Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение и анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара) с дальнейшим определением основных направлений совершенствования в данной сфере.
Объект исследования – занятость населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы финансов и их роли в проблеме занятости
населения………………………………………………………………………..6
1.1 Сущность и понятие занятости населения…………………………...........6
1.2 Проблемы занятости и регулирования безработицы……………………10
1.3 Методы государственного регулирования занятости населения в
России………………………………………………………………………15
2 Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на
примере г. Краснодара)………………………………………………………..22
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в г. Краснодаре……………...22
2.2 Анализ государственного финансирования мероприятий по
обеспечению занятости населения в г. Краснодаре……………………..29
2.3 Оценка эффективности финансовых методов регулирования занятости
населения в г. Краснодаре………………………………………………...34
3 Пути совершенствования системы финансов как способа решения
занятости населения…………………………………………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 87.91 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Оценка эффективности финансовых методов регулирования занятости населения в г. Краснодаре

 

Как уже отмечалось выше, механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

Направления политики  занятости   населения  можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной  политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия  на занятость населения.

Все меры по регулированию  занятости подразделяются: по объекту  воздействия на рынок труда (общие  меры и специализированные), по источнику  финансирования.

Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так  и косвенные (экономические).

Для проведения единой государственной  политики занятости и  регулирования  рынка труда в МО г. Краснодар была создана государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем.

К основным функциям службы  занятости   населения  можно  отнести:

  • анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
  • разработка и реализация целевых программ содействия  занятости   населения;
  • учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
  • организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
  • оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
  • обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;
  • осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;
  • осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда  занятости   населения , использования предприятиями законодательства о занятости.

Служба занятости взаимодействует  с предприятиями и организациями  всех форм собственности, гражданами и  предоставляет свои услуги бесплатно.

Финансирование мероприятий, осуществляемых службой занятости, и содержание самой системы органов  государственной службы занятости  обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.

Расходы службы занятости г. Краснодара условно можно сгруппировать по четырем направлениям:

  • на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;
  • на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;
  • на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы;
  • на развитие службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).

Развитие рыночных отношений  привело к созданию негосударственных  структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это  различного рода коммерческие агентства  по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п. Наиболее общими направлениями  деятельности этих структур являются:

  • продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;
  • помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
  • формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

Информация регистрируемой безработицы оформляется в статистические отчеты региональных органов служб  занятости по формам 1-Т и 2-Т (трудоустройство).

Необходимо обратить внимание на следующий аспект государственного регулирования занятости и безработицы. Все осуществляемые мероприятия  направлены, как правило, на сокращение безработицы и увеличение занятости в г. Краснодаре. Но основой экономического роста и благосостояния является эффективная занятость, то есть продуктивное использование человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества.

К эффективной отдаче от использования человеческого капитала в первую очередь должны стремиться работодатели и собственники рабочей  силы. Но и государство в состоянии  стимулировать эту мотивацию  экономических субъектов рынка  труда, выполняя следующие функции:

  • контроль за соблюдением государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;
  • поддержание необходимых уровней оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и рекомендаций МОТ (например, разрыв между минимальной и средней заработанной платой не должен превышать 4,5-5 раз);
  • обеспечение нормальных условий для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и трудовых споров.

 Эффективность системы  мер государственного воздействия  на занятость и рынок труда  МО г. Краснодар зависит от активного проведения политики занятости, улучшения функционирования рынка труда и создания эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры, действующих в соответствии с рынком, а также практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях развивающегося производства.

Определение эффективной занятости вполне приемлемо, оно предполагает всестороннее развитие человека. Однако, используя такое широкое определение, невозможно измерить эффективную занятость с помощью одного показателя, но вполне можно дать количественную характеристику через систему показателей.

Первым показателем в  этой системе можно назвать уровень  занятости   населения  профессиональным трудом. Коэффициент занятости населения  профессиональным трудом можно определить как частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения (в процентах). Этот коэффициент показывает зависимость занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения. Этот коэффициент дает одну из характеристик благосостояния общества.

Второй показатель – уровень  занятости  трудоспособного  населения  в общественном хозяйстве. Этот показатель тесно связан с динамикой трудоспособного  населения  в зависимости от изменения  демографических и социально-экономических  факторов. Уровень  занятости  трудоспособного  населения  с экономической точки  зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства  в работниках, а с другой –  потребность  населения  в рабочих  местах. Он рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности  населения, занятого профессиональным трудом, к  численности всего трудоспособного  населения  (трудовых ресурсов). О  прогрессивности изменения этого  показателя нужно судить с учетом исходного уровня  занятости  и роста производительности труда. При этом высокая занятость не означает высокую  эффективность, если не обеспечивает роста производительности труда.

Третий показатель – это  пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно  полезной деятельности. После расчета  коэффициента  занятости  профессиональным трудом аналогичным образом можно  определить коэффициенты занятости  учебой и другими видами общественно  полезной деятельности, чтобы установить необходимые пропорции. Прогрессивность  изменения данных пропорций следует  оценивать с учетом общественной производительности труда и уровня занятости (сверхвысокая или низкая) в предшествующий период, а также  с учетом целей общества. При сверхвысокой занятости, чем выше уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень  участия трудоспособного  населения  в общественном производстве, и тем  выше доля занятых на учебе и в  домашнем хозяйстве.

