Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система Российского государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую социальную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.
Наиболее важным для членов общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование системы пенсионного обеспечения, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более чем 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца [48].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Система пенсионного обеспечения: основные понятия и подходы
1.2. Типология пенсионных систем: сравнительный анализ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Предпосылки реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.2. Общая характеристика пенсионной реформы: причины, цель и задачи
2.3. Правовое обеспечение пенсионной реформы на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Все государственные пенсии делятся на 4 вида:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

социальная пенсия.

Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим. Право на государственную пенсию по старости имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Государственная пенсия по инвалидности назначается: военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Социальная государственная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам.

Итак, пенсионное обеспечение можно рассматривать в различных аспектах: юридическом, экономическом, социальном. Согласно закону «О трудовых пенсиях», эти пенсии могут быть трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Составляющими частями трудовой пенсии являются базовая, страховая и накопительная. Государственные пенсии делятся на 4 вида: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

 

 

1.2. Типология пенсионных  систем: сравнительный анализ

Попытку дать понятия системы пенсионного обеспечения и ее отдельных элементов, а также сформулировать принципы формирования пенсионных систем предпринимались многими учеными. Причем пенсионные системы рассматривалась, как сами по себе, так и в рамках более широких систем – например, системы социальной защиты.

Система пенсионного обеспечения - совокупность социальных, экономических и правовых отношений, установленных с целью материального обеспечение граждан в старости, при наступлении инвалидности, потери кормильца и иных случаях, установленных законом.

В разное время и в условиях различных социально-экономических ситуаций при решении проблем социальной зашиты граждан в старости, разными государствами ставились разные цели перед национальными пенсионными системами. К таким целям относятся:

  • предотвращение бедности пожилых граждан;
  • обеспечение прожиточного минимума для всех нетрудоспособных граждан;
  • сохранения дохода после прекращения трудовой деятельности;
  • сохранение достигнутых жизненных стандартов в пожилом возрасте.

Для достижения конкретных целей государства создают соответствующие пенсионные системы. Здесь у любого государства есть богатый выбор, так как моделей, на основе которых строятся пенсионные системы, существует великое множество [6, 15].

Итак, все пенсионные системы делятся по следующим признакам:

- по источникам финансирования;

- по принципу финансирования;

- по цели достигаемой с помощью пенсионной системы;

- по степени солидарности;

- по форме учета пенсионных  прав и пенсионных обязательств;

- по способам пенсионного обеспечения;

- по форме собственности на  средства пенсионного обеспечения.

По источникам финансирования пенсионные систем подразделяются на системы государственного пенсионного обеспечения, системы социального (пенсионного) страхования и системы принудительного накопления средств.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению выплачиваются, как правило, из бюджета государства в отсутствии определенных источников формирования данной части бюджета (например за счет общих налогов). К категории государственного пенсионного обеспечения относятся пенсии военнослужащим, социальные пенсии, так называемые «универсальные» или «народные» пенсии в скандинавских странах.

Пенсии по социальному (пенсионному) страхованию выплачиваются страховщиком (учреждением пенсионного обеспечения) за счет взносов страхователя в пользу застрахованного.

При принудительном накоплении средств, пенсии выплачиваются страховщиком (учреждением пенсионного обеспечения) из специальных фондов, за счет аккумулирования взносов страхователя в пользу застрахованного, инвестирования этих взносов и получения инвестиционного дохода [6, 29].

По принципу финансирования пенсионные системы подразделяются на распределительные и накопительные системы.

Распределительные пенсионные системы строятся на использовании принципа финансирования пенсионных выплат за счет перераспределения текущих взносов.

В накопительных пенсионных системах пенсионные выплаты финансируются посредством полного накопления средств.

Для достижения определенной цели пенсионные системы строятся на основе соответствующей модели.

Для предотвращения бедности пожилых граждан используются пенсионные системы на основе модели адресной социальной помощи (как вариант - государственного пенсионного обеспечения) с проверкой нуждаемости.

Обеспечение прожиточного минимума для всех нетрудоспособных граждан достигается использованием для создания пенсионной системы модели Лорда Бевериджа.

Для сохранения дохода после прекращения трудовой деятельности пенсионную систему необходимо строить с использованием модели Бисмарка.

Сохранить достигнутые жизненные стандарты в пожилом возрасте поможет использование профессиональной пенсионной системы или системы личного добровольного пенсионного страхования граждан [7, 58].

По степени солидарности пенсионные системы подразделяются на солидарные и индивидуальные.

В распределительных пенсионных системах используется принцип солидарности поколений. В накопительных страховых пенсионных системах используется принцип солидарности застрахованных внутри пенсионной системы.

В накопительных индивидуальных (сберегательных) пенсионных системах принцип солидарности отсутствует, но предусматривается возможность наследования остатка пенсионных накоплении.

По форме учета пенсионные системы подразделяются на системы с учетом пенсионных прав застрахованных и системы с персонифицированным учетом пенсионных обязательств.

В распределительных пенсионных системах учитывается либо право на получение определенного размера пенсии (система с установленными выплатами), либо пенсионный капитал, рассчитанный как сумма страховых взносов (система с установленными взносами или так называемая «условно накопительная» система).

В накопительных пенсионных системах осуществляется персонифицированный учет пенсионных обязательств в форме ведения именного (лицевого) счета, на котором учитываются пенсионные взносы и инвестиционный доход.

По способам пенсионного обеспечения пенсионные системы подразделяются на системы с пожизненными пенсионными выплатами, системы с пенсионными выплатами в течение определенного периода времени (например, 10 лет) и системы с пенсионными выплатами до исчерпания средств пенсионного счета.

По форме собственности на средства пенсионного обеспечения пенсионные системы подразделяются на государственные и приватизированные (частные).

В государственных пенсионных системах собственность на средства пенсионного обеспечения принадлежит государству (обществу).

В приватизированных пенсионных системах собственность на средства пенсионного обеспечения принадлежит страховщику (учреждению пенсионного обеспечения).

Такой классификации придерживаются зарубежные авторы, в российской литературе в основном разделяют пенсионные системы на накопительную и распределительную [7, 89].

Сравнивая накопительные и распределительные пенсионные системы, можно выделить ряд преимуществ и ряд недостатков той и другой. Распределительные пенсионные системы лишены главного ограничения накопительных систем, связанного с тем, что выплаты, получаемые каждым поколением, должны соответствовать их собственным взносам. При использовании распределительных схем появляется принципиальная возможность для каждого последующего поколения получать в качестве пенсий больше доходов в реальном выражении, чем они внесли в пенсионную систему ранее в качестве платежей. Это возможно при устойчивом техническом прогрессе, обусловливающем рост эффективности экономики, и устойчивом повышении численности населения.

Распределительные схемы имеют три основных преимущества перед накопительными:

- во-первых, они способны защитить  пенсионные выплаты от обесценивающего  влияния инфляции;

- во-вторых, они в принципе позволяют  увеличивать реальную стоимость  пенсий в соответствии с экономическим ростом;

- в-третьих, право индивида на  получение пенсии может быть  сформировано достаточно быстро, поскольку пенсии выплачиваются  не из средств внесенных ранее  взносов, а за счет нынешних  платежей работающих граждан [8, 56].

Но наряду с этими несомненными достоинствами у распределительных систем есть и серьезные недостатки. Они чувствительны к любым изменениям в возрастной структуре населения, которые увеличивают значение коэффициента зависимости (числа пенсионеров, приходящихся на одного работающего). Рост продолжительности жизни и сокращение рождаемости ведут к увеличению этого показателя и, таким образом, к усилению нагрузки на каждого работающего по содержанию лиц пенсионного возраста. Серьезные колебания в рождаемости также могут иметь аналогичные последствия. С увеличением коэффициента зависимости распределительные системы сталкиваются с необходимостью либо сокращения размера пенсий, либо увеличения пенсионного возраста, либо увеличения размера пенсионных взносов. Реализация любой из этих мер связана с серьезными политическими издержками, а рост налогообложения фонда заработной платы работающих будет стимулировать сокрытие доходов.

