Виды рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:51, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение структуры и основных особенностей различных видов рынков, составляющих инфраструктуру рыночной экономики.
Данная тема особенно актуальна в настоящий момент, поскольку именно сейчас происходит становление российской рыночной экономики и связанное с этим развитие системы рынков, ее составляющих.

Файлы: 1 файл

Виды рынков.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Виды рынков

Путь: Образовательные материалы → 
 
 
Введение.

Целью данной работы является изучение структуры и основных особенностей различных видов рынков, составляющих инфраструктуру рыночной экономики.

Данная тема особенно актуальна в настоящий момент, поскольку именно сейчас происходит становление российской рыночной экономики  и связанное с этим развитие системы  рынков, ее составляющих.

Для раскрытия данной темы необходимо найти ответы на ряд  вопросов.

определить инфраструктуру рыночной экономики в России и  определить место рынков в ней.

рассмотреть понятие  рынка, как такового, основных механизмов, его составляющих.

изучить совокупность рынков.

Для изучения мы выберем  классификацию рынков по типу товаров, его определяющих. Так в частности, можно выделить следующие типы рынков: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы (труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

Очевидно, что невозможно рассмотреть все типы рынков. Поэтому  в данной работе мы ограничимся изучением  только некоторых из них.

Глава I. Понятие рыночного  хозяйства. Сущность рынка и его  функции

1. 1. Инфраструктура рыночной экономики

Это совокупность связанных  между собой институтов, действующих  в пределах особых рынков и выполняющих  определенные функции по обеспечению  нормального режима их функционирования,

К преимуществам рынка  относятся:

1. эффективное распределение ресурсов;

2. гибкость, высокая адаптивность  к изменяющимся условиям;

3. свобода выбора и  действий производителей и потребителей;

4. максимальное использование  достижений НТП;

5. способность к удовлетворению  разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Негативные стороны  рынка:

1. не способствует  сохранению не воспроизводимых  ресурсов:

2. игнорирует зачастую  потенциально негативные последствия  принимаемых решений;

3. не создает стимулов  для производства товаров и  услуг коллективного пользования;

4. не гарантирует полной  занятости и стабильности уровня  цен;

5. не обеспечивает  действенной мотивации фундаментальных  исследований в науке;

6. подвержен нестабильному  развитию с соответствующими  рецессионными и инфляционными  процессами;

Решение перечисленных  выше задач берет на себя государство, роль и функции которого в современном  рыночном хозяйстве существенно  изменились.

Функции государства  в рыночном хозяйстве:

1. обеспечение правовой  основы и социального климата,  способствующих эффективному функционированию рыночной экономики, регулирование рыночного хозяйства при помощи экономических рычагов воздействия на поведение субъектов рыночных отношений (налоги, целенаправленное ограничение в политике цен, ориентация на государственные субсидии, кредит, таможенные пошлины и т. д.).

2. антимонопольная политика  и поддержание конкуренции.

3. создание эффективных  общих условий воспроизводства  (развитие производственной, природоохранной  и социальной инфраструктуры).

4. реализация государственной собственности путем развития предпринимательской деятельности в этом секторе экономики.

5. компенсация негативных  сторон рынка.

6. стабилизация воспроизводства  на макро уровне посредством  регулирования экономической динамики  путем инвестиционно-структурной политики, финансового и налогового контроля за уровнем производства, безработицы, инфляции.

7. обеспечение принципа  справедливости, социальных гарантий  путем перераспределения доходов,  осуществления трансфертных (не  связанных с трудозатратами) платежей.

8. поддержка малого  и среднего бизнеса.

9. проведение фискальной  политики - изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета.

Сферы деятельности государственного сектора:

милитаризация и конверсия

социальная и производственная инфраструктура

новационные процессы в  капиталоемких и наукоемких отраслях

больные отрасли экономики

Оптимальные границы  государственного сектора

Масштабы государственной  собственности в развитых капиталистических  странах в настоящее время достигли значительных размеров. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европе объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

После второй мировой  войны в Западной Европе частный  сектор не охватывал всех сфер деятельности, что и обусловило появление значительного государственного сектора. В настоящее время в Германии государству принадлежит около 1/4 национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях.

В США 10-12% предприятий  строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Доля продукции этих предприятий в национальном доходе значительно ниже, чем в Европе, и составляет 1, 2-1, 3% НД.

1. 2 Сущность рынка  и его основные функции

Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг

Функции рынка:

Ценообразующая;

Посредническая;

Информационная;

Регулирующая;

Санирующая (очистка рынка  от неконкурентоспособных производителей).

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Начало учения о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в работе «О природе и причине богатства народа» в 1776 г. Смит считает, что объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Адам Смит называл  рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса «Капитал», Ленина «По поводу так называемого вопроса о рынке» и австрийца Ф. Хайека, который определял рынок, как одну из форм спонтанного социального порядка. Маркс и Ленин утверждали, что в основе рыночных отношений лежит общественное разделение труда.

В рыночной экономике  рынок стоит непосредственно  между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен  и решать три главных экономических  вопроса:

что производить;

как производить;

для кого производить.

В командной системе  хозяйства между производителями  и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры  с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три  вопроса.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

закон стоимости;

спроса и предложения;

закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся  в соответствии с качеством и  количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения  регулирует количество денег, которое  необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

Глава II. Классификация  рынков. Структура и виды национального  рынка. Рынок потребительских товаров  и платных услуг

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Классификация рынков:

Рынки можно разделить  по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия).

По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы (труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта.

По территориальному признаку (местные, национальные, региональные, мировой);

функциональный признак (оптовый, неорганизованный);

По потребительским  товарам: (дефицитный-недефицитный, национальные или импортные товары).

Совокупность рынков одной страны называется Национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.

Классификация по территории:

Местный

Региональный

Национальный

Межстрановых объединений

Мировой.

Можно выделить также  организованный, неорганизованный легальный - теневой.

Виды рынков:

Рынок товаров и услуг

Рынок ценных бумаг

Рынок кредитных ресурсов

Рынок недвижимости

Рынок средств производства

Рынок «ноу-хау» и другой информации

Рынок труда

Финансовый рынок или  рынок капитала

Рынок ссудного капитала Фондовые биржи

Национальные рынки  различаются валютой, налогами, национальными  стандартами.

Глава III. Различные виды рынков

3. 1. Рынок потребительских  товаров

Это рынок товаров  широкого потребления. Он формируется  в результате следующих мер:

1. путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.

2. путем поддержания  малых и средних предприятий.

3. налоговое и кредитное  стимулирование товаров широкого  потребления.

4. переход к свободному ценообразованию на большинство товаров.

5. постепенная отмена  дотирования убыточных предприятий.

6. радикальный пересмотр  льготного перераспределения товаров  широкого потребления.

Формирование этого  рынка осуществляется на основе 2-х  законов России: «О защите потребительского рынка» от 20. 12. 91г. «О защите потребителей» от 26. 06. 91г.

Инфраструктурой потребительского рынка являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы.

3. 2. Рынок услуг

Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.

Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т. д.) и др.

3. 3. Рынок капитала

Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального производства. В процессе функционирования промышленного капитала от него отделяются ссудный и торговый капитал.

Торговый капитал - это обособившаяся часть промышленного капитала, которая функционирует в сфере товарного обращения. Историческим предшественником торгового капитала был купеческий капитал. Ссудный капитал это обособившаяся часть промышленного капитала, назначение которого - аккумуляция собственных денежных средств и предоставление их тем, кто в них нуждается.

Информация о работе Виды рынков