Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система Российского государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую социальную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.
Наиболее важным для членов общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование системы пенсионного обеспечения, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более чем 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца [48].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Система пенсионного обеспечения: основные понятия и подходы
1.2. Типология пенсионных систем: сравнительный анализ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Предпосылки реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.2. Общая характеристика пенсионной реформы: причины, цель и задачи
2.3. Правовое обеспечение пенсионной реформы на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

С середины 60-х гг. и до 1990г. советская пенсионная система получила определение государственного пенсионного обеспечения.

В период радикально-рыночных преобразований в экономике был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» (1990г.)[5;91], который явился началом I этапа реформирования пенсионной системы. Однако изменение государственного устройства страны уже через полгода после утверждения упомянутого закона повлекло за собой принятие самостоятельного Российского закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90г. №340-1[6], который привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

Российский пенсионный Закон 1990г., по существу, стал первым законом, в котором последовательно и достаточно четко были закреплены и проведены в жизнь общепризнанные идеи обязательного государственного пенсионного страхования, определены механизмы формирования пенсионного фонда - пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему.

Главными особенностями были ярко выраженная социальная направленность с сохранением всех предыдущих государственных обязательств; дальнейшее расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа и многое другое, связанное с формой расчетов пенсионных выплат, а так же введение выплаты полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения.

Однако, учитывая, что российский закон принимался во времена бурных экономических и политических изменений в стране, в определенной степени при его разработке сказалась и политическая конъюнктура, затрудняющая принятие профессиональных решений. Так, например, в части организации деятельности по назначению и выплате страховых пенсий закон сохранил прежнюю систему - государственные органы социального обеспечения (социальной защиты населения), тем самым, разделив функции сбора взносов и выплаты пенсий между двумя ведомствами.

В целях реализации норм Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ» постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 № 442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного бюджета, а также осуществляющего управление этим бюджетом. Таким образом, к концу 1990 г. из консолидированной системы социального обеспечения была выделена организационно - и финансово-самостоятельная ветвь - пенсионная система, которая постепенно стала приобретать черты страховой.

7 августа 1995 года постановлением  правительства РФ №790 была утверждена  концепция реформы системы пенсионного  обеспечения в РФ. Концепцией  пенсионной реформы предполагалось  введение трех уровней пенсий: базовые пенсии; страховые пенсии; накопительные пенсии. [7]

Произошло изменение соотношения размеров взносов, уплачиваемых гражданами и организациями в пенсионный фонд, поэтапно установлена для них одинаковая норма страховых взносов в процентах к заработку работника.

При том, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату предлагалось увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать вместо работодателя. При этом сумма страховых взносов не увеличивается. Работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден включиться в механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволило избежать или, по крайней мере, сократить количество случаев неуплаты взносов в Пенсионный Фонд.

Важным нововведением стало паритетное, трехстороннее управление средствами, предназначенными для выплаты пенсий, с участием государства, работодателей, профсоюзов.

В развитие Концепции реформы пенсионного обеспечения 1 апреля 1996 г принят Федеральным законом № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», который составляет основу пенсионной системы. Данный закон установил правовую основу и принципы организации индивидуального учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном пенсионном обеспечении в части трудовых пенсий. Он впервые определил страховые принципы в пенсионном законодательстве, более полно учитывает результаты трудовой деятельности работника, повышает личную ответственность за уровень материального обеспечения при его выходе на пенсию.[8]

Одним из важнейших шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона 113 ФЗ от 21.07.97г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Указанный закон предусматривает переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуального коэффициента для каждого пенсионера. Он предполагает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот отдельными категориями пенсионеров по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты пенсий в период работы.[9]

До недавнего времени органы социальной защиты осуществляли назначение и перерасчет пенсий, предприятия связи и банки организовывали доставку и выплату, а Отделение Пенсионного фонда обеспечивало сбор страховых взносов. Таким образом, каждый в этой многозвенной цепочке отвечал за свой участок работы, немало было взаимных претензий, но не было должной ответственности всех структур за оперативное и целевое расходование средств, а в итоге страдали пенсионеры.

К середине 2000г. Единые Пенсионные Службы созданы на территории более 60 субъектов РФ. В остальных субъектах РФ в соответствии с Указом №1709 осуществляется организационная подготовка к объединению. При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего объекта вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня.

В декабре 2001 года Президентом РФ подписан пакет основополагающих законов, разработанных в целях реформирования пенсионной системы в Российской Федерации:

  • №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
  • №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
  • № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

 Федеральный закон «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует отношения в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей ответственности субъектов обязательного пенсионного страхования.

Закон впервые четко определяет, что страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации. Он устраняет коллизию в законодательстве относительно органа, осуществляющего выплату страхового обеспечения (пенсий).]

В данном законе устанавливается круг страхователей, который соответствует кругу плательщиков единого социального налога (взноса), определяемому Налоговым кодексом Российской Федерации. Устанавливается круг застрахованных лиц, а также определяются виды страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.[11]

В соответствии с требованиями положений Бюджетного кодекса Российской Федерации определяется порядок формирования и расходования, средств обязательного пенсионного страхования (бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации).