Другой важный недостаток распределительных систем состоит в том, что они делают пенсионеров зависимыми от будущих поколений. Впрочем, такая зависимость существует и в накопительных системах, ибо и те, и другие не обеспечивают формирование запасов экономических благ, которые могут быть потреблены в будущем, а являются механизмами обмена существующих экономических благ, произведенных индивидом, на его требования к экономическим благам, которые будут произведены в будущем [8, 58].

Недостатки накопительных схем являются зеркальным отражением преимуществ распределительных схем. Если рассматривать влияние инфляции, то следует различать пенсионные средства на этапе их аккумулирования и на этапе их использования для осуществления выплат. Накопительные схемы в принципе позволяют справляться с обесценивающим влиянием инфляции на пенсионные сбережения на этапе их формирования, а также с обесценивающим влиянием на выплачиваемые пенсии прогнозируемой инфляции. Но накопительные системы не позволяют справиться с проблемами, порождаемыми непрогнозируемыми темпами инфляции в период выплаты пенсий за счет накопленных ранее средств. При накопительных схемах индивид формирует в течение времени своей трудовой деятельности сумму, которую он обменивает на капитал после выхода на пенсию. Проблема состоит в том, что размер этого капитала в реальном выражении зависит не только от величины накопленной страховой суммы, но и от реальной ставки процента страховой компании, равной разнице между номинальной ставкой, установленной страховой компанией к величине страховой суммы, и фактическим темпом инфляции. Если инфляция прогнозируется правильно, то номинальная ставка процента и соответственно капитал могут быть установлены таким образом, чтобы сгладить влияние инфляции. Но если фактические темпы инфляции оказываются выше, чем ожидалось, то накопительная система не позволяет индексировать пенсионные выплаты в соответствии с фактической инфляцией.

Нужно, однако, заметить, что возможности пенсионных систем справляться с инфляционным влиянием в меньшей мере определяются различиями применяемых методов формирования и выплаты пенсионных средств, нежели тем обстоятельством, что во многих случаях только государство может гарантировать индексирование банковских счетов. Накопительные схемы могут преодолеть воздействие инфляции в том случае, если их активы индексируются государством.

Недостатком накопительных пенсионных схем является то, что они не позволяют существенно увеличить реальную стоимость пенсий в соответствии с темпами экономического роста в период после выхода граждан на пенсию. Еще одним недостатком является длительный срок, который требуется для возникновения у гражданина права на получение пенсии, поскольку необходимо много лет, чтобы накопить сумму, достаточную для формирования аннуитета, позволяющего индивиду получать достойную пенсию [9, 215].

В противовес этим недостаткам накопительные схемы имеют значительное преимущество, состоящее в том, что они обеспечивают аккумулирование средств, достаточных для выполнения всех ранее сделанных обязательств по выплате пенсий. Но накопительные системы не обеспечивают качественно лучшей защиты от демографических изменений по сравнению с распределительными системами [10, 124].

Таким образом, с точки зрения индивида накопительная пенсионная система, действительно, позволяет переместить его потребление во времени вперед. С точки зрения общества в целом и распределительные, и накопительные пенсионные системы выполняют функцию разделения произведенного продукта между работающими и пенсионерами. Различия между накопительными и распределительными системами связаны здесь с тем, что накопительные системы осуществляют разделение производимого продукта между работающими и пенсионерами с большей экономической предсказуемостью и с меньшими политическими издержками.

 

 

Глава 2. Анализ и развитие современной пенсионной системы Российской Федерации

2.1. Предпосылки реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Прообразом внедренных повсюду в мире пенсионных систем, построенных на отчислениях от заработной платы, явилось предложение Бисмарка о выплате единообразного пособия, соответствующего уровню бедности. Размер пособия, хотя и был обусловлен отчислениями, оставался очень низким, а высокий пенсионный возраст приводил к тому, что лишь немногие работающие могли воспользоваться этим пособием.[4;144]

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале XX века, однако, только после Октябрьской революции, в 20-х годах, развернулась общественная дискуссия о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. Всеобщим для рабочих и служащих пенсионное обеспечение стало после принятия Конституции 1936г., а к середине 60-х гг. в стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного страхования

Информация о работе Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации