Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:28, курс лекций
1, ТЕХНОЛОГИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА  НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Рыночные возможности представляют собой те направления деятельности, которые открываются перед предприятием, исходя из совокупности условий, в которых оно функционирует.
Для их анализа необходимо располагать  достаточным объемом надежной и  своевременной информации. Это обеспечивается осуществлением маркетинговых исследований (изучение рынка, товара, конкурентов, среды маркетинга, потребителей). В  связи с тем, что рыночных возможностей может быть достаточно много, предприятию  целесообразно сопоставить свои цели с имеющимися в его распоряжении ресурсами, чтобы выделить маркетинговые  возможности.
- получение и использование 
исчерпывающей информации о 
- маневрирование ценами 
с тем, чтобы получить 
- получение конкурентного 
преимущества за счет лучшего 
по качеству товара или за 
счет лучшей организации его 
продвижения (неценовая 
10.ТОВАР В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ.
В маркетинге товаром является всякая продукция в виде физического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Это означает, что каждая фирма, прежде чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некоторый продукт.
Сущность товара в маркетинге можно выразить следующим образом:
Товар = продукт + поддержка + инструмент маркетинга
По общему назначению все товары подразделяются на две группы: потребительские и товары производственного назначения.
С учетом характера потребления и воплощения осязаемых физических характеристик в группе потребительских товаров могут быть выделены:
- товары краткосрочного 
- товары длительного пользования – мат-ные изд., обычно выдерживающие многократное использование (автомобили, электроника, станки, холодильники и др.);
- услуги – это действия, приносящие человеку полезный результат и удовлетворение (стрижка в парикмахерской, учеба в вузе и др.).
Потребительские товары обычно классифицируют с учетом поведения покупателей при их приобретении. В данном случае выделяют:
1. товары повседневного (
2. товары тщательного (
3. престижные товары (особого спроса) 
– это товары, которые либо 
действительно обладают 
4. товары пассивного спроса – это товары, о существовании которых потребитель знает, но не задумывается об их приобретении.
Итак, товар является главным действующим лицом на рынке. Однако, люди приобретают не товар, а их функциональную способность удовлетворять определенную потребность. Маркетинговый анализ как раз и признан, прежде всего, выявить те свойства товара, которые представляют для покупателя существенный интерес.
11.  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 
ТОВАРОВ: СУЩНОСТЬ И 
Конкурентоспособность товара – это комплексная многоаспектная хар-ка тов., определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкурентоспособность рассматривается с точки зрения потребителя. Это позволяет выделить те параметры, которые представляют для потребителя наибольший интерес и определяют их предпочтение по сравнению с товарами конкурентов: – качество и полезность товара, которые и определяют степень удовлетворения товара в той или иной потребности; – затраты, которые будут связаны с приобретением и использованием товара.
Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:
1. Качественные – характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность .
2. Экономические – характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).
Качественные показатели конкурентоспособности товаров
Классификационные Оценочные
   Регламентируемые 
Экологические  | 
  Функциональные  | 
Безопасности  | 
  Надежность в потреблении  | 
Патентно-правовые  | 
  Эргономические  | 
Взаимозаменяемость и   | 
  Эстетические  | 
Экономические показатели конкурентоспособности товаров
Единовременные затраты Текущие затраты
Цена товара  | 
  Расходы на ремонт  | 
Расходы на транспортировку  | 
  Страховые взносы  | 
Стоимость установки, монтажа товара  | 
  Расходы на послегарантийное техническое обслуживание  | 
Налоги  | |
Расходы на утилизацию  | 
Конкурентоспособность товара является 
относительной их характеристикой. 
Это обусловлено следующими факторами: 
она определяется только в результате 
сравнения оцениваемого товара с 
товарами конкурента; она тесно привязана 
к конкретному рынку и 
 
12. МАРКЕТИНГОВОЕ 
ПОНИМАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА 
Правильное понимание 
В теории и практике маркетинга термины 
«покупатель», «потребитель», «заказчик» 
используются как синонимы, хотя в 
отдельных случаях имеется 
С точки зрения маркетинга потребителей можно разделить на две группы:
1. конечные потребители – это отдельные покупатели, приобретающие товары для личного (семейного, домашнего) использования;
2. предприятия-потребители – это оптовые покупатели, приобретающие товары для использования в процессе дальнейшего производства и получения отдельных продуктов, эксплуатации в рамках организаций, а также для перепродажи.
Всех покупателей товаров массового спроса делят на следующие категории: экономные (чувствительные к ценам, качеству товара); персонифицированные (приверженные к товарам конкретной фирмы); этичные (готовые пожертвовать ценой, но поддержать товары фирмы, государства); апатичные (безразличные).
