Анализ формирования и использования финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 12:03, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование и усовершенствования системы финансового планирования предприятия.
Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
исследовать теоретические воззрения по вопросам технологии и системы финансового планирования;
представить методологию и систематизировать методы финансового планирования;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
оценить систему финансового планирования организации;
разработать подходы к совершенствованию системы финансового планирования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы финансового плана на предприятии……………6
1.1. Экономическое содержание финансового планирования …………….……...6
1.2. Принципы финансового планирования……………………………………….11
1.3. Виды бюджетов и составные части финансового планирования……………15
Глава 2. Анализ формирования и использования финансового планирования....25
2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Электроцинк"…...25
2.2. Анализ основных направлений стратегического финансового планирования ОАО "УГМК"……………………………………………………………………….42
Глава 3. Роль финансового планирования в формировании инновационной
экономики……………………………………………………………………………58
3.1. Методические подходы к совершенствованию системы финансового
планирования на предприятиях отрасли…………………………………………..58
3.2. Информационная система поддержки процессов финансового
планирования как основа решения проблем финансового
управления ОАО "УГМК"…………...……………………………………………..63
Заключение…………………………………………………………………………..70
Литература…………………………………………………………………………...75

Файлы: 1 файл

дипломка орысша.doc

— 634.50 Кб (Скачать файл)

Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая не только составление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ, расчет различных вариантов финансового состояния предприятия и его отдельных видов бизнесов), но и постановку так называемого сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время (хоть по минутам) можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых (утвержденных) бюджетов (о движении денежных средств, уровне издержек, структуре себестоимости, норме и массе прибыли и т. п.), да еще по отдельным видам хозяйственной деятельности предприятия или его структурным подразделениям (по видам изделий, по отдельным контрактам, по филиалам или дочерним компаниям и т.п.), а не только для юридического лица в целом (что отчасти делают, пусть с изъянами и упущениями, некоторые бухгалтерские программы).

При постановке финансового  планирования важно не просто понимать общее назначение финансового планирования для принятия управленческих решений, но и то, какие задачи в условиях конкретного предприятия или фирмы призвано обеспечить финансовое планирование. Прежде всего речь идет о задачах, соответствующих главным целям компании.

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

  • основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения 
    денежных средств, расчетный баланс);
  • операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);
  • вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.);
  • дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Все эти бюджеты  нужны для составления так  называемого сводного производственного, или основного, бюджета.

При этом  сводный бюджет может быть разработан как для предприятия или фирмы в целом, так и для отдельного бизнеса, выделяемого, например, в центр финансовой ответственности (ЦФО).

Сводный производственный или основной бюджет- это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления9.

Основные  бюджеты собственно и предназначены  для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше.

Основные  бюджеты позволяют руководителям  иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения  компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Вот почему для полноценного финансового планирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.

Операционные  и вспомогательные бюджеты нужны  прежде всего для увязки натуральных  показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом финансового менеджмента в компании), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы.

Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Финансовое  планирование в крупных розничных  предприятиях предполагает:

  • формирование и моделирование различных вариантов бюджетов;
  • согласование и утверждение бюджетов;
  • формирование фактических показателей бюджета;
  • мониторинг и анализ исполнения бюджета;
  • проведение корректировок бюджета.

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

  • основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения 
    денежных средств, расчетный баланс);
  • операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет затрат, бюджет управленческих расходов и др.);
  • вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (первоначальных) затрат, кредитный план и др.);
  • дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Все эти бюджеты  нужны для составления, так называемого  сводного бюджета.

При этом  сводный бюджет может быть разработан как для предприятия в целом, так и для отдельного бизнеса.

Сводный бюджет - это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.

Основные  бюджеты собственно и предназначены  для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше.

Основные  бюджеты позволяют руководителям  иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения  компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Вот почему для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.

Операционные  и вспомогательные бюджеты нужны, прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными.

Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Финансовое  планирование - это лишь один (хоть и важный, можно сказать, результирующий) аспект бюджетирования на предприятии. Другой важный аспект проявляется при составлении операционных бюджетов. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Операционные  бюджеты являются основой для  составления результирующих, финансовых бюджетов. Именно в операционных бюджетах содержится информация для финансового планирования. При составлении всей совокупности бюджетов (операционных и финансовых) необходимо:

  • спрогнозировать объем продаж;
  • определить ожидаемый объем поступления продукции;
  • рассчитать издержки и операционные затраты;
  • определить денежный поток и другие финансовые параметры;
  • сформировать прогнозные финансовые документы.

Совокупность  операционных и финансовых бюджетов охватывает все основные стороны хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что бюджетирование является, по сути дела, технологией комплексного хозяйственного планирования. В этом заключается второй важный аспект бюджетного управления на предприятии.

При этом бюджетом можно назвать любой составляемый на предприятии план. Так, бюджет закупок представляет собой план закупок в натуральном выражении. Бюджет продаж содержит плановые значения объемов реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении (в ассортиментном разрезе).

Бюджет прямых материальных затрат можно интерпретировать как плановую калькуляцию материальных затрат на производственную программу. Бюджет управленческих расходов является синонимом понятия «плановая смета затрат на содержание аппарата управления» и т.д.

Финансовое планирование - это лишь один (хоть и важный, можно  сказать, результирующий) аспект финансового планирования на предприятии. Другой важный аспект проявляется при составлении операционных бюджетов. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Обычно на уровне предприятия в качестве основных бюджетных документов рассматриваются:

  • Бухгалтерский баланс (бюджет имущества)- форма №1 бухгалтерской отчетности предприятия;
  • Отчет о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов) - форма № 2 бухгалтерской отчетности предприятия;
  • Отчет о движении денежных средств (бюджет движения денежных средств) - форма № 4 бухгалтерской отчетности предприятия;

Бюджет производственно-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия - документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности не входит, разрабатывается в произвольной форме).

Для современных  российских условий представляется целесообразной следующая стратегия  внедрения системы управления на основе бюджетов:

  • вначале внедряется менее совершенный, но более простой и дешевый автономный вариант,
  • после того, как он будет освоен, отлажен, и предприятие привыкнет к работе в условиях финансового планирования, имеет смысл внедрить адаптированный вариант системы, включающий высокоэффективные взаимосвязанные блоки планирования и учета.

При разработке бюджетов должно быть обеспечено полное соответствие планов производственной деятельности, доходов и затрат, движения денежных средств и имущества предприятия. Планы предприятия в целом должны дезинтегрироваться в систему соответствующих планов отдельных подразделений. При этом должна быть обеспечена взаимоувязка текущих (оперативных) и среднесрочных (технико-экономических) планов.

Разработка структуры бюджета предприятия и основных бюджетных форм естественным образом должна укладываться в рамки структуры существующей в организации системы управленческого учета. Подобная согласованность обусловлена тем, что управленческий учет призван обеспечивать все уровни управления предприятием информацией, необходимой для решения задач планирования, управления и контроля, в частности, задач финансового планирования.

Подводя итоги теоретической части, можно сделать следующие выводы.

Финансовое  планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде. Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы.

Финансовое  планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов исходя из намечаемого объема товарооборота;
  • определение возможностей реализации продукции с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;
  • обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;
  • установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;
  • определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;
  • обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.

К проблемам, которые призвано решать финансовое планирование, можно отнести следующие:

1) обеспечение  финансовыми ресурсами финансово-хозяйственной  деятельности предприятия;

2) увеличение  размера прибыли, повышение показателей рентабельности;

3) обеспечение  реальной сбалансированности планируемых  расходов и доходов предприятия;

4) контроль  за финансовым состоянием и  платежеспособностью предприятия.

Финансовый план несёт  три основные функции, и их важность сложно недооценить. Во-первых, финансовый план содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать. Во-вторых, даёт возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции. В-третьих, служит важным инструментом для получения кредитов и любой другой финансовой помощи от внешних инвесторов.

Таким образом, финансовое планирование является важнейшей частью планирования корпоративного процесса. Каждый менеджер, независимо от его  положения и функций в компании, должен быть хорошо знаком с механикой создания, выполнения и контроля финансовых планов настолько, насколько это касается его деятельности в предприятии.

Информация о работе Анализ формирования и использования финансового планирования