Анализ кредитоспособности заемщика (на примере Калужского филиала ОАО «Акционерный банк» Пушкино»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 00:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение применяемой методики оценки кредитоспособности заемщика и определение направлений ее совершенствования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические вопросы оценки кредитоспособности заемщика;
дать организационно-экономическую характеристику коммерческого банка ОАО «Акционерный банк «Пушкино»;
рассмотреть практику оценки анализа кредитоспособности клиента в этом банке;
выявить проблемы, возникающие в процессе анализа кредитоспособности заемщика;
определить направления повышения эффективности методики анализа кредитоспособности клиента;
разработать рекомендации по обеспечению повышения эффективности данной методики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…………….4

Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика ………7
Понятие и критерии кредитоспособности ……………………………..……....7
Информационная база анализа кредитоспособности………………………...11
Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке………………………………………………………………………..……17

Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика банка ОАО «Акционерный банк «Пушкино» …………………………………………………………………...…….26
2.1Организационно-экономическая характеристика коммерческого банка ОАО «Акционерный банк «Пушкино» …………………………………………..……..26
2.2 Практика анализа кредитоспособности юридических лиц ……..………..…38
2.3 Особенности оценки кредитоспособности физических лиц ………………..62

Глава 3. Направления совершенствования анализа кредитоспособности заемщика в ОАО «Акционерный банк «Пушкино» …………………….. …….. 74
3.1 Рекомендации по коррекции системы анализа кредитоспособности юридических лиц …………...………………………………………..…….………74
3.2 Предложения по улучшению методики анализа кредитоспособности физических лиц …………………………………………...…………......................81
Выводы и предложения ………………………………………………………..….91
Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

DIPLOM_VINKOVATOVA_I_A.doc

— 891.00 Кб (Скачать файл)

- аудиторское заключение (или его итоговую часть) по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год (при его отсутствии - за предшествующий год);

- аудиторское заключение  по результатам аудита бухгалтерской  отчетности, подготовленной в соответствии  с Международными стандартами  финансовой отчетности (при его наличии).

- бухгалтерские отчеты  за четыре предшествующих квартала  с отметкой подразделения МНС  о принятии, включающие: бухгалтерский  баланс; отчет о прибылях и  убытках - форма № 2; формы отчетной  информации об использовании  бюджетных средств - представляют организации, получающие бюджетные ассигнования (бухгалтерская отчетность, используемая при анализе финансового положения заемщика, применяется с учетом сроков, установленных законодательством для ее предоставления в подразделения Министерства по налогам и сборам - в соответствии с заключенным с заемщиком кредитным и иными договорами. В случае, если с даты регистрации заемщика в качестве юридического лица прошло менее двух отчетных дат, его финансовое положение не может быть оценено лучше чем, среднее (за исключением случаев изменения организационно-правовой формы и/или наименования заемщика);

- расшифровки сумм  остатков на забалансовых счетах  по полученным и выданным обеспечениям  на отчетные даты за последние  месяц и квартал, а также  на дату подачи заявления с указанием наименований организаций, в пользу которых выдано обеспечение, и наименований принципалов или организаций, по обязательствам которых выдано обеспечение, а также дат возникновения и исполнения обязательств по выданным обеспечениям;

- расшифровки кредиторской  и дебиторской задолженности  с указанием наименований кредиторов  и дебиторов и дат возникновения  задолженности (в т.ч. просроченная  более трех месяцев, до трех  месяцев);

- расшифровки задолженности  по кредитам банков к представленным балансам и на дату подачи заявления с указанием кредиторов, суммы задолженности, даты получения кредита, даты погашения, процентной ставки, периодичности погашения, суммы просроченных процентов;

- расшифровки краткосрочных  и долгосрочных финансовых вложений к представленным балансам;

- расшифровки прочих  оборотных активов к представленным  балансам, кроме годового, в разрезе  балансовых счетов (представляется  в случае отсутствия соответствующих  пояснений в пояснительной записке).

- справку из подразделения Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о наличии (отсутствии) задолженности перед бюджетом;

- справки банков об  остатках на расчетных и текущих  валютных счетах заемщика.

 

    1.  Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке

 

Предоставление кредитов всегда связано с определенными  рисками. Кредитный риск – риск, который несет в себе выдача кредита  банком предприятию. Что бы минимизировать потери, связанные с выдачей ссуды  банки разрабатываю методы управления кредитными рисками [16, с.115].

Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение  доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности  этих операций). Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально развивающимся событиям.