При этом четко определено, что базовая часть трудовой пенсии будет финансироваться за счет средств единого социального налога, страховая - за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть пенсионной системы, а накопительная - за счет страховых взносов, направляемых на накопление. Такое четкое разделение денежных потоков препятствует заимствованию пенсионных средств для использования их не по назначению или их неправомерному перераспределению внутри пенсионной системы.

Законом регулируются вопросы установления порядка и сроков уплаты страховых взносов, в том числе в виде фиксированных платежей, отнесены в сферу налогового законодательства.

Регулируются правоотношения между субъектами пенсионного страхования - Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователями и застрахованными липами. Определен круг прав и обязанностей каждого из указанных субъектов, а также меры их ответственности.

Определяются порядок регистрации страхователей в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, ответственность за уклонение от регистрации в качестве страхователей, а также вопросы представления страхователями отчетности с учетом положений Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом предусматривается возможность добровольного участия застрахованных лиц, а также иных категорий граждан в системе обязательного пенсионного страхования.[11] Это становится возможным в том случае, если гражданин желает получать из государственной пенсионной системы пенсию сверх той, что положено ему за счет обязательных страховых взносов, или же в том случае, когда муж желает уплачивать взносы и обеспечить, таким образом, пенсию своей неработающей жене.

При переходе к формированию пенсионных прав на основании учета фактически уплаченных страховых взносов, а так же в связи с введением накопительной части трудовой пенсии и профессионального пенсионного страхования необходимо адаптировать систему персонифицированного учета к новым условиям. Будет введена специальная часть индивидуального лицевого счета для учета размера денежных средств, направляемых на финансирование накопительной части пенсий.[12;12-15]

Таким образом, очевидно, что реформирование пенсионной системы было бы не возможно без закрепления страховых принципов ее организации, которые в свою очередь не возможны без индивидуального (персонифицированного) учета поступлений от каждого застрахованного гражданина. Персонифицированный учет представляет собой достаточно новый для нашей страны, но, как показывает мировой опыт, единственно возможный механизм получения достоверных сведений для целей пенсионного страхования.

 

 

2.2. Общая характеристика  пенсионной реформы в современной  России: причины, цель и задачи

С 1 января 2002 года в стране идет реформирование системы пенсионного обеспечения. Однако и сегодня высказываются еще сомнения о необходимости отказываться от ранее принятой модели пенсионного обеспечения и начинать реформу. Ведь в последние годы финансовое положение Пенсионного фонда было достаточно стабильным. К концу 1999 г. ПФР удалось полностью ликвидировать задолженности по выплате пенсий, выплатной график с той поры соблюдается повсеместно и неукоснительно. В 2000-2001 гг. пенсии индексировались регулярно каждый квартал (за исключением ноября 2001 года). К тому же за два года перед реформой были созданы страховые резервы в размере около 120 млрд. рублей [15, 134].

Судя по этим показателям, пенсионная система, на первый взгляд, не нуждалась ни в каких существенных изменениях. Однако это только на первый взгляд. На деле же, использовавшаяся до недавнего времени пенсионная модель была крайне несовершенна.

Пенсионное законодательство не было кодифицировано, в Российской Федерации до конца 2001 г. действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих устанавливаемыми ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсии. Логика этих ограничений понятна - законодатель устанавливал достаточно высокий коэффициент замещения утраченного при выходе на пенсию заработка, однако пенсионная система не имела достаточно источников доходов для выполнения всех возникающих обязательств. И тогда законом устанавливались ограничения, отсекавшие часть обязательств и ограничивающие пенсионные права прежде всего лиц, получавших высокие заработки, с которых выплачивались более высокие взносы [13, 55].

Зависимость пенсионного обеспечения от текущей заработной платы работающих поколений не отвечает идеологии либеральных рыночных реформ. Во-первых, существенно увеличиваются масштабы перераспределения доходов, искажающего ценовые пропорции в экономике. Во-вторых, принцип солидарности поколений ставит индивида в зависимость от государства и снимает личную ответственность за обеспечение собственной старости, что снижает стимулы к трудовой активности и накоплению капитала. В-третьих, распределительная пенсионная система несправедлива в страховом аспекте, то есть она не может гарантировать возмещение вклада работников в пенсионный фонд, а в ряде случаев не способна обеспечить даже приемлемый уровень существования пенсионеров.

Как показывает мировой опыт, распределительная система удовлетворительно работает лишь в довольно специфических условиях -устойчиво низкой демографической нагрузке на трудоспособные поколения и стабильно высоком темпе росте экономики. Эти условия обеспечивают необходимую доходность системы, определяемую отношением пенсионных выплат и отчислений для одного и того же поколения. При замедлении экономического роста и увеличении демографической нагрузки такая доходность оказывается существенно ниже средней доходности инвестиционных портфелей. В подобной ситуации распределительная система ухудшает благосостояние домашних хозяйств, уровень пенсионного обеспечения которых мог бы повыситься за счет роста сбережений [19, 75].

Главные причины недовольства старой моделью пенсионного обеспечения - низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

Информация о работе Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации