Виды рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение сущности и видов рынка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Рынок совершенной конкуренции…………………………………………………...4
Рынок чистой монополии……………………………………………………………..5
Рынок монополистической конкуренции……………………………………………6
Рынок олигополии…………………………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

Реферат. Виды рынков..doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ПРАВА ЭКОНОМИКИ и  УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра: Предпринимательства и  таможенного дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему

«Виды рынков»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                                                 Студентка группы 26ТДс111

                                                                                            Каминская Е.А.

Проверила:

Аникеева О.П.

 

 

                

                                                                  

 

                               

 

Тюмень

2011

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………………3

 

Рынок совершенной конкуренции…………………………………………………...4

 

Рынок чистой монополии……………………………………………………………..5

 

Рынок монополистической конкуренции……………………………………………6

 

Рынок олигополии…………………………………………………………………….7

 

 

Заключение……………………………………………………………………………9

 

 

Список литературы…………………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

Современная экономика – это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки передвигаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники этого процесса обмена получат необходимые им товары, а другие – денежный эквивалент этих товаров.

Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий экономики, в общих  чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово и разнообразно. Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей.

Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя или продавца. Было высказано предположение, что два человека могут торговать, но чтобы был рынок должно быть не менее трёх человек, поскольку  одним из главных критериев рынка  является конкуренция. Конкурентные рынки опираются на значительно большее число, как покупателей, так и продавцов. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.

В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло 
вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: 
«редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в 
разнообразных благах». Возникновение рынков является 
следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности 
производительных возможностей человека. Экономические ресурсы и 
производительные возможности людей ограничены относительно и в сравнении 
с их безграничными потребностями. Человек любых наклонностей и 
способностей может что-либо эффективно производить только в одной 
какой-нибудь области, однако потребности его исчисляются миллионами 
наименований потребительских благ.  

Под современным рынком понимают любую  систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.

Целью данного реферата является рассмотрение сущности и видов рынка.

 

 

 

 

1. Рынок совершенной конкуренции

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Конкуренция - "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников.

Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

 

Рис. 1. Классификация рыночного соперничества

 

Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.

Рыночную структуру  совершенной конкуренции определяют 6 основных характеристик ( Множество фирм и их незначительные размеры в отрасли; Множество покупателей; Однотипная продукция; Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм; Отсутствие ценовой конкуренции между продавцами; Полная информированность всех участников рынка относительно изменения цен и свойств товаров. )

 

2. Рынок чистой монополии

Существуют рынки, где в той  или иной степени возможно влияние  на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.

В зависимости от степени ограничения  конкуренции выделяют несколько  видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая конкуренции.

Монополия — исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть — это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия — это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.

Характерные черты  чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Барьеры для входа в отрасль — это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам и искусственные, создаваемые институциональным путем.

Общественные издержки монопольной  власти — это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти. Предельные издержки – затраты на производство дополнительной единицы продукции.

Ценовая дискриминация — разница в ценах на одинаковый по качеству товар для разных покупателей, не связанная с затратами на его производство. Ценовая дискриминация первой степени — наличие особой цены для каждого покупателя. Ценовая дискриминация второй степени — назначение цены в зависимости от объема покупки. Ценовая дискриминация третьей степени — назначение разных цен для разных групп покупателей.

 

3. Рынок монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены.

Рис. 2. Модель рынка монополистической конкуренции

 

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию». Реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов.

Рынок монополистической конкуренции  наиболее конкурентен и наименее монополизирован — это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию.

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции — нисходящая, эластичная. Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта.

Особенности рынка  монополистической конкуренции:

  1. Дифференциация продукта.
  2. Большое число продавцов.
  3. Относительно свободный вход на рынок и выход из него.
  4. Автономность поведения фирм приводит к отсутствию сговора.
  5. Убывающая кривая спроса.

Уровень производства товара монопольно - конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при эффективном масштабе производства.

Дифференцировать товар - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.

Источники получения прибыли фирмой при монополистической конкуренции: вывод на рынок уникального товара; благоприятное расположение фирмы; маркетинговые барьеры; применение передовой технологии.

Характеристика рыночного  равновесия монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:

а). Цены выше минимальных средних  долгосрочных издержек, что приводит к наличию излишних производственных мощностей.

б). Цены выше предельных издержек производства, т.к. фирмы реализуют рыночную власть. Все это приводит к потере эффективности, связанной с потерями. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.

 

2.5 Рынок олигополии

Олигополия - рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного и монополистического рынков, в зависимости от способа поведения его участников и особенностей выпускаемого товара. Рынок олигополии - это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производителя - олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену.

 

Характерные черты  олигополии:

  1. На рынке доминирует небольшое количество фирм.
  2. Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную рыночную власть над ценой.
  3. Ограниченный доступ в отрасль.
  4. Однородный продукт или дифференциальный продукт.
  5. Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

Ценообразование на рынке олигополии.

а) Картельное соглашение.

Тайный сговор - форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

б) Лидерство в ценах (молчаливый сговор) - это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером.

в). Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

г). Ценообразование по принципу «издержки плюс» означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свой средний уровень издержек при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.

Информация о работе Виды рынков