В условиях рынка, где  поведение экономических субъектов  и, тем более, индивидов имеет  вероятностный характер и потому не поддается точному прогнозированию, любой вид коммерческой деятельности неизбежно связан с риском – риском потерь и убытков. В наиболее общем виде банковский риск  выражается вероятностью, точнее, угрозой получения отрицательных финансовых результатов: непредвиденных дополнительных расходов, потери банком части своих ресурсов и ожидаемой прибыли. Поэтому, с одной стороны, любой банк старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален. С другой стороны, банку необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности.

Все банки стараются минимизировать риск и максимизировать прибыль. Но осуществить последнее без значительного увеличения риска, как правило, не удается.

Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции [19,119].

Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью.

Уровень риска увеличивается, если:

  • проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям;
  • поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту банка;
  • руководство не в состоянии принять необходимые и срочные меры, что может привести к финансовому ущербу;
  • существующий порядок деятельности банка или несовершенство законодательства мешает принятию некоторых оптимальных для конкретной ситуации мер [10,с.287].

Существуют общие причины возникновения банковских рисков и тенденции изменения их уровня. Вместе с тем, анализируя риски  российских банков на современном этапе, важно учитывать:

  • кризисное состояние экономики переходного периода, которое выражается не только падением производства, финансовой неустойчивостью многих организаций, но и уничтожением ряда хозяйственных связей;
  • неустойчивость политического положения;
  • отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов, несоответствие между правовой базой и реально существующей ситуацией;
  • инфляцию.

Во всех случаях риск должен быть определен и измерен. Анализ и оценка риска в значительной мере основаны на систематическом статистическом методе определения вероятности  того, что какое-то событие в будущем  произойдет. Обычно эта вероятность выражается в процентах. Соответствующая работа может вестись, если выработаны критерии риска, позволяющие ранжировать альтернативные события в зависимости от степени риска [14, 115].

Управление банковскими  рисками включает в себя следующие этапы:

  1. оценка конкретного риска, сделанная на основе анализа всей совокупности рискообразующих факторов и прогноза ее (совокупности) изменения;
  2. установление на этой основе оптимального уровня риска;
  3. анализ отдельных операций с точки зрения их соответствия приемлемому уровню риска;
  4. разработка конкретных мер по снижению риска



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1.  Обобщенная схема  банковских рисков

Надёжность банка определяется не только тем, какому риску подвергается банк, но и насколько банк способен им управлять [16, с.118]. К основным средствам (методикам) управления  рисками  можно  отнести   использование принципа взвешенных рисков; осуществление систематического анализа финансового состояния клиентов банка, его платёжеспособности и кредитоспособности, применение принципа разделения рисков, рефинансирование кредитов; проведение политики  диверсификации (широкое перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставленных большому количеству клиентов, при сохранении общего объёма операций банка; страхование кредитов и депозитов; применение залога; применение реальных персональных и “мнимых” гарантий, хеджирование валютных сделок, увеличение спектра проводимых операций (диверсификация деятельности) [11,163].

Основной задачей регулирования  рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.

Эффективное управление уровнем риска должно решать целый  ряд проблем - от отслеживания (мониторинга) риска до его стоимостной оценки.

Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.

Каждый банк должен думать о минимизации  своих рисков. Это нужно для  его выживания и для здорового  развития банковской системы страны. Минимизация рисков - это борьба за снижение потерь, иначе называемая управлением рисками. Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь [13, с.98].

Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы  своевременно и последовательно  использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

Портфель банковских ссуд подвержен  всем основным видам риска, которые  сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску) [11, 171].

Управление кредитным риском - это  и процесс и сложная система. Процесс начинается с определения  рынков кредитования, которые часто  называются «целевыми рынками» [13, 104]. Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.

Управление кредитным риском требует  от банкира постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность  – риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска [14,123]]. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен  рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты.

В процессе управления кредитным риском коммерческого банка можно выделить несколько общих характерных  этапов:

  • разработка целей и задач кредитной политики банка
  • создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений
    • изучение финансового состояния заемщика
    • изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей
    • разработка и подписание кредитного соглашения
    • анализ рисков невозврата кредитов
    • кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд
  • мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются хорошо развитые кредитная политика и процедуры, хорошее управление портфелем, эффективный контроль за кредитами.

Разработка кредитной  политики представляется особенно важной, когда банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда перед  ним стоит задача, ранее никогда  не возникавшая или возникавшая, но не получавшая должного внимания.

Кредитный риск - непогашение  заемщиком основного долга и  процентов по кредиту, риск процентных ставок и т. д. Избежать кредитный  риск позволяет тщательный отбор  заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит [13,107]. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции - предоставление кредитов.

Наиболее распространенными  в практике банков мероприятиями, направленными  на снижение кредитного риска являются следующие.

Информация о работе Анализ кредитоспособности заемщика (на примере Калужского филиала ОАО «Акционерный банк» Пушкино»)