Основные этапы 
оценки целевого рынка представлены  на рис.
| 
  
  1. Определение потенциала сегмента рынка
   | 
|   | 
2. Оценка доступности 
  и существенности сегмента рынка 
   | 
    | 
3.Анализ возможностей 
  освоения сегмента рынка 
   | 
Маркетинговое сегментирование 
раскрывает возможности различных 
сегментов рынка, на котором предстоит 
выступать продавцу. После этого 
фирме необходимо решить:
  - сколько сегментов следует охватить;
 
  - как определить самые выгодные для нее сегменты.
 
Необходимо знать, по каким 
критериям и признакам проводить 
сегментирование рынка.
Критерий - это способ оценки обоснованности 
выбора того или иного сегмента рынка 
для нашего предприятия, признак —это 
способ выделения данного сегмента на 
рынке.
Наиболее распространенными 
сегодня являются следующие 
критерии сегментирования:
  - Потенциал сегмента - сколько изделий и какой общей стоимостью может быть продано, какое число потенциальных потребителей имеется, на какой площади они проживают и т.п. Сегмент рынка должен быть изначально достаточно емким, чтобы можно было покрыть издержки, связанные с внедрением и работой на рынке, и получить прибыль. Кроме того, он должен иметь перспективы дальнейшего роста. 
 
  - Доступность сегмента для предприятия, то есть возможности предприятия получить каналы распределения и сбыта продукции, условия хранения и транспортировки изделий потребителям на данном сегменте рынка. Предприятие должно определить:
 
  
  - располагает ли оно достаточным количеством каналов сбыта своей продукции;
 
  - какова мощность этих каналов;
 
  - достаточно ли надежна система доставки изделий потребителям (имеются ли здесь дороги и какие, подъездные пути и т.п.). 
 
Потребители в сегменте должны 
быть «легко достижимыми» с помощью 
комплекса применяемых предприятием 
маркетинговых средств.
  - Существенность сегмента, то есть определение того, насколько реально ту или иную группу потребителей можно рассматривать как сегмент рынка, насколько она устойчива по основным объединяющим признакам. 
 
  - Возможность освоения сегмента рынка. Оценка возможности освоения сегмента рынка предполагает следующую последовательность основных мероприятий:
 
  
  - Анализ риска. Риск выхода на рынок определяется путем суммирования весов факторов риска. Такой подсчет ведется отдельно для различных сегментов, а в итоге выбирается тот, у которого полученная сумма меньше, чем у других;
 
  - Изучение действующих на рынке норм, правил и стандартов, от требований которых нельзя отступать, а также систем и порядка сертификации продукции;
 
  - Определение конкурентоспособности товара;
 
  - Выявление позиций основных конкурентов; 
 
  - Оценка совместимости сегмента с рынком основных конкурентов;
 
  - Эффективность работы на выбранный сегмент рынка;
 
  - Защищенность выбранного сегмента от конкуренции;
 
  - Определение возможного объема продаж;
 
  - Определение прибыльности предполагает установление, насколько рентабельной будет для предприятия работа на выделенный сегмент рынка. 
 
Позиционирование 
товара на рынке — обеспечение товару конкурентного 
положения на рынке и разработка детального 
комплекса маркетинга. Его задача - свести 
к минимуму неопределенность, связанную 
с товаром. Для этого проводятся различные 
оценки и предположения, а также проводится 
тот или иной вид тестирования потребителей 
(анкетирование, интервью, пробный маркетинг 
и т.п.). Здесь важно выяснить:
  - каково отношение потребителя к товару и какая из характеристик товара является для потребителя главной (для рекламы);
 
  - каковы, с точки зрения потребителя, недостатки товара (для его совершенствования и модернизации);
 
  - какие у товара могут быть дополнительные свойства, выгодно отличающие его от товара конкурентов (для рекламы и совершенствования товара);
 
  - какую цену дает потребитель за товар (для расчета затрат и доходов и для ценовой политики);
 
  - чем привлекательны для потребителя товары конкурентов;
 
  - где, как, при каких условиях потребитель собирается использовать товар (для рекламы и доработки товара);
 
  - где потребителю удобно приобретать товар (для выбора каналов сбыта);
 
  - из каких источников потребитель получает информацию о товаре (для формирования спроса и стимулирования сбыта) и т.д.
 
