Виды рынков. Маркетинг как новая форма рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Основными функциями рынка являются:
1) Распределение общего объема продукции.
2) Ориентирующая функция.
3) Инициирование прогресса.
4) Накопление капитала.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.

Содержание работы

1. Рынок: его сущность, функции и структура. Маркетинг как новая форма рынка.............................................................................................................3
Задача 3.........................................................................................................10
Список использованных

Файлы: 1 файл

Осн. эк. в.3 Юр. техн.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

3. Рынок: его сущность, функции и структура. Маркетинг как новая форма рынка.............................................................................................................3

Задача 3.........................................................................................................10

Список использованных источников........................................................12                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

3. Рынок: его сущность, функции и структура. Маркетинг как новая форма рынка

 

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в  совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, обусловленная частной или смешанными формами собственности.

Третий важнейший элемент рыночной экономики – цены, которые определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие – спрос и предложение.

Пятый элемент рыночного механизма – конкуренция.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Основными функциями рынка являются:

1) Распределение общего объема  продукции.

2) Ориентирующая функция.

3) Инициирование прогресса.

4) Накопление капитала.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

- формами собственности;

- структурой товаропроизводителей, которая зависит от удельного  веса в целостной экономике  той или иной формы хозяйствующих  субъектов;

- особенностями сферы товарного  обращения;

- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

- видами торговли, используемыми  в стране.

Огромное влияние на рынок оказывает в каждой конкретной стране уровень ее развития. Характер рынка и его социально-экономические последствия в странах, которые находятся на постиндустриальной стадии, совсем другие, чем в развивающихся странах. Большое значение имеют мотивация труда, критерии эффективности, уровень развития рыночной инфраструктуры, в том числе банковско-кредитной системы, хозяйственные пропорции, производственные и организационно-управленческие структуры и т. д. В развитых странах созданы общественные институты и правовые нормы, которые обеспечивают полноценное функционирование рыночных отношений и устраняют их негативные социальные последствия (антитрестовское законодательство, охрана здоровья, сокращение рабочего времени, минимальные заработки и т.д.).

Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

1) чистую конкуренцию,

2) чистую монополию,

3) монополистическую конкуренцию

4) олигополию.

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Основные черты этих четырех моделей приведены в табл. 1.

Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:

1. По объектам купли-продажи: потребительский  рынок, или рынок товаров и  услуг, приобретаемых населением; рынок  средств производства; рынок земли; рынок машин и оборудования; рынок недвижимости; рынок труда; рынок технологии; рынок услуг; денежный рынок; валютный рынок; страховой рынок; рынок информации; рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий); рынок произведений искусства, духовных благ; рынок отдельных товарных групп (книжный рынок, детские товары и т.п.).

      

Таблица 1 - Характерные черты основных моделей рынка

Модель

Характерная черта

Число фирм

Тип труда

Контроль над ценой

Условия вступления в отрасль

Неценно-вая конкурен-ция

Пример

Чистая конкуренция

Очень большое число

Стандар-тизирован-ный

Отсутст-вует

Очень легкие

Отсутст-вует

Сельское хозяйство

Монопо-листичес-кая кон-куренция

Много

Диффе-ренциро-ванный

Некото-рый, но в дово-льно узких рамках

Сравни-тельно легкие

Значительный упор на рекламу

Розничная торговля, производст-во одежды, обуви

Олигопо-лия

Неско-лько

Стандар-тизирован-ный или

диффе-ренциро-ванный

Ограниченный взаимной зависи-мостью

Наличие сущест-венных препятст-вий

Очень типична

Производ-ство стали, автомобилей

Чистая монополия

Одна

Уникаль-ный

Значитель-ный

Блокиро-вано

Реклама, связи фирмы с обществен-ностью

Местные предприятия общественного пользования


 

 2. По пространственному размещению: локальный; местный; национальный; мировой.

3. По формам собственности: частный; кооперативный; государственный.

4. По характеру продаж: оптовый; розничный; импортный; экспортный.

5. По уровню насыщения товарной  массой и степени удовлетворения  спроса: равновесный; дефицитный; избыточный.

6. По видам конкурентной борьбы: рынок совершенной конкуренции; рынок не совершенной конкуренции.

7. В зависимости от характера  сделок: свободный рынок; регулируемый рынок.

8. С точки зрения рыночного  законодательства: легальные рынки; не легальные (теневые, черные, серые).

Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов. Основными из них являются:

1. Географические:

- по регионам: Север, Центрально-Черноземный  район, Урал и т.п.;

- по административному делению: республика, край, область, район, город;

- по плотности населения: город, пригород, сельская местность;

- по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический и  т.п.

2. Демографические: группировка населения  по возрасту, по полу, размеру  семьи, по уровню дохода, профессиональному  составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

3. Психографические:  группировка  населения по социальному составу, по стилю жизни, по личным качествам.

4. Поведенческие: приобретение товаров  носит случайный характер, поиск  выгод при покупке и т.п.

Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

- маржинального (предельного) анализа;

- издержек альтернативного выбора;

- экономической рациональности.

Построение рыночной экономики на основании указанных принципов позволяет достигнуть равновесного состояния, которое является центральной проблемой рыночного механизма, основывающегося на использовании двух противоположных сил – спроса и предложения с одной стороны, и рыночных цен – с другой.

Еще одним важнейшим условием рыночной экономики является проблема редкости. Представители классической школы Д. Риккардо и А. Смит понятие «редкость» связывали со стоимостью. Они отмечали, что редкость наряду с количеством труда является важнейшим фактором, определяющим стоимость товара. В современной теории рыночных отношений делается вывод, что степень редкости тем выше, чем больше времени требуется для производства  необходимого количества данных благ.

Инфраструктура рынка – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков.

Элементами рыночной инфраструктуры являются: товарные биржи; валютные биржи; фондовые биржи; биржа труда; банковская система; страховая система; ярмарки; аукционы.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

Рынок - сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархически построенной структурой. Рынок вовлекает в свою сферу миллионы юридических и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. На рынке перемещается как в экономическом, так и в географическом пространстве огромная масса разнообразных товаров, обмениваемых на деньги. Для того чтобы разобраться в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная ситуация - выгоду или разорение, необходимо обеспечить "прозрачность" (информативность) рынка и предсказуемость его развития. Предприниматель заинтересован в ограничении стихийности рыночных процессов, в том, чтобы рынок был упорядочен, а рыночные операции базировались на определенных научных принципах, которые позволили бы оптимизировать затраты и планировать соответствующую прибыль.

Необходимо найти способ смягчить отрицательные проявления действия рыночного механизма, подчинить производство и распределение интересам потребителя.

Маркетинг (от английского market - рынок) - система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное, доведение товаров от сферы производства до сферы потребления. Цель маркетинга - удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли продавцом. На цивилизованном рынке складывается механизм, который обусловливает получение прибыли удовлетворением спроса. Предприниматель, стремящийся увеличить свою прибыль, должен стимулировать спрос и привести производственно-сбытовую программу в соответствие с интересами потребителей.

Маркетинг - любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, т.е. по удовлетворению потребностей в соответствии с покупательским спросом.

Маркетинг вписывается в рыночный механизм, позволяя оптимизировать взаимный поиск продавца и покупателя, стимулировать спрос, использовать в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентировать производство на интересы рынка. Тем самым маркетинг снижает степень стихийности развития рынка. Он формирует систему изучения и прогнозирования рынка обеспечивая его ''прозрачность" и предсказуемость развития.

Современная концепция маркетинга заключается в ориентации предпринимателя на потребителя.

Производить и продавать все, что пользуется спросом и может быть продано, - вот главный принцип маркетинга.

Маркетинговая деятельность может быть представлена в форме постоянно возобновляющегося маркетингового цикла. Любая маркетинговая деятельность начинается с информационно-аналитического исследования, на основе которого осуществляется стратегическое и текущее планирование, разрабатывается программа создания и вывода на рынок нового товара, формируются каналы движения товара от производителя до потребителя с участием торговых посредников (дистрибьюторов), организуется рекламная кампания и осуществляются другие действия по продвижению товара на рынок, наконец, на заключительном этапе оценивается эффективность маркетинговых мероприятий.

Информация о работе Виды рынков. Маркетинг как новая форма рынка