Анализ финансового состояние предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансового состояния дает возможность оценить: имуществен-ное состояние предприятия; степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами; достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; потребность в дополнительных источниках финансирования; способность к наращению капитала; рациональность привлечения заемных средств; обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

Приведенные выше теоретические рассуждения необходимы для обоснования следующего вывода:

1) с одной стороны, ситуацию в плане соотношения между собственными и заемными средствами на рассматриваемом предприятии все же следует в определенной степени отметить с положительной стороны, поскольку имеющее место положение обеспечивает высокую степень финансовой независимости предприятия;

2) с другой стороны, в интересах данного предприятия обеспечить некоторую корректировку указанного соотношения в пользу заемных средств, поскольку это позволит привлечь в оборот дополнительные средства и в то же время сохранить достаточную степень финансовой независимости.

На рисунке 4 для наглядности изображены соотношения коэффициентов К2 и К3 за анализируемый период.

Рассматривая коэффициент соотношения реальной стоимости основных средств и общей суммы средств предприятия, следует заметить, что он показывает, какова была доля стоимости основных средств в общей стоимости активов. Указанная доля увеличилась в 2008 году (на 6,8 %).

Как положительный момент следует оценить возрастание коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами предприятия на конец 2008 года, хотя коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами значительно снизился.

Таким образом, ситуацию на РУПП «Могилевхлебпром» с точки зрения проанализированного выше аспекта как идеальную рассматривать не стоит.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Коэффициенты обеспеченности собственными актива-

              ми и оборотными средствами

Основные средства являются, пожалуй, самым неликвидным активом вообще. Материальные внеоборотные средства представляют собой наиболее неликвидную часть оборотных активов.

На основании приведенных выше рассуждений представляется целесообразным сделать вывод о том, что интересам предприятия будет соответствовать как можно меньшее значение коэффициента реальной стоимости имущества.

 

3 Пути роста ликвидности и платежеспособности предприятия

 

             3.1 Модифицированный показатель ликвидности

 

Понятие платежеспособности является одним из ключевых в финансовом менеджменте, так как характеризует уровень риска, связанный с операционной деятельность предприятия. В соответствии с белорусским законодательством единственным условием для начала судебной процедуры банкротства субъекта хозяйствования является его устойчивая неплатежеспособность, поэтому платежеспособность в конечном итоге определяет выживаемость предприятия. При диагностике банкротства предприятия недостаточно констатировать уже наступившую неплатежеспособность, поскольку выявление кризиса на ранних стадиях позволит предотвратить банкротство с меньшими затратами. В этой связи проблема разработки специальных методов, моделей и показателей для оценки и прогнозирования платежеспособности имеет большую практическую значимость.

По своему экономическому смыслу платежеспособность характеризует операционную деятельность предприятия, связанную с использованием оборотных средств.

На основе ряда публикаций отечественных и зарубежных исследователей можно выделить ключевые параметры, характеризующие платежеспособность предприятия и его шансы избежать банкротства:

- чаще всего при определении  платежеспособности предприятия  используется показатель операционного потока платежей в различных комбинациях с другими параметрами;

- традиционно важными характеристиками  платежеспособности являются коэффициенты  ликвидности, однако их использование  не гарантирует правильную оценку платежеспособности;

- во многих моделях диагностики банкротства используются показатели рентабельности капитала, рентабельности продаж, оборачиваемости, соотношения собственного и заемного капитала, но эти параметры не являются критическими при определении платежеспособности предприятия.

В данном случае предлагается модифицированный показатель ликвидности, рассчитываемый с учетом ожидаемого потока платежей предприятия. Данный показатель дает достаточно точную оценку уровня платежеспособности предприятия. Кроме того, использование модифицированного показателя ликвидности позволит выявлять причины изменения платежеспособности предприятия.

Основой модифицированного показателя ликвидности является коэффициент текущей ликвидности, который в общей форме определяется как соотношение оборотных активов и краткосрочных обязательств.

Модифицированный показатель ликвидности по своему содержанию представляет коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный на конец периода при учете операционного потока платежей.

