Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система Российского государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую социальную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.
Наиболее важным для членов общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование системы пенсионного обеспечения, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более чем 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца [48].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Система пенсионного обеспечения: основные понятия и подходы
1.2. Типология пенсионных систем: сравнительный анализ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Предпосылки реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.2. Общая характеристика пенсионной реформы: причины, цель и задачи
2.3. Правовое обеспечение пенсионной реформы на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

(наименование кафедры)

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Студента        Панькова Олеся Владимировна                                     

                                    (фамилия, имя, отчество)

 

отделение           заочное   факультет   экономики и управления

 

 

на тему: «Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации»

 

 

 

                                            Руководитель:   доцент, к.т.н. Чувелева Е.А. 

                                                                     (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

                                                                  ______________________________

                                                                        (подпись, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Система пенсионного обеспечения: основные понятия и подходы

1.2. Типология пенсионных систем: сравнительный анализ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Предпосылки реформирования  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации

2.2. Общая характеристика пенсионной реформы: причины, цель и задачи

2.3. Правовое обеспечение пенсионной реформы на современном этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 Пенсионное обеспечение  является сферой жизненно важных  интересов всего населения нашей  страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Пенсионная система Российского государства является одним из наиболее социально и экономически значимых секторов национальной экономики, реализующих базовую социальную гарантию – материальное обеспечение пенсионеров.

Наиболее важным для членов общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование системы пенсионного обеспечения, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более чем 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца [48].

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста обеспечена Конституцией РФ, которой определено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Кроме того, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 Ранее действующая пенсионная  система, основанная на принципе  солидарности поколений, даже частично модернизированная не могла обеспечить достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам.

 В силу масштабности государственной  программы пенсионного обеспечения  в условиях нашей страны, а  также ее сложности из-за особенностей, накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его экономической сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Целью курсовой работы является анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации

Для достижения поставленной  цели  выполним следующие задачи:

- Рассмотреть основы изучения  системы пенсионного обеспечения;

- Проанализировать современное  состояние пенсионной системы  в Российской Федерации;

- Проанализировать современные  перспективы пенсионной  системы  в Российской Федерации;

Объектом исследования является пенсионная система в Российской Федерации.

Предметом исследования является специфика современного состояния и перспектив развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы изучения системы пенсионного обеспечения

1.1. Система пенсионного  обеспечения: основные понятия и  подходынный фонд обеспечение

Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). Одним из гарантированных источников дохода после ухода на заслуженный отдых по достижению пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности являются государственные пенсионные выплаты [1,33].

В нашей стране строго соблюдаются требования, установленные международными принципами, в соответствии с которыми, Конституцией РФ 1993г. (п.1 ст.39) каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту либо при наступлении иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Такое материальное обеспечение граждан по старости получило название «пенсия», точнее «государственная пенсия» [2,13].

 Пенсионное обеспечение можно рассматривать в различных аспектах.

В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль законодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновременно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом.

В социальном смысле - это совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы.

В экономическом смысле пенсионное обеспечение - часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных. Пенсионное обеспечение является доминирующей формой содержания нетрудоспособных граждан. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности. Сегодня с пенсией связаны судьбы миллионов людей во всем мире [3,45].

Естественно, что, занимая важное место в жизни современного общества, пенсионное обеспечение привлекает большое внимание как в чисто потребительском плане, так и в точке зрения его экономических, социальных, правовых, научных и организационных основ. Нередко возникают дискуссии и в отношении терминологических аспектов пенсионного обеспечения. Слово «пенсия» латинского происхождения: «pensio» означает платеж. В процессе исторического развития это понятие наполнялось все новым содержанием. Первоначально оно имело значение жалования за верную службу властям. В современном мире это источник средств существования широких слоев трудящихся в старости и в других случаях нетрудоспособности. Для реализации целей пенсионного обеспечения в государственном масштабе необходимо создание пенсионной системы, которая представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Порядок исчисления, выплаты, перерасчета, индексации трудовых и социальных пенсий регулируется различными нормативными актами, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

По российским законам трудовая пенсия является компенсацией гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им пенсии либо утратили либо утратили нетрудоспособные члены их семей в связи со смертью этих лиц. [27,55]

Согласно закону «О трудовых пенсиях», эти пенсии могут быть трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим 60 лет, и женщинам, чей возраст составляет 55 лет. Такие возрастные границы являются общим правилом, у которого существует ряд исключений в меньшую сторону.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины и женщины достигшие указанных выше возрастов и при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Если страховой стаж меньше указанного срока, то его обладателю может быть назначена не трудовая, а социальная пенсия, но при этом возрастной рубеж, начиная с которого будет выплачиваться пенсия, отодвигается на 5 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается бессрочно. [30,156]

Право на трудовую пенсию по инвалидности получают люди, имеющие по медицинским показаниям ограничения к трудовой деятельности I, II или III степени.

К I группе инвалидности относят граждан, полностью утративших способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

Ко II группе относят тех, кто потерял способность к регулярному, профессиональному труду частично, но в отличие от инвалидности I группы не имеют необходимости в постоянном надзоре и уходе.

Если утрата способности к регулярному профессиональному труду произошла частично, то таких граждан относят к третей группе инвалидности.

Отнесение граждан к различным группа инвалидности, при наличии на то медицинских показаний осуществляют врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), действующие на основании соответствующих нормативных актов.[27,136]

Каждый вид инвалидности устанавливают на определенный срок. По истечении, которого гражданин проходит переосвидетельствование, по результатам которого ему или продлевают инвалидность, или снимают ее. Для первой группы такой срок составляет два года, а для второй и третьей один год.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Такая пенсия, будет назначена в случае смерти лица являющегося основным доходополучателем семьи. Пенсию устанавливают на весь период, в течение, которого члены семьи умершего считаются нетрудоспособными. При изменении числа членов семьи, обеспечиваемых пенсией, пенсия пересматривается по числу членов семьи, имеющих право на ее получение.[27,145]

Трудовая пенсия по новому пенсионному законодательству состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров и индексируется с учетом темпов роста инфляции. При проведении реформы, к сожалению, финансовые возможности не позволили установить базовую часть пенсии на уровне выше половины прожиточного уровня пенсионера. Однако законом определено, что базовая часть пенсии может повышаться сверх роста цен для ее поэтапного приближения к этому минимуму. Очевидно, темпы такого повышения будут связаны с повышением минимального размера оплаты труда, который тоже предстоит приблизить к прожиточному минимуму трудоспособного населения.

Важной составляющей трудовой пенсии является ее страховая часть. Размер страховой части определяется исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала). Страховая часть трудовой пенсии индексируется по росту средне месячной заработной платы в Российской Федерации. [16,51]

Третей составляющей трудовой пенсии является накопительная часть. Ее размер устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и дохода от их инвестирования. Накопительная часть трудовой пенсии подлежит индексации с учетом дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсий по старости. Особенностью данного элемента в условиях российской пенсионной реформы является возможность осуществления функций страховщика, как Пенсионному фонду России, так и негосударственным пенсионным фондам. [16,52]

Государственные пенсии предоставляются гражданам:

  • для компенсации им заработка, который они утратили в связи с прекращением государственной службы (при достижении установленной законом выслуги, и достижении государственными служащими определенного возраста или признании его инвалидом);
  • для компенсации вреда, причиненного здоровью при прохождении военной службы или в результате радиационных и техногенных катастроф (при наступлении инвалидности или при потере кормильца);
  • признанным нетрудоспособными.

Право на государственную пенсию имеют:

  • федеральные государственные служащие, военнослужащие;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане;
  • а также, в определенных случаях, члены семей перечисленных выше граждан. [10, 54]

Информация о работе Анализ современного состояния и перспектив развития пенсионной системы в Российской Федерации