Решив, на какой сегмент 
выйти, перед фирмой встает задача - 
проникновение в этот сегмент. Если 
сегмент уже устоялся, значит, в 
нем есть конкуренция. Более того, 
конкуренты уже заняли в рамках сегмента 
свои «позиции». И прежде чем решить 
вопрос о собственном позиционировании, 
фирме необходимо определить позиции 
имеющихся конкурентов. Изучив позиции 
конкурентов, фирма решает, занять ли 
место, близкое к позиции одного 
из конкурентов, или попытаться заполнить 
выявленную на рынке «брешь». 
Если фирма занимает позицию 
рядом с одним из конкурентов, 
она должна дифференцировать свое предложение 
за счет товара, его оформления, качественных 
отличий, цены и прочих характеристик, 
такое позиционирование возможно, если:
  - фирма способна произвести товар, превосходящий по качеству товар конкурента;
 
  - рынок достаточно велик, чтобы вместить двух конкурентов;
 
  - фирма располагает большими чем у конкурента ресурсами или избранная позиция в большей мере отвечает особенностям сильных сторон организации.
 
Приняв решение о стратегии 
позиционирования, фирма может заняться 
детальной проработкой комплекса 
маркетинга. 
 
 
  - Товар. Уровни товара. Марка и товарный знак. Этапы разработки товара-новинки.
 
 
Товар – это все, что может удовлетворить 
потребность или нужду и предлагается 
рынку в целях привлечения внимания, приобретения, 
использования или потребления.
Товарная 
политика - это совокупность направлений 
оптимизации товарной номенклатуры и 
определение ассортимента товаров, наиболее 
предпочтительного для успешной работы 
на рынке и обеспечивающего эффективность 
деятельности предприятия в целом.
 
Основной уровень - это товар 
по замыслу, который отвечает на вопрос: 
что в действительности приобретает покупатель.
Затем на основе товара по замыслу 
необходимо создать товар 
в реальном исполнении.
И наконец, создатель товара 
должен надстроить товар по замыслу 
и товар в реальном исполнении товаром 
с подкреплением, предложив потребителям 
дополнительные услуги или выгоды.
Качество товара есть совокупность его особенностей, 
на которых базируется основная его польза 
для потребителей и которая охватывает 
такие характеристики, как функциональность, 
надежность, удобство пользования. 
Дизайн – впечатление от художественной 
формы товара; обеспечивается цветом, 
формой и материалом.
Товарная марка - представляет собой имя, знак 
или символ (рисунок или их сочетание), 
предназначенные для идентификации товаров 
и услуг одного производителя и дифференциации 
их от товаров и услуг других производителей. 
В качестве товарной 
марки могут быть использованы:
  - фирменное имя (марочное название) - это буква, слово или группа букв или слов, которые можно произнести (например «Шевроле», «Эйвон», «Интурист», «Адидас»и др.)
 
  - фирменный (марочный) знак - это символ, рисунок, отличительный цвет или какое-либо иное обозначение. Фирменный знак является частью товарной марки, которую можно опознать, но нельзя произнести.
 
Функции товарного 
знака:
  - гарантия качества;
 
  - индивидуализация;
 
  - рекламная функция;
 
  - охранная.
 
Марочное обозначение. В качестве товарного знака 
могут быть зарегистрированы:
  - словесные (лозунги, фамилии, слова);
 
  - изобразительные (композиция линий, пятен, фигур);
 
  - объемные (фигуры, линии в трехмерном пространстве);
 
  - комбинированные;
 
  - другие (световые, звуковые и др.) обозначения.
 