Модифицированный показатель ликвидности имеет следующую структуру

 

                           МПЛ=(ОА + ОПП)/(КО + ИКО),                                 (14)

 

где МПЛ – модифицированный показатель ликвидности;

      ОПП – операционный  поток платежей;

      ИКО – изменение  краткосрочных обязательств.

Поскольку формула расчета операционного потока платежей косвенным методом имеет вид

 

                           ОПП= ЧП + АМ – ИЗП – ИДЗ,                                     (15)

 

где ЧП – чистая прибыль;

       АМ – амортизационные  отчисления;

      ИЗП - изменение запасов;

       ИДЗ – изменение  дебиторской задолженности,

а изменение суммы краткосрочных обязательств, как правило, вызвано изменениями оборотных активов и происходит пропорционально им, то уточненная формула модифицированного показателя ликвидности имеет вид

 

                  МПЛ = (ОА+ЧП+АМ+ИЗП+ИДЗ)/(КО+ИЗП+ИДЗ).                    (16)

 

Таким образом, МПЛ характеризует ликвидность предприятия в зависимости от значения коэффициента текущей ликвидности, величины прибыли и амортизационных отчислений, а также от изменения запасов и дебиторской задолженности.

Нормативным уровнем для критерия МЛП будем считать действующие в Беларуси нормативы коэффициента текущей ликвидности (Ктек.лик.норм.), дифференцированный в зависимости от отрасли специализации предприятия.

Модифицированный показатель ликвидности при диагностике банкротства содержит больше полезной информации, чем обычный коэффициент текущей ликвидности. МЛП имеет преимущества и перед коэффициентом восстановления (утраты) платежеспособности, несмотря на их смысловую схожесть. Коэффициент восстановления платежеспособности находится под влиянием других факторов, не связанных с реальными изменениями платежеспособности, поэтому в ряде случаев может давать искаженную оценку ликвидности предприятия.

   Таким образом, можно отметить  преимущества модифицированного  показателя ликвидности по сравнению  с другими показателями и методами  оценки платежеспособности:

- имеет логически обоснованную  структуру;

- позволяет предсказать наступление  состояния неплатежеспособности раньше, чем другие показатели;

- позволяет избежать погрешности  в расчетах в условиях инфляции;

- предоставляет возможность использования  отраслевых нормативов коэффициента текущей ликвидности.

Модифицированный показатель ликвидности можно использовать в процессе финансово-экономического анализа субъектов хозяйствования для диагностики банкротства или оценки его кредитоспособности наряду с другими известными методами, пользуясь информацией стандартной бухгалтерской отчетности предприятия.

На основании предложенной методики рассчитаем данный показатель на 1 января 2008 года (МПЛ1) и 1 января 2009 года (МПЛ2) для РУПП «Могилевхлебпром» в соответствии с формулой (16) (исходя из приложений А, В, Е, Н, Р, П).

 

МПЛ1 = 14 989+1 796+16 395+(6 776-7 334)+(5 103-4 606)/

                /(16 551-558+497) = 2,0,

МПЛ2 = 16 599+902 +17 906+(8 402-6 776)+(5 115-5 103)/

                 /(18 552+1 626+12) = 1,83.

 

Сравнивая фактически полученное и нормативное значение модифицированного показателя ликвидности на обе рассмотренные даты, можно отметить, что нормативное значение было ниже фактически полученного на 1,0 и на 0,83 соответственно, в то время, как коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный согласно Инструкции по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, отставал от нормативного значения в 0,09 и 0,11 соответственно на 1 января 2008 года, и 1 января 2009 года.

Таким образом, модифицированный показатель ликвидности дает более объективную оценку финансовой устойчивости, более полно учитывая имеющиеся у предприятия финансовые ресурсы.

 

 

3.2 Управление ликвидностью и платежеспособностью организации

 

При разработке мероприятий по повышению эффективности какой-либо области финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо не только определить критерий ее оценки, но и выявить возможности его повышения за счет конкретных факторов.

Основным в оценке и анализе ликвидности и платежеспособности предприятия является коэффициент текущей ликвидности, дающий общую оценку ликвидности предприятия и показывающий степень покрытия его долгов. Остальные, не менее важные показатели, исчисляются по более узкому кругу оборотных активов, поэтому расчет резервов их увеличения производить не имеет смысла.

