Анализ динамики структуры поступлений и расходования средств федеральных социальных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:09, практическая работа

Описание работы

Цель написания работы – Анализ динамики структуры поступлений и расходования средств федеральных социальных внебюджетных фондов. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе;
- на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………5

Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации ……………………………….5

Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов………………………………………………………….10


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...18

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

пз фин. и кред..docx

— 70.38 Кб (Скачать файл)

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством [1].

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в Минздравсоцразвития России для  внесения в установленном порядке  в Правительство Российской Федерации.

Таким образом, область перераспределения  внебюджетных средств ограничена целевым  назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции  этого сегмента государственных  финансов в отдельных случаях  имеет ряд преимуществ перед  бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых р ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

 

 

 

 

1.2 Анализ структуры  и динамики доходов и расходов  средств государственных внебюджетных  фондов

 

В ходе написания работы был проведен структурный анализ формирования и функционирования государственных  социальных внебюджетных фондов. Одним  из них является Пенсионный Фонд Российской Федерации, анализ структуры и динамики доходов и расходов которого основан на статистических данных, представленных в таблицах Б.1, Б.2 ПРИЛОЖЕНИЯ Б. Динамика доходов и расходов ПФР за 2006-2010 годы и плановые 2011-2013 годы представлена на рисунке 1.

Доходы бюджета ПФР  без учета накопительной составляющей в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей – страховые  взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых на покрытие дефицита бюджета  ПФР перечислено 1,32 трлн. рублей. Общие доходы бюджета ПФР за 2010 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению к внутреннему валовому продукту составляет 10,4% (в 2009 году – 3,2 трлн. рублей, или 8,2% к ВВП).

С 1 января 2010 года тариф отчислений в пенсионную систему был установлен в размере 20%, при одновременном  введении для отдельных категорий  плательщиков пониженных тарифов. В  связи с этим на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.

В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в бюджет Фонда от граждан и работодателей поступило 3,6 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При этом за застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы в 2010 году, из федерального бюджета перечислено 2,5 млрд. рублей.

Расходы на пенсионное обеспечение  за 2010 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей – расходы  на выплату трудовых пенсий (в 2009 году – 2,4 трлн. рублей).

В результате проведенной  в 2010 году валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей. Для отдельных категорий  граждан, имеющих продолжительный  трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной  травмы, включая инвалидов Великой  Отечественной войны – 1715 рублей, для участников Великой Отечественной  войны – 1855 рублей.

При этом наблюдается рост числа вновь назначенных пенсий. Если в 2005 году были назначены пенсии 2,5 млн. человек, то в 2011 году – почти 2,8 млн. человек. В 2010 году общее количество пенсионеров превысило 39,7 млн. человек. Из них число получателей трудовых пенсий составило 36,6 млн. человек, получателей  социальных пенсий – 2,8 млн. человек.

В течение 2011 года пенсии были проиндексированы трижды. 1 апреля 2011 года трудовые пенсии россиян были проиндексированы на 6,3%, социальные пенсии – на 8,8%. Кроме  того, 1 июля социальные пенсии дополнительно  увеличились на 3,41%. Помимо увеличения трудовых и социальных пенсий, 1 апреля на 10% был проиндексирован размер ежемесячных денежных выплат. В целом, в течение 2010 года пенсии в стране увеличилась на 23%, а по сравнению  с серединой 2009 года – на 46%, что  превышает уровень потребительской  инфляции.

Объем поступивших в ПФР  в I полугодии 2011 года страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  составил 1 трлн. 343,4 млрд. руб., что на 47,5% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Этот показатель составляет 49,1% от годового прогноза поступлений. В  целом по году прогнозируется поступление  страховых взносов на 43% больше, чем  в 2010.

Значительный рост поступления  страховых взносов во внебюджетные фонды в 2012 году обусловлен повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  с 20% до 22% и на обязательное медицинское  страхование в ФОМС с 1,1% до 5,1%, увеличением  значения фонда оплаты труда работников, с которого взимаются страховые  взносы, с 463 000 рублей в до 512 000 рублей год, а также системной работой со страхователями.

Плановые показатели приведены  на основании положений федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 10 декабря 2010 года №355-ФЗ [2]. В соответствии с законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» суммарные доходы ПФР в 2012 году составят 5,7 трлн. рублей (в 2011 году – 5,14 трлн. рублей), или 9,7% объема ВВП страны [3]. Суммарные расходы составят 5,4 трлн. (в 2011 году – 4,82 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 289,6 млрд. рублей.

На выплату трудовых пенсий из бюджета ПФР в 2012 году будет  выделено 4,2 трлн. рублей. Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступит 1,5 трлн. рублей на исполнение обязательств государства по выплате государственных  пенсий, пособий, материнского капитала, других социальных выплат, а также  на софинансирование формирования пенсионных накоплений.

Средства федерального бюджета  на предоставление материнского капитала в 2012 году предусмотрены в бюджете  ПФР в сумме 162,7 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2012 года будет проиндексирован на 6,0% и  составит 387,6 тыс. рублей.

В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2012 год в сумме 7,5 млрд. рублей (в 2011 году – 5 млрд. рублей).

Анализ структуры и динамики доходов и расходов ФСС основан на статистических данных, представленных в таблицах Б.3, Б.4 ПРИЛОЖЕНИЯ Б [9].

 

Рисунок 2 – Динамика доходов  и расходов ФСС за 2007-2011 годы

 

Доходы ФСС от поступления  страховых взносов в 2011 году по сравнению  с ЕСН увеличились, несмотря на рост объемов выплат, не облагаемых страховыми взносами за счет расширения гражданско-правовых отношений в сфере производства и услуг, увеличения льгот при  оплате труда инвалидов, возмещении расходов на командировки, оказании материальной помощи работникам и членам их семей  и действие других факторов снижения фискальной нагрузки, предусмотренных законодательством.

Коэффициент сбора страховых  взносов на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством в 2011 году превысил 98%.

В 2011 году, общий объем  доходов бюджета ФСС в сумме 445 133, 6 млн. рублей (123,9 % к 2008 году), в  том числе за счет межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета в сумме 70 568 млн. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 млн. рублей. Общий объем расходов бюджета  ФСС в сумме 447 188, 6 млн. рублей.

Доходы ФСС в 2011 году составили 463 776,7 млн. руб. (или 109% к плановым показателям), расходы - 491 199,3 млн. руб. (108, 2%). Из них  доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 млн. руб., расходы - 353 610, 7 (дефицит - 34 206, 6); от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 62 788 3 и 54 905 соответственно (профицит - 7 883). Доходы от страховых  взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432, 3 млн. руб. Это на 19 384, 9 млн. руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 году, и на 26 213, 2 млн. руб. ниже плановых показателей. Расходы по этому виду страхования  выросли на 22, 3% и составили 343 425, 2 млн. руб.

По итогам 2011 года уровень  сбора указанных страховых взносов  составил 98,9%. Доходы от налогов на совокупный доход составили 11 762,3 млн. руб. (85,6% к запланированным) и увеличились по сравнению с 2010 годом на 1 886,5 млн. руб. (или на 19,1%).

Расходы на выплату пособий  по временной нетрудоспособности в 2011 году возросли на 22,4% относительно расходов 2010 года и составили 182,5 млрд. рублей или 57,1% в общих расходах по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством, оплачено 392,6 млн.дней.

В 2011 году расходы работодателей  на оплату первых 2 дней временной нетрудоспособности составили 14,7 млрд. рублей, оплачено 63,6 млн. дней.

В 2011 году среднедневной  размер пособия по временной нетрудоспособности составил 464,8 рубля, что на 92,34 руб. или  на 24,8% выше показателя 2010 года (372,45 руб.).

Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера  пособия показал, что из полученной прибавки более 2/3 приходится на рост средней  заработной платы, из которой исчисляется  размер пособия, и менее 1/3 — на увеличение в связи с отменой ограничения пособия по временной нетрудоспособности максимальным размером. В 2009 г. такой максимум был установлен в сумме 18720 руб. в расчете на полный календарный месяц.

С 1 января 2010 года размер пособий  определялся из заработка, на который  начисляются страховые взносы. То есть заработка, не превышающего 34583 руб. в расчете на месяц.

Можно утверждать, что модернизация страхования на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством обошлась бюджету  Фонда социального страхования  в 6-7% дополнительных расходов. Социальный же эффект существенный: у значительной части работников с заработком выше среднего размера сняты имевшиеся  экономические барьеры для обращения  к врачу за получением своевременной  медицинской помощи, имея ввиду ранее существовавшее снижение дохода при нахождении на «больничном» листе.

На выплату пособий  по беременности и родам направлено 67,3 млрд. руб. (рост на 17,5% к 2009 г.). Среднедневной  размер пособия возрос на 65,8 рублей (или на 16,6%) и составил 463,0 рубля.

На выплату пособий  по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, израсходовано 79,1 млрд. руб., что на 30,2% больше, чем в 2009 году.

В 2011 году 2 млн. граждан получили 14,7 млн. пособий, что на 3% больше, чем  в 2010 году. Средний размер пособия  увеличился на 26,4% относительно 2010 года и составил 5375,1 руб.

Расходы на выплату пособий  по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 42,7 млрд. руб., что на 15,7% больше, чем в 2009 году.

Через территориальные органы социальной защиты субъектов Российской Федерации выплачено пособий 1,6 млн. гражданам, что на 0,2 млн. больше, чем  в 2009 г. Средний размер пособия по уходу за первым ребенком −1,8 тыс. руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 3,6 тыс. рублей.

Законодательные изменения  привели к существенному улучшению  положения застрахованных граждан.

В 2011 году в медицинские  организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей.

В структуре поступлений  средств основную долю составляют страховые  платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме  расходов страховых медицинских  организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано  на оплату медицинской помощи, оказанной  гражданам в рамках территориальных  программ обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При  росте расходов средств на ведение  дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению  с уровнем 2009 года снизилась и  составила 1,68%.

В бюджет ФФОМС в I полугодии 2011 года поступило 151,9 млрд. руб. страховых  взносов, что в 3,6 раза больше по отношению  к поступлениям в I полугодии 2010 года.

В 2010 году в бюджеты ТФОМС  поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2009 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том  числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление  средств на обязательное медицинское  страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению  с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

В 2010 году поступление платежей в среднем по Российской Федерации  на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля; страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля.

В бюджеты территориальных  фондов обязательного медицинского страхования в I полугодии 2011 года поступило 106,6 млрд. руб., что в 1,4 раза превышает  объем поступлений в I полугодии 2010 года.

Прогнозируемый общий  объем доходов бюджета Фонда  в 2012 году составит 335 968 млн. рублей, общий  объем расходов бюджета - 335 968 млн. рублей.

Бюджет ФФОМС на очередной  финансовый год и двухлетний плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд. рублей (на 555,7 млрд. рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд. рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд. рублей.

Информация о работе Анализ динамики структуры поступлений и расходования средств федеральных социальных внебюджетных фондов