Каждая из приведенных категорий может быть подвержена дальнейшей классификации. К примеру, покупателей, относящихся к категории приверженных к товару, делят на четыре группы;
- безоговорочные приверженцы – это потребители, которые все время покупают товар одной и той же модели или формы;
- терпимые приверженцы, которые делят свои симпатии между двумя-тремя товарными марками;
- непостоянные приверженцы, 
- приверженцы-странники – 
В зависимости от отношения к товару покупателей можно разделить на следующие группы:
- неосведомленный, который не знает о товаре, а поэтому и не испытывает желания его приобрести;
- осведомленный – знает только то, что товар существует, но не знаком с его потребительскими свойствами;
- понимающий – имеет 
- убежденный – осознал 
13. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом. На рынке потребности проявляются в виде платежеспособного спроса.
Выделяют следующую 
Задача состоит в том, чтобы не только сделать прогноз изменений уже существующих, осознанных потребностей и учесть их при производстве товаров, но и выявить скрытые потребности. Изучение и удовлетворение скрытых потребностей всегда приносит коммерческий успех.
Человек стремится удовлетворить 
самые разнообразные 
Мотив – это интенсивное давление 
потребности на личность, требование 
ее удовлетворения. Удовлетворение потребности 
снимает у человека напряжение, но 
потом возникают новые 
Классификация потребностей
Признак классификации  | 
  Виды потребностей  | 
Историческое место потребности  | 
  Прошлые Настоящие Будущие  | 
Степень удовлетворения  | 
  Полностью удовлетворенные Частично удовлетворенные Неудовлетворенные  | 
Степень сопряженности  | 
  Слабо сопряженные Сопряженные Сильно сопряженные  | 
Взаимосвязь товаров в процессе удовлетворения потребности  | 
  Простые Сложные  | 
Степень выраженности  | 
  Открытые Скрытые  | 
14. ИЗУЧЕНИЕ 
МОТИВОВ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО 
Мотив – это интенсивное давление 
потребности на личность, требование 
ее удовлетворения. Удовлетворение потребности 
снимает у человека напряжение, но 
потом возникают новые 
Выделяют несколько подходов к их исследованию и объяснению мотивов покупателей: - теория мотивации З. Фрейда; - теория мотивации А. Маслоу; - теория мотивации Д. Шварц.
Теория мотивации З. Фрейда основана на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Данная теория важна для специалистов по маркетингу тем, что рассматривает покупателя как человека, обуреваемого противоречивыми желаниями, которые должны быть удовлетворены приемлемыми с точки зрения общества путями.
А. Маслоу разработал пирамиду, где человеческие потребности располагаются в определенной последовательности, от «низших» материальных до «высших» духовных, от более настоятельных до менее настоятельных. В основании пирамиды лежат потребности, оказывающие наибольшее давление на личность, а на ее вершине – те, что «давят» сравнительно меньше.
Американский ученый Д. Шварц подразделил мотивы человека на две группы: - рациональные; - эмоциональные.
В соответствии с такой классификацией к рациональным следует отнести ряд мотивов. Прибыль или экономия. Желание человека разбогатеть, наращивать свою собственность, эффективно расходовать деньги. Снижение риска. Потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности. Удобства. Желание облегчить, упростить свои действия. Качество. При выборе товара во многих случаях определяющим фактором является его качество. Гарантированное обслуживание. Создание системы сервисного обслуживания товаров в гарантийный и послегарантийный период.
Выделяют также эмоциональные мотивы.
«Свое Я». Каждый человек желает личного признания. Люди хотят, чтобы их ценили, уважали, и всегда стремятся почувствовать свою значимость. Личная власть и влияние. Людям свойственно стремление к обладанию личной властью и влиянием на свое ближайшее окружение.
Познание. Постоянная нацеленность на новые открытия, знания, действия.
Следование моде. В каждой группе потенциальных покупателей есть те, поведение которых на рынке определяет именно этот мотив. Задача фирмы вовремя его определить и предложить соответствующие товары.
Желание быть принятым в обществе. Человек, помимо личного признания и желания почувствовать свою значимость, стремится быть принятым им.
15. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО 
ПОВЕДЕНИЯ. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ 
В маркетинге, где конечной целью является потребитель, важно уметь моделировать его поведение на рынке. С этой целью строятся различные модели. Они дают ответ на вопрос о том, каким образом потребитель реагирует на те или иные маркетинговые стимулы к приобретению товара. Основой для построения всех моделей является базовая маркетинговая модель, в которой потребитель рассматривается в качестве «черного ящика».