Четвертый показатель –  рациональная структура распределения  работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель нередко называют рациональной занятостью. Он имеет самостоятельное значение. Рациональная занятость представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. При неудовлетворительном распределении рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают противоречия, потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить значительные «стыковочные» потери и иметь дополнительный результат, т.е. рационально использовать рабочую силу. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости.

В условиях перехода от централизованной системы к рыночной, когда государство уже перестало управлять экономикой, а рыночный механизм еще не заработал, потери от нерационального распределения трудовых ресурсов особенно велики. Это наглядно видно по значительному сокращению занятости в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс и, прежде всего, по отрасли «Наука и научное обслуживание».

Среди занятых по секторам экономики больше работающих было в  сфере материального производства и меньше в сфере услуг, тогда  как в развитых странах эта  пропорция была обратной. 

Пятый показатель связан с  оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих. Данный показатель позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько система подготовки кадров соответствует потребности экономики в них. При выявлении несоответствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансированности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Главное внимание должно быть уделено подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней.

Следовательно, получить более или менее точное представление об эффективной занятости можно, только используя систему показателей (таблица 4).

Таблица 4 – Оценка эффективности финансовых методов регулирования занятости населения г. Краснодара за 2008-2010 г.г.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение, +,-

Коэффициент занятости населения  профессиональ-ным трудом

38,7

41,6

44,3

5,6

Уровень  занятости  трудо-способного  населения в общественном хозяйстве

21,9

23,1

25,6

3,7

Коэффициент занятости учебой

28,4

33,6

38,9

10,5

Коэффициент занятости другими  видами деятельности

27,9

28,6

30,5

2,6

Пропорции распределения  трудовых ресурсов по сферам деятельности

1,02

1,17

1,27

0,25

Уровень рациональной занятости

20,1

21,7

22,3

2,2

Профессионально-квалификационная структура работающих

0,5

0,5

0,5

-


 

Как видно из приведенных  результатов анализа, применяемые  финансовые методы регулирования занятости  населения в г. Краснодаре за последние три года, оказались довольно высоко эффективными, так как практически все показатели эффективности являются довольно высокими и имеют дальнейшую тенденцию к росту. Динамику не выявил лишь показатель профессионально-квалификационной структуры работающих г. Краснодара.

3 Пути совершенствования  системы финансов как способа  решения занятости населения

 

Основным направлением совершенствования  системы финансов как способа  решения вопросов занятости населения  г. Краснодара явилось утверждение долгосрочной краевой целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011-2013 годы». Данная программа предусматривает решения следующих целей и задач:

  • развитие   эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего   граждан г. Краснодара  соответствующей   работой,  а работодателей – необходимой рабочей силой;
  • реализация специальных  программ и осуществление социальной поддержки безработных граждан совершенствование системы       социального партнерства   на   рынке   труда,  поиск новых направлений их взаимодействия;
  • реализация мер информационной поддержки государственной политики занятости населения;
  • повышение эффективности деятельности органов службы  занятости путем совершенствования технологии  работы, улучшения качества  оказания государственных услуг в области содействия занятости населения;
  • развитие и повышение качества системы профессиональной  подготовки,  переподготовки  и  повышения  квалификации  безработных  граждан  и  профессиональной  ориентации населения Краснодарского  края   в целях обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и удовлетворения спроса организаций Краснодарского края на рабочую силу.

Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации программных  мероприятий оценивается в размере 2265446,3 тысячи рублей, в том числе: в 2011 году – 983817,8 тысячи рублей, в 2012 году – 582129,2 тысячи рублей, в 2013 году – 699499,3 тысячи рублей, в том числе за счет: средств краевого бюджета – 24600,0 тысячи рублей, в том числе: в 2011 году – 8200,0 тысячи рублей, в 2012 году – 8200,0 тысячи рублей, в 2013 году – 8200,0 тысячи рублей.

На мероприятия по организации  профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных  граждан для трудоустройства  в организации, осуществляющие подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, в целях создания собственного дела предусмотрено 6750,0 тысячи рублей, на выплату стипендии безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации – 2850,0 тысячи рублей, на организацию в приоритетном порядке временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, и других несовершеннолетних граждан, находящихся в социально опасном положении), с выплатой материальной поддержки за счет средств краевого бюджета на период участия во временных работах – 15000,0 тысячи рублей; средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства субвенций из федерального бюджета, - 2240846,3 тысячи рублей, в том числе: в 2011 году - 975617,8 тысячи рублей, в 2012 году – 573929,2 тысячи рублей, в 2013 году – 691299,3 тысячи рублей, из них: на мероприятия по содействию занятости населения – 325248,3 тысячи рублей, в том числе: в 2011 году – 128250,1 тысячи рублей, в 2012 году – 98906,6 тысячи рублей, в 2013 году – 98091,6 тысячи рублей; на социальную поддержку безработных граждан – 1915598,0 тысячи рублей, в том числе: в 2011 году – 847367,7 тысячи рублей, в 2012 году – 475022,6 тысячи рублей, в 2013 году – 593207,7 тысячи рублей.

Информация о работе Анализ роли финансов в решении проблемы занятости населения (на примере г. Краснодара)