Упаковка – вместилище или оболочка, 
в которую помещается товар:
  - Первичная – куда помещен товар (флакон для духов);
 
  - Вторичная – соответствующим образом оформленная коробка, обеспечивающая дополнительную защиту;
 
  - Транспортная упаковка.
 
Функции упаковки:
  - защита от возможных повреждений (от агрессивного воздействия внешней среды);
 
  - сохранение потребительских свойств продукта;
 
  - обеспечение возможности создания рациональных единиц груза при перевозке;
 
  - создание оптимальных единиц (по весу и объему) для продажи товаров;
 
  - содействие продвижению на рынок.
 
Под новым товаром 
(товаром рыночной новизны) в маркетинге 
могут пониматься:
  - качественно совершенно новый товар, аналогов которому на рынке до его появления не было. Таких товаров по отношению к другим типам новых товаров довольно мало, поскольку их разработка весьма затруднена и требует качественно новых открытий и изобретений, связанных в основной своей части с развитием фундаментальных исследований и значительными затратами финансовых средств. Примером товаров такого типа могут служить ЭВМ, аппараты факсимильной связи и др.;
 
  - товар, несущий в себе значительное коренное усовершенствование и допускающий наличие на рынке товаров, по своему назначению способных и до появления данного нового товара удовлетворять аналогичные потребности конечных потребителей, т.е. товаров-аналогов по способу применения. Например: лазерные звуковоспроизводящие диски, дополнившие и заменившие такой традиционный товар, как грампластинки, видеокамеры, заменившие и дополнившие такой традиционный товар, как кинокамера и т.д.;
 
  - товар, уже обращающийся на рынке, но с некоторыми усовершенствованиями, не изменяющими коренным образом его характеристик. Напимер: видеомагнитофоны с цифровой системой записи, фотоаппараты с автоматической системой определения выдержки и расстояния и др.;
 
  - товар рыночной новизны, который является старым товаром для прежних рынков, но новым для данного, нового рынка;
 
  - товар новой сферы применения.
 
Стратегические 
подходы к созданию товара. В настоящее время существует 
несколько стратегических подходов к 
созданию товара:
Преимуществом модификационного 
подхода к созданию изделий является, 
прежде всего, его рыночная направленность. 
Являясь отражением реальных, существующих 
потребностей, он максимально снижает 
риск неудач при выходе товара на рынок, 
а значит, становится наиболее эффективным 
направлением разработки товара.
Содержанием такого подхода 
является создание в научных лабораториях, 
на базе фундаментальных научных 
исследований принципиально новых 
товаров, обеспечивающих предприятию 
на какое-то время лидерство, монопольное 
положение на рынке.
  - имитационный подход, совместный с конкурентами;
 
Примерно седьмая часть 
продукции создается на основе имитационного 
подхода, т.е. совместно с конкурентами 
путем покупки лицензий или создания 
совместных предприятий и т.д.
Процесс 
разработки нового продукта в каждой компании проходит 
по-разному. Но существует несколько этапов, 
которые предстоит пройти всем.
  - Формирование идей
 
Идея товара - это общее представление о 
возможном товаре, который фирма по ее 
мнению могла бы предложить. 
Поиск идей о новых товарах 
должен осуществляться систематически, 
а не от случая к случаю.
Основными источниками идей 
для создания новых товаров являются:
  - исследования фундаментальные и прикладные;
 
  - наблюдения за родственными товарами на выставках и ярмарках;
 
  - отчеты и предложения торговых агентов, продавцов, дилеров;
 
  - тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами;
 
  - информация поставщиков;
 
  - мнения экспертов;
 
  - информация в патентах, изобретениях, каталогах, рекламных сообщениях и т.д.
 
  
  - Отбор идей
 
Цель - сократить число 
идей и выделить наиболее перспективные 
идеи нового продукта. Задача фирмы - остановиться 
на одной перспективной идее.
  - Разработка замысла и его проверка