Для определения уровня платежеспособности ограничиваются, как правило, использованием балансовых данных о величине оборотных активов, однако этого недостаточно. Необходима расшифровка дебиторской задолженности с целью выявления ее состава , определения величины безнадежной, а также расшифровка запасов, для определения величины неликвидных и труднореализуемых.

После определения величины этой части активов, которая на самом деле не является средством для погашения краткосрочных обязательств, целесообразно вычесть ее из числителя коэффициента текущей ликвидности. Тогда мы получим реальный фактический уровень платежеспособности предприятия. Расчет резерва увеличения текущей ликвидности предприятия можно осуществить несколькими способами:

1) за счет увеличения оборотных активов:

ОА1 + Р ↑ ОА ОА1

                         Р ↑ Ктл = Ктл в - — Ктл 1 = —————    — ———                       (17)

КО1  КО1

2) за счет уменьшения краткосрочных  обязательств:

ОА1    ОА1

                         Р ↑ Ктл = Ктл в - — Ктл 1 = ———————    — ———            (18)

  КО1 — Р ↓ КО  КО1

 

3) за счет увеличения оборотных активов и уменьшения краткосрочных обязательств:

ОА1 + Р ↑ ОА  ОА1

                         Р ↑ Ктл = Ктл в - — Ктл 1 = ———————    — ———           (19)

  КО1 — Р ↓ КО  КО1

 

Разумнее произвести расчет резерва повышения коэффициента текущей ликвидности третьим способом, дающим возможность выделить факторы, позволяющие одновременно уменьшить величину краткосрочных обязательств и увеличивать уровень оборотных активов, что, в свою очередь, отразится на величине коэффициента текущей ликвидности и даст возможность повысить другие показатели ликвидности и платежеспособности предприятия.

Одним из таких факторов на предприятии являются денежные средства, увеличить которые можно, например, погасив частично просроченную дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность РУПП «Могилевхлебпром» на конец 2008 года составила 5115 млн р. Можно продать 50 % этой задолженности факторинговой компании. Тогда сумма денежных средств предприятия составила бы на конец 2008 года 2877 млн р., т.е. величина денежных средств увеличится на 2558 млн р. Значит величину краткосрочных обязательств предприятия можно уменьшить на 2558 млн р.

На основании вышеизложенного рассчитаем резерв повышения текущей ликвидности предприятия:

16 599 + 2 557,5   16 599

                         Р ↑ Ктл =  ———————    — ———     = 0,31

       18 552 – 2 557,5      18 552

Предложенные способы увеличения ликвидности и платежеспособности предприятия и выполненные расчеты, позволяют сделать вывод: РУПП «Могилевхлебпром» есть все возможности эффективно управлять ликвидностью и платежеспособностью предприятия и выявлять резервы их повышения.

 

3.3 Развитие рекламной деятельности  предприятия

 

Основным материалом для анализа экономической эффективности результатов рекламных мероприятий фирмы служат статистические и  бухгалтерские данные о росте товарооборота. На основе этих данных можно исследовать экономическую эффективность одного рекламного средства, рекламной кампании и всей рекламной деятельности фирмы в целом.

Измерение экономической эффективности рекламы представляет большие трудности, так как реклама, как правило, не дает полного эффекта сразу. Кроме того, рост товарооборота  нередко вызывается другими (не рекламными)  факторами – например, изменением покупательской способности населения из-за роста цен и т.п. Поэтому получить абсолютно точные данные об экономической эффективности рекламы практически невозможно.

Для подсчетов экономической эффективности специалисты в области рекламы предлагают следующие формулы;

  1. Формула для подсчета товарооборота под воздействием рекламы:

 

Тд = Тс*П*Д / 100                                                                                    (20)

где Тд – дополнительный товарооборот, вызванный рекламными мероприятиями (в ден. ед.)

         Тс – среднедневной товарооборот до начала рекламного периода (в ден. ед.)

          Д – количество дней учета товарооборота в рекламном процессе

          П – относительный прирост среднедневного товарооборота за рекламный период по сравнению с до рекламным (%)

Информация о работе Анализ финансового состояние предприятия