пенсионной реформы - создать стимулы для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. А для этого нужно отказаться от нынешней системы учета пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку он не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель должна, во-первых, учитывать каждый рубль, каждую копейку, внесенные каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закреплять их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом, после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.
При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережение их в банке или страховой компании. Сегодня условия для этого создаются тем, что рост заработной платы опережает по темпам рост любого другого источника доходов. А значит и регулярная индексация пенсий в связи с повышением средней заработной платы в стране с темпом 20-30 проц. в год позволит обеспечить рост пенсионных прав гражданина больше, чем вклад в банке.
Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав - в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т.д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиваться их изменения [31, 120].
Решив эти основные и ряд еще более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель - более простую, более удобную для расчетов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.
Новую пенсионную модель ее противники часто называют накопительной. Это неправда: новая модель, которая должна быть создана в результате реформы, - такая же распределительная, как и действующая сегодня. И основная масса средств, поступающих в пенсионную систему в виде налогов и взносов, будет расходоваться в ней же на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.
В то же время между двумя распределительными моделями есть и серьезные отличия. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Отличие первое:
Иными словами, новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.
Отличие второе:
Перераспределительную функцию играет только одна из частей пенсии, получившая название базовой. Она должна быть постепенно повышена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Остальная же часть пенсии является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат или уплачиваемых пенсионных взносов.
Отличие третье:
И пенсии нынешним молодым людям, когда они достигнут пенсионного возраста, тоже в решающей мере будет финансироваться за счет взносов следующих поколений [15, 77]. Но в связи с прогнозируемым уменьшением в будущем числа работников по отношению к числу пенсионеров новая пенсионная модель будет включать в себя персонифицированный резерв для компенсации относительного падения доходов пенсионной системы при грядущем ухудшении демографической ситуации.
При этом новая модель должна остаться такой же распределительной, как и старая. Но пенсионные обязательства государства перед гражданином будут, первое, персонифицированы и, второе, напрямую зависеть от размеров получаемых доходов [24, 14]. Иными словами, пенсия в новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им. Для этого нужно:
Есть и другие, более частные отличия. Пока же можно констатировать одно: новая модель - не радикальное опровержение ныне действующей, а просто ее достаточно серьезная модификация. Но эта модификация позволяет сохранить позитивные, нужные обществу стороны нынешней модели и в то же время - заменить ее устаревшие, негативные элементы, подрывающие доверие к пенсионной системе, на новые, отвечающие особенностям первых десятилетий XXI века, когда новая модель будет работать.
Основное направление реформы пенсионной системы - сделать ее страховой, чтобы размер пенсии зависел от количества лет уплаты страховых взносов в пенсионную систему и от сумм этих страховых взносов [33, 18].
Подводя итог, можно выделить главную цель реформы пенсионного обеспечения - создание в Российской Федерации пенсионной системы, обеспечивающей гарантированное достойное и стабильное материальное обеспечение граждан в старости, при наступлении инвалидности и в случае потери кормильца.
Исходя из этой цели, определяются главные задачи по основным направлениям реформирования пенсионной системы.
Первой важной задачей реформирования является увеличение денежных поступлений в пенсионную систему.
Второй важной задачей реформирования стало создание системы государственного управления пенсионным обеспечением, обеспечивающей, во-первых, эффективное управление пенсионными средствами, во-вторых, реализацию пенсионных прав граждан в полном объеме, в-третьих, контроль общества и государства за функционированием пенсионной системы.
Третьей основной задачей реформирования пенсионной системы является создание механизма финансирования пенсий, обеспечивающего максимальную финансовую устойчивость пенсионной системы от воздействий внешних неблагоприятных факторов, и, в первую очередь, от старения населения страны. Для решения этой проблемы, в качестве одной из мер, предлагается внедрение накопительных механизмов финансирования пенсий [46, 45].
Таким образом, реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.
Пенсионная реформа должна обеспечить:
2.3. Правовое обеспечение пенсионной реформы на современном этапе: проблемы и перспективы
В период с 2001 по 2005 годы в Российской Федерации была проведена реформа пенсионной системы путем принятия ряда законодательных и подзаконных актов.
Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 22.08.2004 №122ФЗ «о внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
Указанным законом внесены значительные изменения в законодательство Российской федерации, затрагивающие, в том числе, вопросы деятельности пенсионного фонда Российской Федерации.
Основным нововведением этого Закона является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Таким образом, в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации были закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу при наступление страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.
Таким образом, очевидно, что реформирование пенсионной системы было бы не возможно без закрепления страховых принципов ее организации, которые в свою очередь не возможны без индивидуального (персонифицированного) учета поступлений от каждого застрахованного гражданина. Персонифицированный учет представляет собой достаточно новый для нашей страны, но, как показывает мировой опыт, единственно возможный механизм получения достоверных сведений для целей пенсионного страхования.
Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионное обеспечение - одна
из главных гарантий